» »

Краткое молитвенное правило серафима саровского. Молитвенное правило. Молитвенное правило Серафима Саровского

15.10.2019

Настаивал на необходимости непрестанно молиться и составил молитвенное правило - последовательность кратких молитв, которые несложно запомнить и постоянно повторять.

Краткое утреннее правило

Вставши от сна, всякий христианин, став пред святыми иконами, пусть прочитает:

Молитву Господню (трижды, в честь Пресвятой Троицы),

Песнь Богородице (трижды),

- (единожды).

Совершив это утреннее правило, пусть занимается своим делом, на которое поставлен или призван.

Молитвы до обеда

Во время же работы дома или находясь в пути пусть тихо читает . Если же вокруг люди, то повторять только в уме: "Господи, помилуй" , и так продолжать до самого обеда.

Перед самым же обедом пусть совершает вышеуказанное утреннее правило.

Молитвы после обеда

После обеда, исполняя свое дело, всякий должен читать тихо "Пресвятая Богородице, спаси мя грешнаго" , что продолжать до самой ночи.

Когда же случится проводить время в уединении, нужно читать "Господи Иисусе Христе, Богородицею помилуй мя грешнаго" .

Молитвы перед сном

Отходя ко сну, всякий христианин пусть снова прочитает вышеуказанное утреннее правило; после того пусть засыпает, оградив себя крестным знамением.

Отец Серафим говорил, что если христианин будет держаться этого малого правила, то может "достигнуть меры христианского совершенства, ибо означенные три молитвы - основание христианства: первая, как молитва, данная Самим Господом, есть образец всех молитв; вторая принесена с неба Архангелом в приветствие Деве Марии, Матери Господа; Символ же вкратце содержит в себе спасительные догматы христианской веры".

Тем, кому по разным обстоятельствам невозможно выполнять и этого малого правила, преподобный Серафим советовал читать его во всяком положении: и во время занятий, и на ходьбе, и лежа в постели, помня слова Писания: Всякий, кто призовет имя Господне, спасется.

В христианстве, как и в любой другой религии, существуют свои правила и традиции. Большая часть из них пришла к нам из древности и модернизировалась, адаптируясь под современное общество и стремительный ритм жизни. Правила помогают современному человеку не сбиться с пути истинного и очистить душу от греховных соблазнов мирской жизни. Одной из самых сильных очищающих молитв, которую рекомендуется читать верующему человеку каждый день, является «Богородичное правило».

Известны как ежедневные молитвенные правила, так и те, что совершаются только в праздники и особые случаи. В каждодневные обязанности любого истинно верующего человека входит ряд молитв, которые он обязан читать утром и вечером. К ним относятся, в порядке чтения:

Данные святые слова читаются человеком, только проснувшимся и вставшим с кровати. Произносить утреннюю молитву необходимо перед иконами и до еды, но разрешается некоторое отступление от правил для особенно занятых и постоянно спешащих современников.

После дневных забот, вечером, христианин до еды должен совершить ещё один ритуал и прочесть другой список молитв, который призван очистить его душу и помыслы от грязи прошедшего дня. К ним, в порядке чтения, относятся:

Ежедневное обращение к Богу и Богородице потому и называется правилом, что оно дисциплинирует человека и настраивает его на определённое время для личного общения с Небесными силами. Современные церковники отмечают, что для работающих христиан необязательно совершать полный курс прочтения святых слов, совершая его машинально и «на бегу».

Допускается десятиминутное общение с Богом искренне и от души. Ничего страшного нет в том, что молящийся не выполнил правило полностью, зато он не спешил и был полностью настроен на нужную волну.

К ежедневным обязательным обращениям к Высшим силам относит церковь и общение с Непорочной Девой . Это обращение к Матери всех матерей тоже имеет определённые правила и каноны, которых необходимо придерживаться.

О том, что Богородичное правило, сильное обращение к Матери Божьей, подарила людям сама Всесвятая, сообщается во многих источниках. Религиоведы и церковнослужители отмечают, что правило попало к мирянам ещё в VIII веке нашей эры и было незыблемым постановлением к ежедневному исполнению. Каждый верующий христианин должен был обращаться к Божьей Матери в течение дня 150 раз и читать не только молитву «Богородице Дева, радуйся», но и через каждый десяток вспоминать один из пятнадцати важных жизненных моментов, называемых «Членами».

  • Серафима Саровского;
  • Алексия Уминского;
  • Феофана Затворника.

Иеромонах из села Дивеево, что в Нижегородской области, преподобный Серафим Саровский, наставляя на путь истинный обращавшихся к нему прихожан, знал некий церковный обряд, который люди назвали «Правило преподобного Серафима Саровского для мирян».

Для того чтобы очистить душу и сердце, основатель Серафимо-Дивеевского женского монастыря рекомендовал желающим пройти по протоптанной тропке вокруг святой обители и прочесть 150 раз подряд обращение к Деве Марии «Богородице Дево, радуйся». Старец уверял, что эти 23 нехитрых слова, произнесённых искренне и от души, способны совершить чудо, исцелить любого и помочь в решении любой жизненной ситуации.

Понимая, что не всегда человеку с руки читать святое обращение к Богоматери, преподобный Серафим говорил: произнесение молитвенного текста может быть сокращено и на 50 раз для тех, кто только приступает к этому праведному занятию или же тех, у кого действительно мало времени на полное прочтение. Так как обращаться к святым каждый день является истинной обязанностью любого верующего, Серафим Саровский составил свой упрощенный список святых слов, которые вечно занятым современникам будет под силу соблюдать. Краткое правило Серафима Саровского состоит из таких необходимых утренних молитв:

  • «Отче наш»;
  • Троице;
  • «Богородице Дево»;
  • «Символ веры».

Молитву всех молитв христианства «Отче наш» необходимо произнести 3 раза, далее 1 раз обратиться к Святой Троице. После чего читается обращение к Деве Марии 3 раза и «Символ веры» в завершение читается 1 раз. Окончив утреннее общение с Небесными силами, человек спокойно может приступать к завтраку и другим запланированным делам.

Имея несколько свободных минут, преподобный рекомендовал читать на память про себя или по возможности вслух обращение к Господу или же просто повторять «Господи, помилуй». А вечернее Богородичное правило Серафима Саровского состоит из трёх, самых важных, по мнению иеромонаха, святых текстов:

  • «Отче наш»;
  • «Богородице Дево, радуйся»;
  • «Символ веры».

Все три обращения рекомендуется читать, придя домой перед ужином, оставив на несколько минут все мирские дела и уединившись в общении души с Творцом. «Отче наш» и «Богородице Дево» серафимово правило для мирян рекомендует к прочтению 3 раза, а вот последний святой текст необходимо произнести только единожды.

Алексей Уминский и Феофан Затворник

Важность обращения к святым и к Деве Марии неоднократно подчёркивали и другие священнослужители . К примеру, протоиерей Алексей Уминский отмечал, что молитвенные правила на то и существуют, чтобы их придерживаться и по возможности произносить каждый день. Общение же с Богородицей усиливает эффект от общения с Богом, так как именно Дева Мария всегда вымаливает для обращающегося к ней самое необходимое.

Святитель Феофан Затворник тоже советовал верующим и нуждающимся в помощи людям соблюдать молитвенное правило и в особенности Богородническое. По поводу спешки и отсутствия лишнего времени он всегда говорил, что лучше медленно и вдумчиво прочесть одну молитву, чем быстро скороговоркой проговорить весь список, когда разум молящегося далёк от понимания святых слов.

Существует даже церковная легенда . В ней говорится, что верующему человеку, часто молившемуся и обращавшемуся к Матери Божьей, как-то приснился небесный суд, на котором его судили. Он так испугался происходящего, что не мог проронить ни слова, но Ангел-Хранитель, всегда находящийся рядом, попросил его успокоиться и не бояться происходящего.

На искреннее удивление, читаемое в глазах сновидца, небесный защитник ответил, что Дева Мария, к которой он так часто обращался в жизни, обязательно заступиться за него. Проснувшись, верующий человек ещё сильнее уверовал в правильность своих действий, и стал почитать Богородицу ещё искреннее и чаще.

В век современных технологий обращение к Деве Марии и другим небесным силам можно всегда прослушать онлайн. Главное - помнить, что общение с Богом должно идти от сердца, и слова произносятся искренне, тогда обращение быстрее услышат.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Приболев, бабушка только приговаривала, мол, помолюсь батюшке Серафиму, - он поможет. О своем помощнике и заступнике набожная старушка не рассказывала. Боялась, что начну пересказывать услышанное в школе, а мы росли в период атеизма.

Когда гонения на церковь прекратились, бабушка советовала обращаться к преподобному. Она считала, что он в самых разных делах помощник. В бабулином календаре отмечены и две даты: 15 января старец предстал перед Господом, а 1 августа обретены его мощи.

Бабушка пробудила во мне интерес побольше узнать о преподобном, который всю свою жизнь провел в служении Богу. Старец уверял, что спасется всякий, кто призовет имя Господа. Ежедневная и постоянная молитва - это и есть разговор с Отцом небесным. Беседа ведется по определенным правилам. Одно из них - правило Серафима Саровского.

Молитвенное правило Серафима Саровского

Как и кому помогает

Всем, кто с искренним сердцем и чистыми помыслами обращается к Господу нашему, даруется то, с чем мы обращаемся в этих просьбах. Исцеление от болезней, обретение душевного покоя, исполнение желаний. Ведь произнесенные с верой слова обладают особым свойством, а Господь всемилостив. Батюшка Серафим говорил, что все, кто регулярно общаются с Богом, достигнут христианского совершенства.

Правила чтения

Еще при жизни старца паломники шли к нему. Люди признавались, что не всегда могут сходить в храм. Батюшка советовал им завести за правило обращаться к Богу в течение дня. Этот совет мы знаем как молитвенное правило Серафима Саровского для мирян.

  • «Отче наш» (обращение Пресвятой Троице) трижды;
  • песнь «Богородице дево, радуйся» трижды;
  • «Символ веры» один раз.

Повседневные дела можно перемежать общением с Господом. По дороге, на службе до обеда негромко произносите: "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго (-ую). Если рядом есть посторонние, говорите мысленно «Господи помилуй».

Перед обедом и перед сном утренние молитвы снова повторите. Выполняя работу, до сна обращайтесь к Богородице «Спаси мя грешнаго (ую)». Начинайте молиться, перекрестившись.

Текст молитвы

«Отче наш» - основополагающая. С ней мы доверительно обращаемся к небесному Отцу в разных жизненных ситуациях.

Песнь «Богородице дево, радуйся». Матерь Божья является небесной заступницей для всех верующих. Хвалебное воззвание помогает справляться с невзгодами, приобщаться к радости.

«Символ веры» - краткое изложение основ православной веры. Каждая из 12 ее членов содержит один из догматов православия.


Что такое Серафимово правило

Биография

Прохор родился в 18 веке в семье богатого курского купца Мошнина. Глубоко верующие родители и сыновей воспитывали в христианских традициях. Когда 17-летний юноша решил отправиться в Киево-Печерскую лавру, мать благословила его. Женщина была уверена, что Богоматери она обязана чудесным исцелением сына после падения его с колокольни.

Из Киева путь Прохора лежал в Саровскую пустынь. Прослужив там, он стал иноком и получил имя Серафим. Монах вел аскетичную жизнь в уединенной келье в молитвах. Скудную пищу собирал в лесу да в огороде, который развел рядом.

Преподобный возродил старчество на Руси, много лет проведя в молчании. Известен и как столпник: молился по ночам на валуне, возводя руки к небу. Еще при жизни стал известен как целитель и прозорливец. Предсказал страшные испытания для России и ее возрождение в качестве сильной державы. В начале 20 века канонизирован по инициативе Иоанна Кронштадтского и императора Николая II.


История появления

Преподобный долгие годы был покровителем Дивеевской женской обители. Он оставил молитвенное правило для сестер монастыря. Утром прочесть правило как для мирян (Правильце), другие утренние молитвы. Выполнение послушания не могло мешать чтению.

Вечернее правило Дивеевского женского монастыря:

  • 12 избранных пустынниками псалмов;
  • помянник;
  • поучение;
  • по 100 поясных поклонов с молитвами: «Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас грешных!», «Владычица наша Пресвятая Богородице, спаси нас грешных!» и «Преподобне отче наш Серафиме, моли Бога о нас грешных!»;
  • повторить Правильце.

Другие молитвы преподобного Серафима

Примерно в 7-8 веке было известно Богородичное молитвенное правило. Оно помогало в болезнях, несчастьях. На некоторое время это правило ушло из обихода. Вернул эту сильную молитву Саровский старец.

Нужно произнести «Богородице дево, радуйся» 150 раз в сутки. После каждого десятка следует читать «Отче наш» и «Милосердия двери отверзи нам, благословенная Богородице». Затем идет тропарь в соответствии с одним из событий в ее жизни.

В Дивеевской обители прихожане с Песнью шествовали вокруг храма по благословению старца. Жива эта традиция и сегодня. Ведь в монастырь едут многочисленные паломники, чтобы поклониться мощам преподобного, пройти по Богородичной канавке, набрать святой воды из источника.

При жизни батюшка помогал всем, кто обращался к нему. Не забывает и сейчас приходящих с верой, глубоким упованием. Поэтому в каждом храме есть икона преподобного, существует несколько молитв для общения с ним.

Одна из основных «Молитва Серафима Саровского на каждый день» (О пречудный отче).

Часто обращаются к старцу больные в прошении помочь победить недуг (Об исцелении и здравии).

Покровительствует святой в делах семейных. Всем девушкам, кто не нашел своей половинки после 30 лет, помогает выбрать достойного супруга. (О любви и замужестве).

С какими-либо проблемами мы не справляемся в одиночку. Тогда всякий христианин молится преподобному о помощи в делах и удаче.

Торговые люди чтят покровителя и обращаются с Молитвой батюшке Серафиму о хорошей торговле и удаче в денежных делах.

Рассказывают и такую историю. В 1928 году грозил арест одному старцу. И вот является к нему Серафим Саровский, велит записать текст молитвы Богородице «Всемилостивая» и всегда читать ее. 18 лет каторги выдержал старец.


Утренние

Проснувшись, встаньте перед иконами, перекрестившись, читайте «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь».

Потом внимательно, не спеша произносите молитвы:

  • мытаря (стих 13. глава 18, Евангелие от Луки);
  • Предначинательная;
  • Святому Духу (дважды);
  • ко Пресвятой Троице (трижды);
  • Господня;
  • Тропари Троичные;
  • ко Пресвятой Троице (с поклонами);
  • Псалом 50;
  • Символ Веры;
  • Первая, святого Макария Великого;
  • Вторая. святого Макария Великого;
  • Третья, святого Макария Великого;
  • Четвертая, святого Макария Великого;
  • Пятая, святого Василия Великого;
  • Шестая, Василия Великого;
  • Седьмая, Богородице;
  • Восьмая, ко Господу Нашему Иисусу Христу;
  • Девятая, к Ангелу хранителю;
  • Десятая, ко Пресвятой Богородице;
  • Призывание святого, имя которого носишь;
  • Песнь Богородице;
  • Тропарь Кресту и молитва за Отечество;
  • о живых (с поклонами);
  • об усопших (с поклонами);
  • окончание молитв.


Вечерние

Перед сном мы снова встаем перед иконами и обращаемся к Господу. Зажгите свечу, забудьте о суете мирской.

Слова молитв одна за другой пойдут из вашего сердца:

  • Предначинательная;
  • Святому Духу (дважды);
  • Трисвятое (трижды с крестным знамением и поклоном);
  • ко Пресвятой Троице (трижды);
  • Господня;
  • Тропари;
  • 1-я, святого Макария Великого, к Богу Отцу;;
  • 2-я, святого Антиоха, ко Господу нашему Иисусу Христу;
  • 3-я, ко Пресвятому Духу;
  • 4-я, святого Макария Великого;
  • 5-я, (Господи Боже Наш, еже согрешивших в дни сем словом...);
  • 6-я, (Господи Боже Наш, в Него же веровахом...);
  • 7-я, святого Иоанна Златоуста (24 молитвы по количеству часов);
  • 8-я, ко Господу Нашему Иисусу Христу;
  • 9-я, ко Пресвятой Богородице, Петра Студийского;
  • 10-я, ко Пресвятой Богородице;
  • 11-я, ко святому Ангелу хранителю;
  • кондак Богородице;
  • молитва святого Иоанникия;
  • мол-ва святого Иоанна Дамаскина;
  • Честному Кресту (перекрестившись);
  • Ослаби, остави, прости, Боже...;
  • Нненавидящих и обидящих нас прости, Боже...;
  • исповедание грехов повседневное;
  • на отход ко сну.

Очистите помыслы свои и сердце перед перед молитвой, тогда ваша душа наполнится любовью, и Преподобный вас не оставит.


Видео

Видео рассказывает, как проходит праздник Успения Богородицы в Дивеево.

Серафим Саровский (в миру Прохор Исидорович Мошнин)

Родился в 1754 году в Курске, в семье богатого именитого купца Исидора Мошнина и его жены Агафии. Рано потерял отца. В возрасте 7 лет упал с колокольни строящегося Сергиево-Казанского собора, но остался невредим. Местный юродивый предрек, что мальчик будет «крепким предстателем пред Святой Троицей и горячим молитвенником за весь мир». В юном возрасте Прохор тяжело заболел. Во время болезни он увидел во сне Богородицу, пообещавшую его исцелить. Сон оказался правдивым: во время Крестного хода мимо его дома пронесли икону Знамения Пресвятой Богородицы, и мать вынесла Прохора, чтобы тот приложился к иконе, после чего он выздоровел.

В 1776 году совершил паломничество в Киев в Киево-Печерскую лавру, где старец Досифей благословил и указал ему место, где он должен был принять послушание и постриг - Саровскую пустынь. В 1778 году стал послушником у старца Иосифа в Саровском монастыре в Тамбовской губернии. В монастыре исполнял обязанности пономаря, столярничал, пек просфоры и хлеб для братии. В 1786 году принял монашество и был посвящён в иеродиаконы, в 1793 году рукоположен в иеромонаха.

В 1794 году, имея склонность к уединению, стал жить в лесу в келии в пяти километрах от монастыря. В качестве аскетических подвигов и упражнений носил одну и ту же одежду зимой и летом, сам добывал себе пропитание в лесу, мало спал, строго постился, перечитывал священные книги, ежедневно подолгу молился. Около келии Серафим развёл огород и устроил пчельник.

Ряд фактов жития преп. Серафима весьма примечателен. Однажды на протяжении трех с половиной лет аскет питался только травой снытью. Позднее тысячу дней и тысячу ночей Серафим провел в подвиге столпничества на каменном валуне. Некоторые из приходивших к нему за духовным советом видели огромного медведя, которого преподобный кормил хлебом с рук (по словам самого о. Серафима этот медведь постоянно приходил к нему, но известно, что кормил Старец и других животных).

Из более драматичных событий известен случай с разбойниками. Согласно житию, некие разбойники, узнав, что к Серафиму часто приходят богатые посетители, решили ограбить его келью. Застав его в лесу во время ежедневной молитвы, они избили его и обухом топора проломили ему голову, причём святой не сопротивлялся, несмотря на то, что был в то время молодым и сильным человеком. В его келии разбойники ничего для себя не нашли и удалились. Преподобный чудом вернулся к жизни, однако после этого случая навсегда остался сильно сгорбленным. Позже эти люди были пойманы и опознаны, но отец Серафим простил их; по его требованию они были оставлены без наказания.

В 1807 году преподобный принял на себя иноческий подвиг молчания, старался ни с кем не встречаться и не общаться. В 1810 году он возвратился в монастырь.
В монастыре взял на себя новый труднейший подвиг затворничества. Затворился преподобный на 17 лет, никуда не выходя и понемногу ослабляя строгость своего затвора. Первые 5 лет никто не видел его, и даже брат, приносивший ему скудную пищу, не видел, как старец брал ее. Затем святой старец открыл келейную дверь, и всякий мог приходить к нему, но на вопросы имевших в нем нужду не отвечал, приняв обет молчания пред Богом и безмолвно продолжая свое духовное делание. В келье не было ничего, кроме иконы Богоматери, перед которой теплилась лампада, и обрубка пня, служившего ему стулом. Дубовый некрашенный гроб стоял в сенях, и старец молился близь него, готовясь постоянно к переходу от временной жизни к вечной.

Через 10 лет безмолвного затворничества по Вышней воле преподобный Серафим снова отверз свои уста для служения миру – своей любовию, ниспосланной от Бога благодатными дарованиями учительства, прозорливства, чудес и исцелений, своим духовным руководством, молитвою, утешением и советами. Двери кельи его стали открыты для всех – от ранней литургии до восьми часов вечера.

1823 год – первый случай чудесного исцеления отцом Серафимом тяжелобольного помещика Михаила Васильевича Мантурова.

Живя в монастыре принимал многих посетителей из монашествующих и мирян, имея, как сказано в житии, дар прозорливости и исцеления от болезней. Его посещали также знатные люди, в том числе царь Александр I. Ко всем приходящим к нему обращался словами «Радость моя!», в любое время года приветствовал словами «Христос воскрес!». Был основателем и постоянным покровителем Дивеевской женской обители.

5 сентября 1831 года произошло чудесное исцеление Саровским чудотворцем симбирского помещика и благодетеля Дивеевского монастыря Николая Александровича Мотовилова, записавшего впоследствии беседу с отцом Серафимом «О цели христианской жизни», ставшей духовным завещанием Старца.

В 1831 году святой сподобился видения Богородицы (двенадцатый раз в своей жизни) в окружении Иоанна Крестителя, Иоанна Богослова и 12 дев. Скончался в 1833 году в Саровском монастыре в своей келии во время коленопреклоненной молитвы.

В настоящее время рака с мощами преподобного Серафима, Саровского и всей Руси чудотворца, покоится в Троицком соборе Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского женского монастыря.

Один из наиболее почитаемых русских святых.

Серафим Саровский прозорливец с поразительной точностью предрек грядущую судьбу России: «Произойдет великая продолжительная война и страшная революция в России, превышающая всякое воображение человеческое, ибо кровопролитие будет ужаснейшее: бунты Разинский, Пугачевский, Французская революция - ничто в сравнении с тем, что будет с Россией. Произойдет гибель множества верных отечеству людей, разграбление богатства добрых людей, реки крови русской прольются… Будет такая скорбь, чего от начала мира не было! Ангелы не будут успевать принимать души… Я молил Господа отвести эту страшную беду, но Господь не услышал убогого Серафима». «Когда же будет самое страшное время?» - однажды спросил преподобного один из его почитателей. «Немного позже, чем через сто лет после моей смерти», - отвечал старец Серафим Саровский».

Наставления святого старца Серафима

Страсти истребляются страданием и скорбью, или произвольными, или посылаемыми Промыслом.

Радость моя, молю тебя, стяжи дух мирен, и тогда тысячи душ спасутся около тебя.

Не должно без нужды другому открывать сердца своего. Когда случится быть среди людей в мире, о духовных вещах говорить не должно, особенно когда в них не примечается и желания к слушанию.

Истинная цель жизни нашей христианской состоит в стяжании Духа Святого.

Бог есть огнь, согревающий и воспламеняющий сердца и утробы. Итак, если мы ощутим в сердцах своих хлад, который от диавола, ибо диавол хладен, то призовем Господа, и Он пришед согреет наше сердце совершенною любовью не только к Нему, но и к ближнему. И от лица теплоты изгонится хлад доброненавистника.

Бог являет нам Свое человеколюбие не только тогда, когда мы делаем добро, но и когда оскорбляем и прогневляем Его. Как долготерпеливо сносит Он наши беззакония! И когда наказывает, как благоутробно наказывает!

Поколику совершенствуется человек перед Богом, потолику вслед Его ходит; в истинном же веке Бог являет ему лицо Свое. Ибо праведные, по той мере, как входят в созерцание Его, зрят образ как в зерцале, а там зрят явление истины.

Если не знаешь Бога, то невозможно, чтобы возбудилась в тебе и любовь к Нему; и не можешь любить Бога, если не увидишь Его. Видение же Бога бывет от познания Его: ибо созерцание Его не предшествует познанию Его.

О делах Божиих не должно рассуждать по насыщении чрева: ибо в наполненном чреве нет видения таин Божиих.

Вeра безъ дeлъ мертва есть (Иак. 2, 26); а дела веры суть: любовь, мир, долготерпение, милость, смирение, несение креста и жизнь по духу. Только такая вера вменяется в правду. Истинная вера не может быть без дел: кто истинно верует, тот непременно имеет и дела.

Если человек не имеет вовсе никакого попечения о себе ради любви к Богу и дел добродетели, зная, что Бог печется о нем,- таковая надежда есть истинная и мудрая. А если человек сам печется о своих делах и обращается с молитвою к Богу лишь тогда, когда уже постигают его неизбежные беды, и в собственных силах не видит он средств к отвращению их и начинает надеяться на помощь Божию,- такая надежда суетна и ложна. Истинная надежда ищет единаго Царствия Божия и уверена, что все земное, потребное для жизни временной, несомненно дано будет. Сердце не может иметь мира, доколе не стяжет сей надежды. Она умиротворит его и вольет в него радость. О сей-то надежде сказали достопокланяемые и святейшие уста: прiидите ко Мнe вси труждающiися и обремененнiи, и Азъ упокою вы (Мф. 11, 28), т. е. надейся на Меня и утешишься от труда и страха.

Стяжавший совершенную любовь к Богу существует в жизни сей так, как бы не существовал. Ибо считает себя чужим для видимого, с терпением ожидая невидимого. Он весь изменился в любовь к Богу и забыл всякую другую любовь.
Кто любит себя, тот любить Бога не может. А кто не любит себя ради любви к Богу, тот любит Бога.
Истинно любящий Бога считает себя странником и пришельцем на земли сей; ибо душою и умом в своем стремлении к Богу созерцает Его одного.
Душа, исполненная любви Божией, во время исхода своего из тела, не убоится князя воздушного, но со Ангелами возлетит, как бы из чужой страны на родину.
Чтение слова Божия должно быть производимо в уединении для того, чтобы весь ум чтущего углублен был в истины Священного Писания и принимал от сего в себя теплоту, которая в уединении производит слезы; от сих человек согревается весь и исполняется духовных дарований, услаждающих ум и сердце паче всякого слова.

Ничто так и не содействует стяжанию внутреннего мира, как молчание и, сколько возможно, непрестанная беседа с собою и редкая с другими.

Мы неусыпно должны хранить сердце свое от непристойных помыслов и впечатлений, по слову Приточника: всякимъ храненiемъ блюди твое сердце отъ сихъ бо исходища живота (Притч. 4, 23).
От бдительного хранения сердца раждается в нем чистота, для которой доступно видение Господа, по уверению вечной Истины: Блажени чистiи сердцемъ, яко тiи Бога узрятъ (Мф. 5, 8).
Что втекло в сердце лучшего, того мы без надобности выливать не должны; ибо тогда только собранное может быть в безопасности от видимых и невидимых врагов, когда оно, как сокровище, хранится во внутренности сердца.
Сердце тогда только кипит, будучи возжигаемо огнем Божественным, когда в нем есть вода живая; когда же вся выльется, то оно хладеет, и человек замерзает.
Когда же человек старается в себе иметь сердце смиренное и мысль невозмущенную, но мирную, тогда все козни вражии бывают бездейственны, ибо где мир помыслов, там почивает Сам Господь Бог - въ мирe мeсто Его (Пс. 75, 3).

Покаяние во грехе, между прочим, состоит в том, чтобы не делать его опять.
Как всякой болезни есть врачевание, так и всякому греху есть покаяние.
Итак несомненно приступай к покаянию, и оно будет ходатайствовать за тебя пред Богом.
В церкви на молитве стоять полезно с закрытыми очами во внутреннем внимании; открывать же очи разве тогда, когда уныешь, или сон будет отягощать тебя и склонять к дреманию; тогда очи обращать должно на образ и на горящую пред ним свещу.

Когда же ум и сердце будут соединены в молитве и помыслы души не рассеяны, тогда сердце согревается теплотою духовною, в которой воссиявает свет Христов, исполняя мира и радости всего внутреннего человека.
У кого текут слезы умиления, такового сердце озаряют лучи Солнца правды - Христа Бога.

Дабы приять и узреть в сердце свет Христов, надобно, сколько можно, отвлечь себя от видимых предметов. Предочистив душу покаянием и добрыми делами и с верою в Распятого закрыв телесные очи, должно погрузить ум внутрь сердца, и вопиять призыванием имени Господа нашего Иисуса Христа; и тогда по мере усердия и горячести духа к Возлюбленному находит человек в призываемом имени услаждение, которое возбуждает желание искать высшего просвещения.

Молитвенное правило сятого старца Серафима

Молитву преподобный Серафим Саровский считал для жизни столь же необходимой, как воздух. Он просил и требовал от своих духовных детей, чтобы они непрестанно молились, и заповедал им молитвенное правило, оставшееся под именем “Правила отца Серафима".

Восставши ото сна, всякий христианин, оградив себя крестным знамением, пусть прочитает спасительную молитву, которой Сам Господь и Бог наш Иисус Христос научил учеников Своих:
Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да придет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси, и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь. И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должникам нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого. (Трижды)

В честь Божией Матери:
Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших. (Трижды)

Затем - Символа веры:
Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя, Творца небу и земли, видимым же всем и не видимым. И во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единородного, иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога истинна, рожденна, несотворенна, единосущна Отцу, Имже вся быша. Нас ради человек и нашего ради спасения сшедшего с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы, и вочелавечшася. Распятаго же за ны при Понтийстем Пилате, и страдавша, и погребенна. И воскресшаго в третий день по Писанием. И возшедшаго на небеса, и седяща одесную Отца. И паки грядущаго со славою судити живым и мертвым, Егоже Царствию не будет конца. И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. Во Едину Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Исповедую едино крещение во оставление грехов. Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века. Аминь.

Совершив это правило, всякий христианин пусть занимается своим делом, на которое поставлен или призван. Во время же работы, дома или на пути пусть читает тихо молитву Иисусову:
Господе, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешнаго (или Грешную); а если окружают его другие люди, то, занимаясь делом, пусть говорит умом только: Господи, помилуй! И это продолжает до обеда.
Перед обедом же пусть совершит выше сказанное утреннее правило.
После обеда, исполняя свое дело, читай также тихо: Пресвятая Богородице, спаси мя, грешнаго (или грешную); и это продолжай до самого сна.
Приближаясь ко сну, прочитай вышесказанное утреннее правило, и после того засыпай, оградив себя крестным знамением.

При этом св. старец говорил, указывая на опыт св. отeц, что, если христианин будет держаться этого малого правила, как спасительного якоря среди волн мирской суеты, со смирением исполняя его, то может достигнуть высокой меры духовной, ибо эти молитвы суть основание христианства: первая - как слово Самого Господа и поставленная Им в образец всех молитв, вторая принесена с неба Архангелом как приветствие Пресвятой Деве, Матери Господа. Последняя же заключает все догматы веры.
Имеющий время пусть читает Евангелие, Апостол, другие молитвы, акафисты, каноны. Если же кому-то невозможно выполнять и это правило - слуге, подневольному человеку - то мудрый старец советовал выполнять это правило и лежа, и при ходьбе, и при деле, помня слова Писания: “Всяк, иже призовет имя Господне, спасется".

«Радость моя, молю тебя, стяжи дух мирен, и тогда тысячи душ спасутся около тебя» (Серафим Саровский)

Серафим Саровский родился в 1754 году в городе Курске в семье купца Исидора Мошнина и Агафии. Рано потерял отца. В отрочестве упал с колокольни строящегося храма Сергия Радонежского, но остался невредим.

В 1776 году совершил паломничество в Киево-Печерскую лавру, где старец Досифей благословил и указал ему место, где он должен принять послушание и постриг. Этим местом была названа Саровская пустынь. Через два года стал послушником у старца Иосифа в Саровском монастыре в Тамбовской губернии. В 1786 году принял монашество и был посвящён в иеродьяконы, а через семь лет рукоположен во иеромонаха.

Имея склонность к уединению, стал жить в лесу в келии, недалеко от монастыря. Уже в это время он проявлял различные подвиги, и в частности: телесные (носил одну и ту же одежду зимой и летом, сам добывал себе пропитание в лесу, спал очень мало, во многом имел строгое воздержание, пост), чтение книг (перечитывание Евангелия, святоотеческого писания),
ежедневная долгая молитва, столпничество.

Около келии Серафим развёл огород и построил пчельник.

Видя подвиги преподобного Серафима, враг человеческого рода вооружился против него и, желая принудить святого оставить безмолвие, решил устрашать его, но преподобный ограждал себя молитвой и силой Животворящего Креста.

Диавол навел на святого «мысленную брань» - упорное продолжительное искушение. Для отражения натиска врага преподобный Серафим усугубил труды, взяв на себя подвиг столпничества Каждую ночь он поднимался на огромный камень в лесу и молился с воздетыми руками, взывая: «Боже, милостив буди мне грешному». Днем же он молился в келии, также на камне, который принес из леса, сходя с него только для краткого отдыха и подкрепления тела скудной пищей. Так молился преподобный 1000 дней и ночей.

Житие сообщает о случае, как преподобный из собственных рук кормил медведя хлебом. Однажды на него в лесу напали разбойники и в великой злобе проломили обухом топора голову. Обыскав келию Серафима для себя они там ничего не нашли. Позже эти люди были установлены, но отец Серафим простил и упрашивал власти не наказывать их.

В 1807 году Серафим принял на себя иноческий труд молчания, старался ни с кем не встречаться и не общаться. Через три года он возвратился в монастырь, но ушёл в затвор на пятнадцать лет (1825г.).

Святой старец в уединении иногда настолько погружался во внутреннюю сердечную молитву, что подолгу оставался неподвижным, ничего не слыша и не видя вокруг

После окончания затвора принимал многих посетителей из монашествующих и мирян, имея, как сказано в житии, дар прозорливости и исцеления от болезней. Его посещали знатные особы, в том числе император Александр I.

Ко всем приходящим к нему обращался словами «Радость моя!», в любое время года приветствовал словами «Христос воскресе!».

В 1831 году Cерафим сподобился видения Богородицы в окружении Иоанна Крестителя, Иоанна Богослова и 12 дев.

Преподобный Серафим Саровский еще в начале XIX века предсказал расстрел царской семьи, революцию и войны, миллионы жертв, но говорил, что Россию ждет великая слава.
Он говорил: «Будет такое время на Руси, когда ангелы не будут успевать принимать души умирающих».

Скончался Серафим Саровский в 1833 году в Саровском монастыре в своей келии во время молитвы. В 1903 году могила старца была вскрыта, и он был канонизирован.

Согласно пророчеству Серафима Саровского, спустя сто лет после обретения его мощей Россия начнет возрождаться: «Господь через страдания приведет ее к великой славе». Но произойдет это после всенародного покаяния.

Серафим Саровский писал: «Славяне же любимы Богом за то, что до конца сохраняют истинную веру в Господа. И удостоятся великого благодеяния Божия: будет всемогущественный язык на земле, и другого царства более всемогущественного, чем Русско-Славянского не будет на земле».

Молитву преподобный Серафим Саровский считал для жизни столь же необходимой, как воздух. Он просил и требовал от своих духовных детей, чтобы они непрестанно молились, и заповедал им молитвенное правило, оставшееся в памяти церкви под именем «Правила отца Серафима» .

Пробудившись от сна и ставши на избранном месте, всякий должен оградить себя крестным знамением и, став на избранном месте, читать ту спасительную молитву, которую людям передал Сам Господь, то есть «Отче наш» (трижды), потом «Богородице Дево, радуйся» (трижды) , и, наконец, единожды Символ веры.
Совершив это утреннее правило, всякий христианин пусть отходит на свое дело и, занимаясь дома или находясь в пути, должен читать тихо про себя: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго» .
Если же окружают люди, то, занимаясь делом, говорить только умом: «Господи, помилуй» , и так продолжать до самого обеда.
Перед обедом совершить утреннее правило.
После обеда , исполняя свое дело, всякий должен читать тихо: «Пресвятая Богородице, спаси мя грешнаго» , что продолжать до самой ночи.
Когда же случится проводить время в уединении, нужно читать: «Господи Иисусе Христе, Богородицею помилуй мя грешнаго» , а ложась спать на ночь , всякий христианин должен повторить утреннее правило, и после него с крестным знамением засыпать.

При этом преподобный говорил, указывая на опыт св. отцов, что, если христианин будет держаться этого малого правила, как спасительного якоря среди волн мирской суеты, со смирением исполняя его, то может достигнуть высокой меры духовной, ибо эти молитвы суть основание христианства:

  • Первая (Отче наш) - как слово Самого Господа и поставленная Им в образец всех молитв
  • Вторая (Богородица Дева радуйся) - принесена с неба Архангелом как приветствие Пресвятой Деве, Матери Господа
  • Последняя (Символ Веры) - заключает все догматы веры


Имеющий время пусть читает Евангелие, Апостол, другие молитвы, акафисты, каноны. Если же кому-то невозможно выполнять и это правило - слуге, подневольному человеку - то мудрый старец советовал выполнять это правило и лежа, и при ходьбе, и при деле, помня слова Писания: «Всяк, иже призовет имя Господне, спасется».

Александр А. Соколовский