» »

Над кем смеётесь? над собой смеётесь! Над собой смеетесь

25.09.2019
(по комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»)

Имя Д. И. Фонвизина по праву принадлежит к числу имен, составляющих гордость русской национальной культуры. Его комедия «Недоросль» - идейно-художественная вершина творчества - стала одним из классических образцов русского драматического искусства. Она написана по правилам классицизма: соблюдено единство места и времени (действие происходит в доме Простаковой в течение одних суток), персонажи четко делятся на положительные и отрицательные.

Художественное своеобразие комедии «Недоросль» состоит в широком обобщающем изображении крепостнической действительности, острой социальной сатире на российских помещиков, политику помещичьего правительства. Помещики средней руки, неграмотная дворянская провинция составляли силу правительства. Борьба за влияние на нее была борьбой за власть - это показал Фонвизин в комедии с помощью образа Стародума.

До этой пьесы не было такого мастерства в показе характеров персонажей, не было такого живого народного юмора. Слова добродетельного Стародума: «Угнетать рабством себе подобных беззаконно» - звучат как обвинительный приговор всему крепостническому строю.

«Недоросль» - пьеса о злонравии помещиков-крепостников. Недаром она заканчивается назидательным изречением Стародума, обращенным к зрителям: «Вот злонравия достойные плоды!» В «Недоросле» Фонвизин показал основное зло тогдашней русской жизни - крепостничество, и первым из русских драматургов верно угадал и воплотил в отрицательных образах своей комедии сущность социальной силы крепостничества, нарисовал типичные черты русских крепостников.

На безграничной власти крепостного права основан весь домашний уклад Простаковых. Хозяйка дома то бранится, то дерется: «тем и дом держится». Притворщица и тиранка Простакова не вызывает никакого сочувствия своими сетованиями по поводу отнятой у нее власти.

Как и все просветители XVIII века, Фонвизин придавал большое значение правильному воспитанию детей. И в лице грубого неуча Митрофанушки хотел показать «несчастные следствия дурного воспитания». Стоит произнести название комедии, как в нашем воображении сразу возникает образ лодыря, неуча и маменькиного сынка, у которого слово «дверь» - прилагательное, потому

Что к стене прилагается. Митрофанушка - лентяй, привыкший бить баклуши да лазить на голубятню. Он испорчен, отравлен не тем воспитанием, которое ему дают, а, скорее всего, полным отсутствием воспитания и пагубным материнским примером.

Можно ожидать, что в будущем сынок даже перещеголяет маменьку. Кажется, что достойный отпрыск Простаковых и Скотининых может внушить только чувство омерзения и негодования, но выходы Митрофана на сцену и его реплики часто вызывали смех в зрительном зале. Это происходит потому, что Фонвизин наделил образ недоросля чертами неподдельного комизма. Каковы родители - таковы и дети. Засилье Митрофанушек, по мнению Фонвизина, приведет страну к гибели. Митрофанушки не хотят ни учиться, ни служить государству, а стремятся лишь урвать для себя кусок побольше. Автор считает, что они должны быть лишены дворянского права управления крестьянами и страной, и в конце пьесы лишает Простакову власти над крепостными.

Но плохое воспитание - не причина, а следствие уклада жизни злонравных помещиков. Пьеса о воспитании перерастает в резкое обличение крепостнических отношений, в социальную комедию-сатиру.

Вся комедия Фонвизина вызывает не веселый, а горький смех. Сколько зрители ни смеются над героями пьесы, но бывают мгновения, когда у них выступают слезы. Кантемир говорил: «Смеюсь в стихах, а в сердце о злонравных плачу». Такой смех-ирония - черта национального своеобразия русской комедии. Фонвизин смотрел на русскую социальную действительность «сквозь видный миру смех и незримые, неведомые ему слезы».

Н. В. Гоголь в «Недоросле» видит «уже не легкие насмешки над смешными сторонами общества, но раны и болезни нашего общества, тяжелые злоупотребления внутренние, которые беспощадной силой иронии выставлены в очевидности потрясающей». Эта «потрясающая очевидность» в изображении социального зла русской крепостнической действительности позволила Гоголю назвать комедии Фонвизина «истинно общественными комедиями», а также увидеть в этом их мировое значение: «подобного выраженья, сколько мне кажется, не принимала еще комедия ни у одного из народов».

Это слова Городничего, в конце произведения, когда стало ясно, что Хлестаков никакой не ревизор, а обычный прохвост (действ. 5, явл. 8): “Вот! смотрите, как одурачен городничий. Мало того, что пойдешь в посмешище – найдется щелкопер, бумагомарака, в комедию тебя вставит, вот что обидно! Чина, звания не пощадит, и будут все скалить зубы и бить в ладоши. Чему смеетесь? Над собою смеетесь. Эх, вы. “.

“Присяжные заседатели “, Собрание сочинений в восьми томах. Том 1 “Из записок судебного деятеля” (Издательство “Юридическая литература”, Москва, 1966 г.):

“Несомненно, что суд присяжных, как и всякий суд, отражает на себе недостатки общества, среди которого он действует и из недр которого он выходит. Поэтому иногда, слушая ссылки на “общественное негодование” по поводу некоторых оправдательных приговоров, обыкновенно отменяемых кассационным судом по нарушению форм и обрядов судопроизводства, невольно вспоминаешь Гоголя. “Над кем смеетесь. – восклицает он в “Ревизоре” устами городничего. – Над собой смеетесь! ” – “Чем возмущаетесь? – хочется сказать этим ярым хулителям, говорящим от лица общества. – Собой возмущаетесь! “”

(1 оценок, среднее: 1.00 из 5)



Сочинения по темам:

  1. На зеркало неча пенять, коли рожа крива – русская пословица. Указана в книге “Пословицы русского народа ” (1853 г.) В....
  2. Бессмертная комедия Н. В. Гоголя “Ревизор” подарила нам много незабываемых образов, актуальных и в наше время. Один из главных героев...
  3. Эту девочку я знаю с первого класса. Сейчас она моя лучшая подруга, зовут ее Лиана. Восьмого февраля ей исполнится 13...

Над кем смеетесь? Над собой смеетесь!
В оригинале: Чему смеетесь? Над собою смеетесь!
Из комедии «Ревизор» (1836) Н. В. Гоголя (1809-1852), слова Городничего (действ. 5, явл. 8): «Вот... смотрите, как одурачен городничий... Мало того, что пойдешь в посмешище - найдется щелкопер, бумагомарака, в комедию тебя вставит, вот что обидно! Чина, звания не пощадит, и будут все скалить зубы и бить в ладоши. Чему смеетесь? Над собою смеетесь!.. Эх, вы...»
Употребляется: в прямом смысле.

  • - Ср. Найдется щелкопер, бумагомарака, в комедию тебя вставит. Вот что обидно! чина, звания не пощадит, и будут все скалить зубы и бить в ладоши. Чему смеетесь? Над собою смеетесь! Гоголь. Ревизор. 5, 8. Городничий...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона

  • - 1) делаться Без постороннего вмешательства; непроизвольно. Имеется в виду, что событие происходит без посторонней помощи, независимо ни от кого и ни от чего, без каких-л. целенаправленных усилий с чьей-л. стороны...

    Фразеологический словарь русского языка

  • - 1. Непроизвольно, невольно, без каких-либо усилий. С глаг. несов. и сов. вида: как? сам собой возникать, закрываться, слипаться, возникнуть, закрыться…; ясно, понятно… как? само собой...

    Учебный фразеологический словарь

  • - ...

    Орфографический словарь русского языка

  • - сам собо/й...

    Слитно. Раздельно. Через дефис. Словарь-справочник

  • - за собо́й I нареч. обстоят. места; = за собо́ю Позади себя. II нареч. качеств.-обстоят.; = за собо́ю Вместе с собою...

    Толковый словарь Ефремовой

  • - меж собо́й мест. разг....

    Толковый словарь Ефремовой

  • - сам собо́й нареч. качеств.-обстоят. 1. = сам собо́ю Без каких-либо или без чьих-либо усилий; самостоятельно. 2. перен.; = сам собо́ю Самопроизвольно...

    Толковый словарь Ефремовой

  • - ...

    Орфографический словарь-справочник

  • - с"ам соб"...

    Русский орфографический словарь

  • - Чему смѣетесь? Надъ собою смѣетесь! Ср. Найдется щелкоперъ, бумагомарака, въ комедію тебя вставить. Вотъ что̀ обидно! чина, званія не пощадитъ, и будутъ всѣ скалить зубы и бить въ ладоши...

    Толково-фразеологический словарь Михельсона (ориг. орф.)

  • - Разг. 1. Непроизвольно, без усилий. Бывший в проекте брак Афанасия Ивановича Тоцкого и старшей Епанчиной совсем расстроился, и формальное предложение его вовсе не состоялось...

    Фразеологический словарь русского литературного языка

  • - См. ПОХВАЛА -...

    В.И. Даль. Пословицы русского народа

  • - Разг. 1. Невольно, непроизвольно, без каких-л. усилий. 2. Самостоятельно, независимо от кого-л., от чего-л. ФСРЯ, 407; СРГК 5, 626; Верш. 6, 206...

    Большой словарь русских поговорок

  • - прил., кол-во синонимов: 1 одинокий...

    Словарь синонимов

  • - рефлекторно, рефлективно, непроизвольно,...

    Словарь синонимов

"Над кем смеетесь? Над собой смеетесь!" в книгах

7. В ладу с собой

Из книги Фридл автора Макарова Елена Григорьевна

7. В ладу с собой Дорогая Хильда!Я много думаю о тебе. Ты теперь присутствуешь во всем, что я читаю и смотрю. Благодаря различным работам (это, пожалуй, слишком выспреннее слово – скорее благодаря тоске по работе) я наткнулась на множество самых разных вещей, которые,

Не покончу с собой

Из книги Колымские тетради автора Шаламов Варлам

Не покончу с собой Не покончу с собой - Превращусь в невидимку: И чтоб выиграть бой, Стану призрачной дымкой. Я врага разыщу Средь земного предела, Подкрадусь, отомщу, Завершу свое дело. Это вера из вер - Та дикарская вера, Катехизис пещер И путей

«Я наблюдаю за собой…»

Из книги Угрешская лира. Выпуск 3 автора Егорова Елена Николаевна

«Я наблюдаю за собой…» Я наблюдаю за собой. Мной правит радость и покой. В душе царит любовь и свет. В груди предчувствие побед Над грустью, болью и тоской, Над ложью, страхом и

«Я наблюдаю за собой…»

Из книги Угрешская лира. Выпуск 2 автора Егорова Елена Николаевна

«Я наблюдаю за собой…» Я наблюдаю за собой. Мной правит радость и покой. В душе царит любовь и свет. В груди предчувствие побед Над грустью, болью и тоской. Над ложью, страхом и

Покончить с собой

Из книги Страсти по Максиму. Горький: девять дней после смерти автора Басинский Павел Валерьевич

Покончить с собой На рубеже XIX–XX веков среди молодежи было модно умирать, насильственно прерывая свою жизнь в цветущем возрасте. И не просто, а с каким-нибудь вывертом.В январе 1885 года в Казани застрелилась дочь богатого чаеторговца, или, как говорили тогда, «торговца

Стать собой

Из книги Тайная сила внутри нас автора Норрис Чак

Стать собой Тот, кто покоряет себя, самый сильный воин. Конфуций То место в Корее, где я заработал свой черный пояс каратэ, представляло собой обычный участок утрамбованной земли, окруженный бамбуковой изгородью. Когда было слишком холодно или шел сильный дождь, мы

3.9. Покинутая Дидона кончает с собой, восходя на костёр Покинутая Брюнхильда кончает с собой, приказав положить себя на костёр

Из книги автора

3.9. Покинутая Дидона кончает с собой, восходя на костёр Покинутая Брюнхильда кончает с собой, приказав положить себя на костёр После отплытия Энея царица Дидона приказывает подготовить костёр для жертвоприношения. Он заявляет, что хочет «СЖЕЧЬ НА ЖАРКОМ КОСТРЕ ДАРДАНЦА

3.9. Покинутая Дидона кончает с собой, восходя на костер Покинутая Брюнхильда кончает с собой, приказав положить ее на костер

Из книги Основание Рима. Начало Ордынской Руси. После Христа. Троянская война автора Носовский Глеб Владимирович

3.9. Покинутая Дидона кончает с собой, восходя на костер Покинутая Брюнхильда кончает с собой, приказав положить ее на костер После отплытия Энея царица Дидона приказывает подготовить костер для жертвоприношения. Она заявляет, что хочет «СЖЕЧЬ НА ЖАРКОМ КОСТРЕ ДАРДАНЦА

Над кем смеетесь? Над собой смеетесь!

Из книги Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений автора Серов Вадим Васильевич

Над кем смеетесь? Над собой смеетесь! В оригинале: Чему смеетесь? Над собою смеетесь!Из комедии «Ревизор» (1836) Н. В. Гоголя (1809-1852), слова Городничего (действ. 5, явл. 8): «Вот... смотрите, как одурачен городничий... Мало того, что пойдешь в посмешище - найдется щелкопер,

Приложение 12 Тест: как вы смеетесь?

Из книги Искусство добиваться своего автора Степанов Сергей Сергеевич

Приложение 12 Тест: как вы смеетесь? Авторы этого теста считают, что характер человека узнается не только из его поступков, манеры разговаривать. Каждому из нас присущи характерные движения, над которыми мы не задумываемся. Это касается и смеха. Как бы вы ни смеялись –

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ПО-АМЕРИКАНСКИ, ИЛИ КАК ВЗЯТЬСЯ ЗА СВОЮ ЖИЗНЬ, САМОМУ СОБОЙ УПРАВЛЯТЬ, ПОЗАБОТИТЬСЯ О СОБСТВЕННОЙ ПЕРСОНЕ И ПРЕУСПЕТЬ В УПРАВЛЕНИИ СОБОЙ

Из книги Экзистенциальная психотерапия автора Ялом Ирвин

СОБОЙ

Из книги Как управлять другими, как управлять собой. автора Шейнов Виктор Павлович

СОБОЙ (Искусство менеджера)Прочитав эту книгу, Вы овладеете эффективными методами управления человеком - от искусства убеждать и располагать к себе до манипулирования собеседником и управления конфликтом.Получите выверенные практикой рекомендации по технике личной

Приложение 13 Тест: КАК ВЫ СМЕЕТЕСЬ?

Из книги Язык внешности [Жесты, мимика, черты лица, почерк и одежда] автора Степанов Сергей Сергеевич

Приложение 13 Тест: КАК ВЫ СМЕЕТЕСЬ? Авторы этого теста считают, что характер человека узнается не только из его поступков, манеры разговаривать. Каждому из нас присущи характерные движения, над которыми мы не задумываемся. Это касается и смеха. Как бы вы ни смеялись –

Из книги Скрытое управление человеком. НЛП в действии автора Ром Наталья

7. Использование «И» и причинно-следственные связывания или «Чем больше вы смеетесь, тем более позитивно вы смотрите на мир!» Следующая речевая стратегия – это группа техник. И я остановлюсь на каждой из них коротко.Это техники, которые создают плавность речи и иллюзии

Для нее. Я люблю себя. Я удовлетворена собой. Я горжусь собой

Из книги Он твой, она твоя. Путь к потрясающей семейной жизни автора Быкова О.

Для нее. Я люблю себя. Я удовлетворена собой. Я горжусь собой В предыдущей главе мы рассмотрели такое качество, как целостность. Следующая черта характера, необходимая для успешного замужества, состоит в способности любить себя. Вы сумеете правильно построить семейные

Тема: Чему смеётесь? Над собой смеётесь!.. (чиновники города N)

Цели и задачи:

Раскрыть жизненную основу комедии и помочь учащимся в формировании представлений о связи деятельности чиновников и «благополучной жизни города.

Развивать творческую активность, самостоятельность суждений.

Воспитывать любовь к драматургии, к театру; содержанием урока способствовать формированию нравственно-эстетических ценностей учащихся; формировать культуру индивидуальной и коллективной учебной деятельности.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний с применением технологии встречных усилий.

Форма урока: литературная игра

Оборудование: тексты комедии

репродукции комедии

треуголка с записочками

отрывок текста Н.В.Гоголя «Развязка «Ревизора» (материал у каждой группы)

вопросы для рефлексии

карточки для ассоциаций

Эпиграф

В «Ревизоре» я решил собрать в одну кучу всё дурное в России, какое я тогда знал… и за одним разом посмеяться над всем: сквозь смех читатель услышал грусть…

Ход урока:

Вступительное слово учителя. Создание эмоционального настроения и приобщения к совместной учебной работе. Приём данного этапа «Отсроченная отгадка» (предлагается факт, отгадка которого будет открыта в процессе работы)

Подготовительный этап. Происходит «уплотнение» имеющихся знаний, создаётся основа для дальнейшего продуктивного освоения учебного материала. Приём: учебная ситуация «Город»

Создание ситуации «Вызов». (На протяжении урока). Задание «Ассоциативный ряд».

Этап «Сотворчество». Инсценирование.

Викторина «Чей? Чья? Чьё?»

Учебная ситуация «Возвращение к эпиграфу»

Домашнее задание.

1 уровень. Выразительное чтение сцены, которая вам понравилась.

2 уровень. Пересказ монолога Осипа.

3 уровень. Подготовить рассказ о Хлестакове.

4 уровень. Домыслить историю «Что расскажет Хлестаков батюшке о своём пребывании в уездном городе?»

5 уровень. Написать сочинение - миниатюру «Каким я хочу видеть свой душевный город».

6. Рефлексия. Осмысление результатов работы.

Выставление оценок, подведение итогов.

Ход урока.

Вступительное слово учителя.

Сегодня на уроке мы с вами поговорим о гоголевском городе N, о его обитателях. Попытаемся выяснить, какая взаимосвязь существует между деятельностью чиновников и благополучной жизнью города. Рассмотрим образы чиновников, обратим внимание на те детали, которые использует автор при создании характеров. Посмеёмся над комическими ситуациями. Но будет ли это настоящий, искренний смех? Наверное, нет. Это будет смех сквозь слёзы. Но почему автор грустит? Мы постараемся ответить на этот вопрос в конце урока.

В комедии «Ревизор» изображена эпоха Николаевской России. В это время чиновники пользовались огромной властью, творили беззаконие, всюду процветало взяточничество и казнокрадство. Изредка в провинцию посылались чиновники в качестве ревизоров. Но такие ревизии были очень редки, а потому они были неожиданны. Ревизоры в суть общественных дел обычно не вдавались, поэтому важно было навести в городе лишь внешний порядок. Кроме того ревизоры были взяточниками, поэтому с ними легко устанавливался общий язык. Гоголь, будучи человеком очень наблюдательным, всё это увидел, оценил и приступил к созданию комедии. Такой город и предстал перед нашими глазами.

Подготовительный этап. Учебная ситуация «Город».

Рассказ учеников. Прочитав комедию, мы решили изобразить макет города, чтобы наглядно можно было представить, где же происходит действие.

Со слов городничего нам известно, что это небольшой уездный городок. Не определено местоположение города. Автор так и указывает в комедии «Да отсюда хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь». Этот городишко писатель однажды назвал «сборным городом всей тёмной стороны». Мне кажется, что такой город можно встретить где угодно, и потому автор не даёт конкретного названия городу, а сообщает, что действие происходит в городе N. Этот городок ничем не примечательный. Здесь старый забор около сапожника, возле которого навалено на сорок телег всякого сору. На улицах кабак, нечистота.

При богоугодном заведении не выстроена церковь, на которую лет пять тому назад выделяли деньги. Но городничий предупреждает, чтобы не позабыли сказать, что церковь начала строиться, но сгорела. Но мы решили изобразить церковь, ведь, по словам городничего, он ходит туда каждое воскресенье.

В городе N есть всё, как в маленьком государстве: юстиция и просвещение, почта и здравоохранение и, своего рода, социальное обеспечение (в лице попечителя богоугодных заведений).

Слово учителя. Итак, гоголевский город представляет собой пирамиду, на вершине которой восседает городничий, как маленький царёк. Ему подчинены все городские заведения. Во главе каждого заведения стоят чиновники.

Давайте вспомним, кто же такие чиновники?

Ученик. По словарю С.И.Ожёгова, «чиновник - государственный служащий, имеющий чин, служебное звание»

Учитель. Действительно, чиновники - это «виновники» всех событий, происходящих в городе, а также «виновники» нашего сегодняшнего урока. Мы с вами должны выяснить, как обстоят дела во всех сферах городской жизни. Кто управляет, организует жизнь города, т.е. мы должны поговорить о чиновниках. Интересно, что на протяжении практически всего действия комедии чиновники держатся вместе. Как вы считаете, почему? Что их связывает?

(Общие грешки и страх перед ревизором).

Создание ситуации «Вызов».

Задание «Ассоциативный ряд». Итак, перед нами возникло такое понятие как страх. У вас на столах лежат карточки, разбитые на 2 колонки. В левой колонке записано слово страх, под ним запишите по одному слову, которое ассоциируется у вас с понятием страх.

безделье

взяточничество

подхалимство

тёмные «дела»

Давайте зачитаем ваши ассоциации, а те слова, которые связаны с комедией, мы запишем. Согласны ли вы, что все эти пороки связаны с героями комедии? Проследим ещё раз за тем, как проявляется страх накануне приезда ревизора.

4.Сотворчество.

Инсценирование.

АВТОР. Разрешите представить вам чиновников этого действия. Антон Антонович Сквозник - Дмухановский - городничий. Лука Лукич Хлопов - смотритель училищ. Аммос Фёдорович Ляпкин - Тяпкин - судья. Артёмий Филиппович Земляника - попечитель богоугодных заведений. Иван Кузьмич Шпекин - почтмейстер. А вот какой диалог состоялся между ними в комнате городничего.

ГОРОДНИЧИЙ. Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам пренеприятное известие. К нам едет ревизор.

ВСЕ ВМЕСТЕ. Ревизор?

ЛЯПКИН - ТЯПКИН. Вот - те на!

ЗЕМЛЯНИКА. Вот не было заботы, так подай!

ХЛОПОВ. Господи боже.

ГОРОДНИЧИЙ. Я как будто предчувствовал: сегодня всю ночь мне снились какие-то две необыкновенные крысы: чёрные, неестественные! Пришли, понюхали - и пошли…

Смотрите, по своей части я кое-какие распоряжения сделал, советую и вам, Артёмий Филиппович! Без сомнения, проезжающий чиновник захочет прежде всего осмотреть подведомственные вам богоугодные заведения - и потому вы сделайте так, чтобы всё было прилично: колпаки были бы чистые, и больные не походили бы на кузнецов, как обычно. Да и над каждой кроватью надпись по-латыни или на другом каком языке - это уж по вашей части, Христиан Иванович, - всякую болезнь, когда кто заболел, которого дня и числа… Да и лучше, чтоб больных было меньше, а то отнесут к дурному смотрению или к неискусству врача.

ЗЕМЛЯНИКА. О! Насчёт врачевания мы с Христианом Ивановичем приняли свои меры: чем ближе к натуре, тем лучше. Лекарств дорогих мы не употребляем. Человек простой: если умрёт, то и так умрёт; а если выздоровеет, то и так выздоровеет.

ГОРОДНИЧИЙ. Вам тоже Аммос Фёдорович, посоветовал бы обратить внимание на присутственные места. У вас там в передней сторожа завели гусей с маленькими гусёнками. Я и прежде хотел вам это заметить, но всё как-то позабывал.

ЛЯПКИН - ТЯПКИН. А я вот их сегодня же велю всех забрать на кухню. Хотите, приходите обедать.

ГОРОДНИЧИЙ. У каждого есть грешки.

ЛЯПКИН - ТЯПКИН. Грешки грешкам рознь. Я говорю вам открыто, что беру взятки, но чем Взятки? Борзыми щенками. Это совсем иное дело. А вот, например, если у кого-нибудь шуба стоит пятьсот рублей, да супруге шаль…

ХЛОПОВ. Не приведи бог служить по учебной части, всего боишься. Всякий мешает, всякому хочется показать, что он тоже умный человек. Вот ещё на днях, когда зашёл было в класс наш преподаватель, он скроил такую рожу, какой я никогда ещё не видывал. Он - то её сделал от доброго сердца, а мне выговор: зачем вольнодумные мысли внушаются юношеству.

ГОРОДНИЧИЙ. Послушайте, Иван Кузьмич, нельзя ли вам, для общей нашей пользы, всякое письмо, которое прибывает к вам в почтовую контору, этак немножко распечатать и прочитать: не содержится ли в нём какого-нибудь донесения или просто переписки. Если же нет, можно опять запечатать, впрочем, можно даже и так отдать письмо распечатанное.

ПОЧТМЕЙСТЕР. Знаю, знаю… Этому не учите, это я делаю не то чтоб из предосторожности, а больше из любопытства: смерть люблю узнать, что есть нового на свете.

БОБЧИНСКИЙ. Чрезвычайное происшествие.

ДОБЧИНСКИЙ. Неожиданное известие.

ВСЕ. Что? Что случилось?

БОБЧИНСКИЙ и ДОБЧИНСКИЙ. Приехал чиновник из Петербурга.

ГОРОДНИЧИЙ. Господи, помилуй нас, грешных! Батюшки, сватушки! Выносите, святые угодники!

Итак, страх перед ревизором связывает этих героев. Они разъединяются только в сценах предложения взяток Хлестакову. Мы сегодня разъединим их второй раз.

Викторина «Чей? Чья? Чьё?»

Из треуголки нужно достать «записочки», содержащие цитаты, определения, характеризующие героев.

Сквозник - Дмухановский

Говорит ни громко, ни тихо, ни много, ни мало.

«Помилуйте, не погубите! Жена, дети маленькие: не сделайте человека несчастным»

Купцов «постоем заморил, хоть в петлю полезай»

В немой сцене он стоит посередине в виде столба с распростёртыми руками и закинутою назад головой.

Ему принадлежит фраза: «Чему смеётесь? Над собой смеётесь!»

Женат, имеет взрослую дочь.

Ляпкин - Тяпкин

Человек, прочитавший пять или шесть книг.

Берёт взятки борзыми щенками, в Бога не верует, в церковь не ходит.

Говорит басом, с продолговатой растяжкой, хрипом и сапом, как старинные часы, которые прежде шипят, а потом уже бьют.

Судья, коллежский асессор.

С 1816 года был избран на трёхлетие по воле дворянства и продолжал должность до сего времени

Предлагает «подсунуть» деньги Хлестакову.

Земляника

У него было пять детей: Николай, Иван, Елизавета, Мария и Перепетуя.

Попечитель богоугодных заведений.

«Очень толстый, неповоротливый и неуклюжий человек, но при всём том проныра и плут».

«Человек простой: если умрёт, так умрёт; если выздоровеет, то и так выздоровеет».

«Совершенная свинья в ермолке».

Робеет перед дверями комнаты Хлестакова, весь дрожит и не может выговорить слова, а затем летит бегом из комнаты

Смотритель училищ

Имеет чин титулярного советника

«Протухнул насквозь луком»

Один из его подчинённых «никак не может обойтись без того, чтобы, взошедши на кафедру, не сделать гримасу»

«Точь-в-точь департаментский сторож Михеев, должно быть, также, подлец, пьёт горькую».

Простодушный до наивности человек.

Совершенно ничего не делает: все дела в большом запустении, посылки задерживает.

В разговоре с Хлестаковым всё время повторяет фразу: «Так точно-с».

Почтмейстер, надворный советник.

Вы хорошо выполнили задание, а теперь давайте подытожим наши знания и скажем то, что мы знаем о каждом из чиновников.

Ученики делают выводы.

О городничем. А.А.Сквозник - Дмухановкий только один назван в комедии городничим (а не как все остальные - по имени и отчеству), т.к. он представляет здесь официальное лицо, начальника, самую важную персону.

Он умел обманывать самых ловких мошенников, но вдруг сам оказался, по его же словам, глупым бараном.

Мы заметили, что его первая реакция на «неприятное известие» о ревизоре, конечно, - страх, хотя он пытается сохранить спокойствие, соответствующее его положению

Слова городничего: «Чему смеётесь? Над собой смеётесь!» - можно понять как обращение к чиновникам, которые смеются наю одураченным начальником. В этих словах убеждение в том, что чиновники также мошенники, как и он сам, а может, ещё хуже.

О Ляпкине - Тяпкине. Он большой охотник на догадки и потому каждому своему слову даёт вес. За свою жизнь он прочитал всего 5 - 6 книг.

О Шпекине. Это очень простодушный, наивный человек. И только из-за своего любопытства он распечатывает чужие письма.

О Хлопове. Это перепуганный насмерть человек. Он дрожит как осиновый лист.

О Землянике. Земляника очень хитрый и осторожный человек. Он идёт на встречу с Хлестаковым последним, выяснив, что все беды чиновников закончились благополучно. Чтобы отвлечь внимание от себя, он наговаривает на других, понимая, что его донос проверить уже невозможно.

Однако, оговорив чиновников, он ничего не говорит о городничем, т.к. неизвестно, как обернётся дело. Земляника пытается сохранить свои денежки и не даёт взятку, пока сам Хлестаков не просит его об «одолжении».

Мы с вами видим, что всем им присуще свойство «страх». Но вы, наверное, согласитесь, что все они в наших глазах кажутся смешными. Так над чем же мы смеёмся?

Давайте вновь возьмём наши листочки для ассоциаций и в правой колонке запишем по одному понятию, которое ассоциируется у вас со словом «смех».

страх смех

Враньё сплетни

безделье взяточничество

подхалимство безделье

взяточничество легкомыслие

убийство безделье

Мы можем отметить, что ассоциации, которые мы подобрали к понятиям страх и смех очень близки. Можно сделать вывод, что страх и смех в комедии проходят рядом. Мы видим, что страх чиновников повергает их в комедийные ситуации, и это вызывает у нас смех.

Учебная ситуация. «Возвращение к эпиграфу».

Давайте обратимся к эпиграфу урока. (Учитель читает эпиграф, затем просит учеников ответить на вопрос: О чем грустит Гоголь?

Ответы учеников.

Гоголь грустит о России, её нравах, порядках. Ему горько оттого, что он не в силах что-либо изменить в существующем государственном устройстве.

Писатель грустит о том, что его страна находится в запустении, что взятки, обман, доносы - всё это стало обычным делом.

Мне кажется, что Гоголь грустит о том, что в стране взяточники занимают высокое положение в обществе, и заботятся они не о государстве, а о собственном благополучии и благосостоянии.

Гоголю становится горько и больно от мысли, что такая страна пропадает по вине жадности, корысти, глупости чиновников, управляющих ею.

Я с вами полностью согласна. Действительно, из комедии повстаёт образ погибающей России. Но автор предлагает нам выход из этого положения. У вас на партах есть отрывки текста «Развязка «Ревизора», написанного Гоголем в качестве приложения к пьесе в 1846 году. Я прочитаю текст, вы внимательно следите. Вам нужно будет выделить ключевую фразу текста.

(Работа с текстом «Развязка «Ревизора»)

Домашнее задание.

На доске записано разноуровневое домашнее задание. Учитель объясняет, как нужно его выполнять.

6. Рефлексия.

Ребята выбирают вопросы, на которые отвечают после обдумывания.

? Жалко ли вам городничего? Если да - то почему?

Ответы учеников. Разве может быть жалко городничего? Если он большой взяточник, мошенник, подхалим. Он старается скрыть свои грехи перед Хлестаковым. Я считаю, что ему нет оправдания.

Мне городничего не жалко. В этой ситуации его ловко провели, но и он сам много раз обманывал.

?? Кто из героев вызывает ваше сочувствие?

Ответы учеников. Никто не вызывает сочувствия, т.к. каждый низок по-своему.

Я сочувствую всем героям пьесы, потому что они живут скучной неинтересной жизнью. И они не умеют жить иначе. Самое страшное, что ни один из героев не стремится к новой жизни.

В этой пьесе мне жаль только тех людей, которые находятся в больнице. Как говорит городничий, они похожи на кузнецов.

??? Захотите ли вы ещё когда-нибудь прочитать комедию Гоголя «Ревизор»? Если да, то почему?

Подведение итогов. Выставление оценок.

1. Определите, к кому относятся следующие характеристики в афише пьесы:

А) «одета изящно, но смело и не по летам»;

Б) «одета богато, но скромно»;

В) «из крупных дельцов последнего времени, пожилой человек с громадным состоянием»;

Г) «очень богатый человек, один из представителей богатой торговой фирмы, по костюму европеец»;

Д) «блестящий барин, из судохозяев, лет за 30».

^ 2. Действие происходит в:

А) Нижнем Новгороде;

Б) городе Калинове;

В) городе Бряхимове.

3. Каковы судьбы сестер Ларисы:

А) удачно вышли замуж за богатых;

В) была замужем за кавказским князьком, который зарезал ее из ревности;

Г) убежала с гусаром;

Д) вышла замуж за шулера.

^ 4. О чем преимущественно беседуют Огудалова и Кнуров:

А) о предстоящем обеде у Карандышева;

Б) о судьбе Ларисы после замужества;

В) о приезде Паратова.

^ 5. После свадьбы Лариса собирается уехать с Карандышевым в:

А) Заболотье;

Б) Загорье;

В) Заречье.

6. Во время обеда Лариса поет романс:

А) «Не искушай меня без нужды»;

Б) «Он говорил мне: «Будь ты моею…»;

В) «Матушка-голубушка».

^ 7. Карандышев провозглашает тост:

А) за то, что Лариса умеет любить;

Б) за Ларису, которая обладает редкой красотой и талантом;

в) за то, что Лариса умеет ценить и выбирать людей.

лучшие традиции русской классической литературы. Душа Чехова, подобно душе героев Толстого и Достоевского, находилась в постоянном, упорном, тяжелом труде. “Надо себя дрессировать”,- заявлял Чехов, а в письме к жене, О. Л. Книппер, с удовлетворением отмечал благотворные результаты работы над собою: “Должен сказать тебе, что от природы характер у меня резкий… но я привык сдерживать себя, ибо распускать себя порядочному человеку не подобает”. Проницательный взгляд большого русского художника И. Е. Репина при первой встрече с Чеховым заметил именно эту особенность его натуры: “Тонкий, неумолимый, чисто русский анализ преобладал в его глазах над всем выражением лица. Враг сантиментов и выспренних увлечений, он, казалось, держал себя в мундштуке холодной иронии и с удовольствием чувствовал на себе кольчугу мужества”. Стремление к свободе и связанная с ним энергия самовоспитания являлись наследственными качествами чеховского характера. “Что писатели-дворяне брали у природы даром, то разночинцы покупают ценою молодости,- говорил Чехов одному из русских писателей.- Напишите-ка рассказ о том, как молодой человек, сын крепостного, бывший лавочник, певчий, гимназист и студент, воспитанный на чинопочитании, …выдавливает из себя по каплям раба и как он, проснувшись в одно прекрасное утро, чувствует, что в его жилах течет уже не рабская кровь, а настоящая человеческая…” В этом совете Чехова явно проскальзывают автобиографические интонации, суровость нравственного суда, столь характерная для лучшей части русской демократической интеллигенции. Вспомним Базарова: “Всякий человек сам себя воспитать должен - ну, хоть как я, например… А что касается времени - отчего я от него зависеть буду? Пускай же лучше оно зависит от меня”.

Антон Павлович Чехов родился 17 (29) января 1860 года в Таганроге в небогатой купеческой семье. Отец и дед его были крепостными села Ольховатка Воронежской губернии. Они принадлежали помещику Черткову, отцу В. Г. Черткова, ближайшего друга и последователя Л. Н. Толстого. Первый Чехов, поселившийся в этих краях, был (*163) выходцем из северных русских губерний. В старину среди мастеров литейного, пушечного и колокольного дела выделялись крестьянские умельцы Чоховы, фамилия которых попала в русские летописи. Не исключено, что род Чеховых вырастал из этого корня, так как в их семье нередко употребляли такое произношение фамилии - Чоховы. К тому же это была художественно одаренная семья. Молодые Чеховы считали, что талантом они обязаны отцу, а душой - матери. Смыслом жизни их отца и деда было неистребимое крестьянское стремление к свободе. Дед Чехова Егор Михайлович ценой напряженного труда скопил три с половиной тысячи рублей и к 1841 году выкупил всю семью из крепостного состояния. А отец, Павел Егорович, будучи уже свободным человеком, выбился в люди и завел в Таганроге собственное торговое дело. Из крепостных мужиков происходило и семейство матери писателя Евгении Яковлевны, таким же образом складывалась и его судьба. Дед Евгении Яковлевны и прадед Чехова Герасим Никитич Морозов, одержимый тягой к личной независимости и наделенный крестьянской энергией и предприимчивостью, ухитрился выкупить всю семью на волю еще в 1817 году.

СОКРАТИТЕ ПОЖАЛУЙСТО ТЕКСТ ВЫБЕРИТЕ САМОЕ ГЛАВНОЕ =) ПОЖАЛУЙСТА РАССКАЗ НА МИНУТ 3 - 4