» »

Андрей боголюбский жил в княжестве. Какую роль андрей боголюбский сыграл в возникновении российского государства. Новая жизнь и новые правила

02.09.2021

Изучая историю родной страны, каждый из нас еще в школе узнает о благоверном князе Андрее Боголюбском. Как гласят исторические источники, рожден он был приблизительно в 1111 г., а сражен неприятелем в 1174. За время своей жизни государственный деятель успел побывать в роли князя Вышгородского, Дорогобужского, Рязанского, Владимирского. В последнем городе он правил в роли великого князя, в этом же статусе и был убит.

Как все начиналось

Насколько известно из старинной истории, великий князь Андрей Боголюбский был либо вторым, либо третьим ребенком в семье. Его отец - прославленный Юрий Долгорукий, а мать - первая жена этого известнейшего правителя. Женщина была дочерью хана Аепы. Родившийся у Юрия Долгорукого Андрей Боголюбский хоть и станет в будущем прославленным правителем, в момент его рождения таковым не считался, да и ребенок был у отца не первым. Точную дату его рождения история до нас не донесла. Предполагается, что второе чадо у Юрия появилось в 1111. Сведения о точном дне, когда был рожден Андрей, можно найти в созданной за авторством Татищева «Истории», но книга эта была написана через шесть веков после смерти великого князя, и указание на точные даты, приведенное в ней, у многих вызывает сомнения.

Из достоверных источников до наших дней не сохранилось информации о том, как проходили детство и юность человека, в будущем занявшего положение великого князя. Известно, что для своего времени этот деятель был одной из важнейших фигур. Об этом рассказали миру его дела, и именно за них он запомнился на долгие тысячи лет.

Любовь и уважение

Известно, что благоверный Андрей Боголюбский особенную любовь и почтение вызывал у Иоанна Четвертого, в историю Руси вошедшего как Грозный. Этот правитель чтил своего давнего предшественника, что особенно было заметно в период приготовлений к Казанскому походу, случившемуся в 1548 году и длившемуся четыре года. Из истории мы знаем, что в подготовительный период русский царь нередко наведывался во Владимир, и даже распорядился в каждый год поминать всех знатных людей, погребенных в Успенском соборе. Относительно Андрея было решено служить панихиду дважды ежегодно. Первым был выбран день смерти князя, второй - день памяти, последний ноябрьский день года.

В период правления Ивана Четвертого сформировалась концепция истории, утверждавшая, что именно великий Андрей Боголюбский был основоположником самодержавия. Его почитают за человека, заложившего фундамент Владимирского княжества, за которым последовало создание страны с центром в Москве.

Значимый и известный

В период своего существования и правления святой князь Андрей Боголюбский был одной из наиболее важных фигур в политике Руси. Особенно ярко это было выражено в двенадцатом столетии, а именно в 60-70-х годах. Благодаря этому князю в северо-восточных русских землях сформировалось очень сильное княжество, объединившее Владимир и Суздаль. Места были выбраны не случайно - ранее это была вотчина деда, прадеда князя. Как известно из дошедших до наших дней сведений, в период правления государственного деятеля сформировалась совершенно отличная от прежних лет политика. Князь приложил все силы к тому, чтобы Владимир-на-Клязьме получил статус основного центра русской власти, окончательно вытеснив с арены событий Киев, занимавший такую позицию прежде.

В описаниях биографии Андрея Боголюбского отмечается, что впервые такие стремления в его деятельности можно было увидеть еще в тот период, пока был жив и активен отец будущего великого князя - ему пришлось сражаться за престол в Киеве с племянником Изяславом. Уже тогда Андрей показал себя исключительно храбрым воином, что особенно ярко проявилось в произошедшем в 1149 г. бое под Луцком. Вместе с тем сын предпринимал попытки помирить отца и воинственного Изяслава, что проявило его как мудрого и миролюбивого человека.

Вчера, сегодня, завтра

Еще в период, когда будущий святой Андрей Боголюбский воевал во славу своего отца, как можно заключить из дошедших до нас достоверных источников, у наследника были довольно обширные и честолюбивые замыслы. Дважды, когда у него был выбор, он остановился на Владимирском уделе - именно его он получил от отца в управление. Среди прочих городов ему достался Вышгород. В 1155 г. он выезжал из своих владений в сторону Владимира, забрав с собой клир, святой Борисоглебский меч и образ Богородицы, ранее хранившийся в женском монастыре. Эта икона вскоре станет одной из наиболее чтимых в области Владимира и Суздаля, затем - Москвы и всего созданного князьями великого и могучего государства.

Уже в тот момент поступки Андрея Юрьевича Боголюбского позволили ему рассчитывать на благосклонность бояр Ростова и Суздаля. В 1157 г. скончался отец. За ним осталось завещание, по которому престол Суздаля и Ростова должен был перейти младшим детям, рожденным второй женой Долгорукого - Всеволоду, Михалку. Однако любовь боярства была столь сильна, что Андрей без особенного труда смог воспротивиться последней отцовской воле и оставить престол себе. Из суздальской долгоруковской резиденции, из старой ростовской столицы центр княжества под влиянием Андрея сместился. Теперь главным городом был Владимир.

Новая метла по-новому метет

Придя к власти, Андрей Юрьевич Боголюбский приложил все возможные усилия, дабы консолидировать княжество изнутри. Его активность была столь выраженной, что оппозиция посмела поднять голову, и в 1161 г. это даже привело к столкновению. В числе противодействующих лиц были младшие из рода Юрия Долгорукого. Впрочем, ничем хорошим для них это не закончилось, и вскоре недовольные сбежали в Византию. Убежища там искали Всеволод, Мстислав, Василько, а также мать Всеволода - она же вторая жена князя Юрия. Предполагается, что женщина была родом из Византии, поэтому для нее оказалось естественным попросить убежища у Мануила. Вместе с ними вынуждены бежать были племянники Андрея - дети Ростислава, к этому моменту уже скончавшегося старшего ребенка Юрия Долгорукого. Вместе с родственниками княжество, управляемое теперь Андреем, покинули служившие при отце передними знатные люди. Исходя из сведений, которые дошли до нас об этом периоде, можно с уверенностью говорить о радикализме реформ, которые продвигал Андрей.

Известно, что в этот же этап правления Андрея Боголюбского многообещающий молодой князь вступил в противоборство с епископом Леонтом, в тот момент отвечавшим за Ростов. Считается, что князь дважды изгонял церковного служителя, но точные даты этих событий неизвестны. Предполагается, что это происходило в период 59-64 годов двенадцатого столетия. Леонт, как считают историки, был греческого происхождения, что объясняло его склонность к византийским обычаям и традициям. На Руси было решено по средам, пятницам отменять пост, ежели день приходился на великое празднество, но епископ пожелал отменить такое послабление, дабы во всем соответствовать исходной византийской традиции.

Религия и политика: противоборство взглядов

Еще одним поводом для конфликта князя и епископа стало стремление правителя сформировать Владимирскую митрополию, которая бы находилась наравне с Киевской и ни в чем от нее не зависела. Более того, вместо восседавшего митрополита в Киеве Андрей Боголюбский пророчил в главы митрополии своего фаворита - Феодорца, к этому времени приписанного к кафедре Владимира и Суздаля. Ее Андрей планировал отделить от Ростовской, и Леонт нашел себе сподвижников в лице киевских священнослужителей, также не согласных с политикой нового правителя.

Когда великий князь обратился за одобрением своих действий к Патриарху Константинополя, ответом внезапно стал категорический отказ. Это превратилось в ощутимую препону на пути реформ. С одной стороны, патриарх отметил княжеское усердие и воздал ему за это похвалу, вместе с тем дозволил сместить епископскую резиденцию во Владимир, дабы священнослужитель был ближе к двору правителя. Окончательно проблему решили лишь в 1169, когда Андрея вынудили отказаться от Феодорца. Его направили на киевский суд митрополитов, где было вынесено решение о срочной смертной казни.

Границы: а много ли они значат?

Склонный к автократии Андрей Боголюбский вскоре перестал умещаться в границах выданной ему зоны правления. Уже в конце 60-х годов века своего правления интересы великого князя вышли далеко за пределы изначальной области. В 59-67 в Киеве княжеский престол занимал Ростислав Смоленский, приходившийся Андрею двоюродным братом, да еще и бывший его старше. В это время группировка князей Волыни, Киева и Смоленска была достаточно сильна, чтобы регулировать равновесие в области политики. Когда Ростислав скончался, всем стало очевидно: силы Андрея существеннее любых потенциальных противников.

Во многом активные действия были спровоцированы князем из Волыни Мстиславом, который воспользовался помощью поляков и галицких войск и направился на Киев, дабы захватить престольный город. В ответ Андрей Боголюбский организовал аж 11 князей, в числе которых были сыновья покойного, ближайшие соратники самого Андрея, смоленские и черниговские правители, князь из Дорогобужа. Уже тогда можно было говорить о мощной коалиции, и ее духовным центром, головой и сердцем стал Андрей, в будущем нареченный святым.

Военные успехи

Как и предполагалось, Андрей Боголюбский и его соратники одержали победу. В марте 1169 г. Киев был взят и разграблен, причем боевые действия сильно повредили святым местам города. Пострадали монастыри. Летописцы из Владимира зафиксировали это в книгах, как результат неправильных поступков местного митрополита. Известно, что незадолго до описываемых событий Константин Второй поставил крест на поддерживавшем Андрея игумене Поликарпе, согласившемся с великим князем относительно практики постов. Результатом военного успеха было водворение на киевском престоле Глеба - младшего брата Андрея. С этого момента окончательно стало ясно: Владимир теперь становится более значимым и статусным городом, нежели древняя столица Руси.

Вскоре, в зимние месяцы 69-го, Андрей решил организовать еще один военный поход, в этот раз - в направлении Новгорода. Усобица выдалась очень крупной, но объединенное войско Владимира и Суздаля проиграло сражение. Впрочем, еще через год жители Новгорода все равно признали власть Андрея Боголюбского, поскольку его усилиями были перекрыты все пути поставки хлеба. С 1172 г. на княжение в Новгород прибыл сын Андрея Юрий, которого жители вынуждены были принять.

Постепенно, но неотвратимо

Немногим раньше жителей Новгорода правление Андрея Боголюбского признали Ростиславичи, в награду за это Роману достался киевский престол. Объединенные земли Суздаля и Владимира под княжением великого правителя получили прибавление. С восточной стороны был основан населенный пункт Городец-Радилов, благодаря чему стала подвластной Волжская Булгария, а с северной стороны земля пополнилась Заволочьем.

Политика Андрея Боголюбского, чьим центром было военное давление, начала давать сбои в 70-х годах. Массовые походы, как показывала практика, не показывают желаемого результата, налицо был кризис. В 1172 г. организовали сражение с волжскими булгарами, но знатные люди, союзные княжества отказались поддержать Андрея. Тогда же взбунтовались Ростиславичи. В 1174 г. в сторону киевских земель выступили карательные войска - многочисленные воины из разных земель, объединенных под властью Андрея. Несмотря на численный перевес, великий князь потерпел абсолютное поражение.

Современные историки предполагают, что в годы правления Андрея Боголюбского произошел социальный кризис, и именно им следует объяснять его внезапные неудачи периода 70-х. Безапелляционная автократия, которую продвигал князь, устанавливалась крайними военными и фискальными мерами, в силу чего знать воспылала недовольством по отношению к такому правителю. Конфликт был как между князем и боярам Суздаля и Ростова, так и во владимирских землях. В свое время Андрей попытался сформировать прослойку верной ему служилой знати, которая должна была стать сильнее родового боярства, но успехи достигнуты не были.

Кому платить за ошибки?

Правивший во Владимире Андрей Боголюбский стал жертвой заговора. Великий князь был убит в 1974 г. Сердцем заговорщицкой группировки были близкие к правителю представители Кучковичей. Кстати говоря, значительно позднее смерти Андрея появилась легенда о том, будто бы жена князя происходила именно из этой семьи. Историки считают, что она не стоит внимания и не имеет ничего общего с действительностью. Зато точно сохранилась информация о том, что великого правителя убили в ночное время в Боголюбовском дворце.

Про смерть великого князя рассказывали очевидцы. В настоящее время неизвестно точно, писали ли очевидцы летописи сами или же ответственный человек записывал все это напрямую со слов того, кто присутствовал в центре событий. В любом случае, в Киевской летописи можно видеть длинное и пространное описание событий той ночи. В краткой форме все изложено во Владимирской летописи. В 1934 г. организовали лабораторное обследование княжеских останков, по итогам чего подтвердили верность описанного в книгах. Из сохранившихся до наших дней источников видно, насколько острым было социальное недовольство, как сильно не любили князя к периоду окончания его правления. Некогда личность Андрея вызывала у простого и знатного люда уважение, он был настоящим героем, но к моменту смерти стал фокусом ненависти общества.

Однозначности быть не может

Из краткой биографии Андрея Боголюбского известно, что после смерти князя его тело пролежало еще два дня, дожидаясь отпевания. Сперва заговорщики и вовсе бросили его на огород, откуда затем было решено перенести в церковный притвор. Лишь спустя неделю княжеские останки отправили в Успенский собор во Владимире, здесь же было решено их захоронить. Дворец князя вскоре разграбили, во Владимире грабили административные здания, убивали представителей управленческого слоя, процветавших при Андрее. Аналогичные волнения происходили на всей территории волости. Лишь крестный ход, для которого пришлось взять образ Богоматери, прекратил непотребства и бесчинства.

Любопытным кажется тот факт, что во всех рассказах, посвященных убийству князя Андрея Боголюбского, можно видеть прославление этого политика как создателя храма. Обязательно отмечают, что он много и часто жертвовал церковным приходам, любил нищих и активно распространял христианскую веру. Благочестие, присущее личности князя, высоко оценивалось как его приверженцами, так и врагами. Известно, что правитель в ночное время зачастую приходил в церковь, дабы помолиться и испросить у Господа покаяние за все свои грехи. За это он обрел причисление в лице народа к рядам святых.

А что дальше?

Как известно из любой краткой биографии Андрея Боголюбского, вскоре после смерти князя началась активная борьба за все то, что создал великий правитель. Удивительным для многих кажется тот факт, что сыновья не были реальными претендентами на княжение - они полностью согласились с законом лествичного права. В записанной под контролем Владимирского полихрона четырнадцатого столетия Ипатьевской летописи впервые назвали убиенного князя великим. Во многом титул объяснили именно нюансами его смерти.

Из заключений Ключевского известно, что Андрея можно описать как человека, забывавшегося в битве, заносившегося в самые опасные места, не обращавшего внимание на риски. Усобицы и опасности были для него как вода для рыбы - и это качество в целом характеризовало многих южных жителей. В отличие от своих современников, Андрей мог не только быть активным в битве, но и быстро приходить в себя, едва только следовало о чем-то здраво рассудить. Воинственное опьянение, еще минуту назад заставлявшее сиять его глаза, проходило практически мгновенно, и посреди боя князь мог стать осторожным и разумным, наблюдательным, аккуратным - настоящим правителем, распоряжающимся обстановкой.

Отмечается, что Андрей был предусмотрительным, у него в любой момент все было готово к тому, как развернутся события. Этого человека никакие обстоятельства не заставали врасплох, и как бы ни был велик хаос вокруг, Андрей сохранял ясность ума. Каждую минуту он ожидал опасности, стремился упорядочивать все окружающее, во многом был сходен с Владимиром Мономахом. Удалый в бою, Андрей признавался, что воевать не любил. Пока отец еще был жив, после каждого успешного боя сын обращался к нему, прося примирения с побежденными.

Помнить и любить

После убийства князя Андрея Боголюбского о нем не забыли, и особенно сильной память хранилась в церковных кругах. В 1702 г. было решено канонизировать правителя. Князя назвали благоверным. День его памяти - 4 июля. Княжеские мощи хранятся во владимирском Успенском соборе. Для их сохранения выделили Андреевский придел.

Всего известно, что сыновей у Андрея Боголюбского было четверо, кроме того, была одна дочка. В 1165 г. скончался Изяслав, из летописей известный тем, что вместе с отцом принял участие в походе в Волжскую Булгарию. В 1173 г. умер Мстислав. Сравнительно много информации в исторических источниках можно найти про Юрия. Этот сын правил в Новгороде в 73-75 годах, в 85-89 был мужем Тамары, царившей в Грузии. Точная дата смерти неизвестна, предполагается, что Юрий скончался около 1190 года.

Четвертого сына звали Глебом. Точная дата рождения в летописях не отражена, предположительно, ребенок у Андрея появился в 1155 г. Юноша умер в двадцатилетнем возрасте и был канонизирован. Из исторических источников о нем ничего не известно, но есть определенная информация в более поздних записях. Считается, что, будучи двенадцатилетним, ребенок усердно читал церковные книги и много общался с монахами, вел добродетельную жизнь. Его смерть пришлась на период незадолго до того, как случилось убийство Андрея Боголюбского.

Также известно, что у князя была одна дочка, названная Ростиславой. Она стала супругой Святослава Вщижского.

С юга на север: как семья предопределяет судьбу

Человек, которого в будущем в исторических летописях окрестят первым великим князем Руси, в некотором смысле уже по своему роду обязан был стать правителем. Отцом Андрея был Юрий Долгорукий, определивший путь развития княжества. Он и его отец, Мономах, приложили немало сил к тому, чтобы объединить княжества, и чтобы Андрей продолжал это великое дело. В летописях позднего времени про него говорили, что именно Андрей был первым русским хозяином, действительно энергичным и жестким, как того требовало время. Властолюбивый от природы, талантливый по натуре, добродетельный по складу характера, этот человек просто не мог избежать судьбы известного правителя.

Как политик он впервые проявил себя в южных русских регионах, где пришлось поучаствовать в военном деле на стороне отца. Задачей рода было отстоять свое старшинство в родных землях, и им это удалось. Когда Юрий Долгорукий в 1149 г. получил Киев, он решил выделить престол этого древнего города именно Андрею - это не могло не попасть в летописи. Такое решение князь принял не случайно: уже к этому году сын проявил свою доблесть, верность, рассудительность и способность принимать адекватные решения, соответствующие ситуации. Он стал тем человеком, которому прозорливый Долгорукий мог доверить старинный город.

Новый опыт и иные традиции

Оказавшись в южных землях, Андрей столкнулся с обычаями, сильно отличавшимися от привычных ему дома. В летописях говорится о недовольстве и возмущении, даже смущении будущего великого князя - столь ему странны казались удельные усобицы между близкими. Бесконечные раздоры, как следствие - постоянно проливавшаяся родственная кровь. Все это вынуждало Андрея скорбеть о происходящем. Нет ничего удивительного в том, что молодой человек возжелал вернуться в родные края. Удельные порядки не были для него приемлемыми, тем более он не смог заставить себя их полюбить. Сперва Андрей удалился от того, что ему было противно, а едва набрал силу, стал принимать меры для исправления ситуации.

Переезд в Суздаль в 1156 г. произошел без согласия и одобрения княжившего в тот период отца. Вышгород остался без иконы - в будущем образ станет самой великой и значимой святыней всей русской земли. Из легенд известно, что переезд иконы по всему пути следования князя вызывал великие чудеса. Вблизи Владимира под иконой внезапно встали лошади, и было решено на этом же месте разбить лагерь для ночевки. Во сне к Андрею пришла сама Божья матерь, которая предостерегла от перемещения образа в Ростов, и повелела основаться во Владимире. Пробудившись, князь в точности исполнил божественную волю. В том месте, где ему пришло видение, повелитель решил разбить село, чье название Боголюбово дало имя ему самому. По прошествии некоторого времени в том же селе он поставит великолепную церковь из камня и роскошный терем. Село станет его постоянным и самым любимым местом жизни, здесь же произойдет убийство Андрея Боголюбского.

Новая жизнь и новые правила

Святыня, которую получил в свои руки Андрей, позволила ему сделать северо-восточные области значимее, важнее, сильнее. Икона, которую украсят драгоценными камнями, будет самым важным объектом не только Успенского собора, но и города, а затем - всей земли. По прошествии некоторого времени этот образ примут как самый важный для всей Руси.

В мае 1157 г. скончался Юрий Долгорукий, и Андрей принял власть. Он не пожелал ориентироваться на старое боярство, поэтому не поехал в Суздаль, вместо этого приблизил доверенных младших дружинников. Кроме того, фундаментом власти Андрея было южное население, независимое от бояр Суздаля и во многом существовавшее за счет администрации молодого князя.

Андрей прикладывал усилия для предотвращения междоусобиц. Одной из основных задач, определенных им для себя, было исключение борьбы с братьями, племянниками. В те же времена было решено поставить новый город, названный Владимиром-на-Клязьме, и приложить усилия, дабы тот превратился в истинную столицу, более прекрасную, нежели Киев. Здесь выстроили церкви, мощные укрепления и ворота из серебра и золота - такие же, как киевские. Успенский храм строился как кафедральный собор. Ожидалось, что здесь будет создана самостоятельная митрополия, но патриарх запретил такое самовольство.

Желания и реалии

Одним из спорных аспектов правления стала внешняя политика Андрея Боголюбского. Великий князь отличался обширностью военных замыслов, причем широта их не объяснялась потребностями страны. Более того, бояре также не поддерживали дальнейшего расширения княжеских земель. Подобное несогласие обязательно должно было стать поводом для конфликта, и отношения внутри управляемых Андреем земель обострялись. Предполагают, что проблемы в отношениях с боярами во многом были обусловлены еще и внутренними политическими решениями - князь пытался подчинить себе это свободолюбивое сословие. Кстати говоря, это заметно из книг писателя Заточника: в текстах он не раз говорил о том, что боярину, живущему на северо-востоке русских земель, свой терем лучше ставить вдали от резиденции князя, иначе разорения не избежать.

В 1173 г. было решено пойти в поход. Направлением выбрали Волжскую Булгарию. Для увеличения основного войска пригласили рязанских воевод и людей из Мурома. К месту сбора дружины подтягивались крайне медленно, вовсю демонстрируя нежелание идти на войну. В летописях про этот период и поведение подчиненных князя говорилось: «идучи не идут». Казалось бы, неповиновения не было, но от похода военные очевидно уклонялись.

В 1174 г. князь казнил Кучковича, и его брат и княжеский зять устроили заговор. Вскоре в нем приняли участие осетин Анбал, некий пришлый Ефрем. Как известно из летописей, суммарно в заговоре участвовали два десятка человек. Все они руководствовались страхом за свою жизнь.

Помним и сегодня

Кровавые события 1174 г. не прошли незамеченными для истории. Дворцовая часть, где все случилось, и по наши дни еще стоит. В 1935 г. в ленинградских лабораториях провели антропологическое исследование, которое показало, что рассказы о силе князя были полностью правдивыми.

Человек, без устали боровшийся с врагами извне, оказался не готов к нападению внутреннему, и родственники, приближенные смогли нанести ему смертельный удар. Сопротивление было отчаянным. Ежели бы князь смог выжить в ту страшную ночь, наверняка заговорщиков ожидала бы смерть - это было абсолютно в характере правителя. Бунтовщики и сами это понимали, поэтому боролись до победного конца, чего бы им это ни стоило. Что любопытно, несмотря на разграбление киевских святых мест, народ почитал Андрея за светлого князя и достойного правителя.

Князь Андрей Боголюбский (Андрей Юрьевич , Святой Андрей ), великий князь владимирский , князь рязанский, князь дорогобужский и князь вышгородский родился ориентировочно в 1155-1157 году в семье Юрия Долгорукого и половецкой княжны Аепы. Боголюбским его прозвали из-за его постоянной резиденции в городе Боголюбово, хотя у православных исследователей свое мнение на этот счет: прозвище он получил за свои личные качества, а город уже был позже назван в честь князя.

Годы его детства и молодости были утрачены для истории (если, конечно, их кто-то описывал из современников).

1146 год - Андрей и его брат Ростислав Юрьевич изгнали из Рязани Ростислава Ярославича.

1149 год - Юрий Долгорукий захватил Киев , а сыну (Андрею) отдал Вышгород. В том же году Боголюбский взял Луцк и ненадолго осел в близлежащем Дорогобуже Волынском.

1152 год - неудачная попытка Андрея и Юрия Долгорукого взять Чернигов, во время которой Боголюбский был серьезно ранен. После этого отец отправил сына в Рязань, но и тут случился провал - в Рязань вернулся Ростислав Ярославович, и, не до конца оправившийся Боголюбский, не смог ему противостоять. Отец решил вернуть его временно в Вышгород, но Андрей отправился во Владимир-на-Клязьме, при чем перед этим из Вышгорода он вывез чудотворную икону Богородицы (позже названную Владимирской), ставшую впоследствии великой русской святыней. По легенде, Богородица явилась ему во сне и попросила отвезти икону во Владимир .

Позже Андрей так и сделал, а на том месте, где пришло видение, он основал город, который назвал Боголюбово (либо он так позже был назван в его честь).

В 1157 году после смерти Юрия Долгорукого, Боголюбский стал князем Владимирской, Суздальской и Ростовской земель. Кроме иконы, во Владимир он «перевез» и столицу Руси . Там он основал Успенский собор и множество других монастырей и церквей.

Считается, что при Андрее Боголюбском были построены Церковь Покрова на Нерли, а также Московская крепость (в 1156 году).

Несмотря на то, что православная церковь считает Боголюбского справедливым, благочестивым и даже святым, он изгнал свою мачеху Ольгу, ее детей и еще множество родственников из суздальских, ростовских и владимирских земель, чтобы править единолично. Кроме того, его целью было упразднить вече (народное собрание для обсуждения актуальных политических, социальных и культурных вопросов). Он также пытался основать владимирскую митрополию , независимую от киевской, но патриарх константинопольский ему отказал.

12 марта 1169 года Андрей Боголюбский взял Киев (без осады, наскоком), разграбил его, и посадил там править своего брата Глеба, а сам вернулся во Владимир. Он стал первым князем всея Руси , который не стал править в Киеве.

В 1170 году после долгой осады Андрей взял Новгород (в котором люди уже начали голодать, и поэтому решили заключить мир). Князь владимирский оставил в Новгороде править своего сына - Юрия Андреевича Боголюбского, названного в честь деда - Юрия Долгорукого .

1171 год - поход против волжских булгар , закончившийся отступлением по причине того, что противник собрал значительные силы, а многие князья-вассалы Боголюбского поход проигнорировали и свои войска не отправили.

1173 год - поход на Вышгород, закончившийся поражением.

Неудачные походы против булгар и Вышгородского князя стали основной причиной заговора бояр против Андрея Боголюбского. 28 июня 1174 года бояре набросились на князя. Боголюбский долго сопротивлялся, но в конце концов упал под ударами заговорщиков. После этого убийцы отправились в винный погреб отмечать свое преступление. А Андрей очнулся и скрылся. Тем не менее его исчезновение заметили, нашли на улице по кровавым следам и добили. Летописи гласят, что перед смертью он увидел своих убийц и произнес: «Боже, если в этом мне сужден конец - я принимаю его».

Смерть Боголюбского и ее обстоятельства стали причиной того, что в Ипатьевской летописи он был назван «великим князем». Между прочим, в заговоре участвовала его жена Улита, за что позже, в 1175 году ее казнили.

После себя Боголюбский оставил пятерых сыновей - Изяслава, Мстислава, Юрия, Ростислава и Глеба.

Годы жизни 1111–1174

Годы правления 1169–1174

Князь Андрей Юрьевич Боголюбский – сын Юрия Долгорукого – родился в Ростовской области, которая к тому времени обособилась в отдельное княжество. Отец дал молодому княжичу в управление Владимир – тогда маленький пригород города Суздаля, основанный на реке Клязьме Владимиром Мономахом. Андрей княжил во Владимире долгие годы, и на севере Руси он прожил большую часть своей жизни – 35 лет.

В 1146 году между Юрием Долгоруким и его двоюродным братом Изяславом началась борьба за власть, которая продолжалась несколько лет. Князь Андрей участвовал в сражениях на стороне отца. Тогда обнаружилась боевая удаль князя Андрея. Он был в самых опасных местах боя и сражался, не замечая сбитого шлема, яростно разил мечом противников. Об Андрее говорили, что его нельзя застигнуть врасплох. В 1149 году Юрий Долгорукий вошел в Киев и занял его, но вскоре Изяслав, вернувшись со своей дружиной, вынудил его оставить город.

Когда после смерти Изяслава Юрий Долгорукий сел на киевский великокняжеский престол, он посадил Андрея рядом, в Вышгороде. Однако Андрей не хотел жить на юге Руси и тайно от отца уехал на север, в Суздальский край.

Из Вышгорода Андрей вывез во Владимир чудотворную икону Божией Матери, написанную, по преданию, евангелистом Лукой и привезенную из Греции купцом по имени Пирогощи.

Андрей Боголюбский

Предание гласит, что на пути Андрея к дому, примерно в 20 километрах от Владимира, лошади встали и никак не хотели сдвинуться с места. И после смены лошадей повозка опять не тронулась с места.

Андрею и его спутникам ничего не оставалось, как здесь заночевать. Ночью князю Андрею приснилась Божия Матерь, которая повелела на этом месте построить храм в честь Рождества Богородицы и основать здесь монастырь. Спустя время, церковь и монастырь были построены, вокруг них выросло поселение, названное Боголюбовым. Отсюда пошло и прозвище князя Андрея – Боголюбский.

Впоследствии икона, привезенная во Владимир князем Андреем, стала главной святыней Владимиро-Суздальской земли под именем Владимирской Божией Матери. Во Владимире по распоряжению набожного Андрея были построены два монастыря: Спасский и Воскресенский, а также другие православные храмы.

И вдобавок, по примеру Киева, во Владимире были поставлены Золотые и Серебряные ворота. Богатые церкви Владимира придали городу особую значимость, и он возвысился над другими городами. Население города быстро росло, из маленького пригорода Суздаля Владимир-на-Клязьме скоро превратился в большой многонаселенный город.

После смерти Юрия Долгорукого в 1157 году ростовцы и суздальцы выбрали на княжение Андрея. Но в Киев Андрей не поехал, чтобы занять великокняжеский престол. Он остался во Владимире, уступив Киев Ростиславу Мстиславичу.

Князь Андрей решил не давать уделов своим сыновьям, тем самым укрепляя Владимирское княжество, оберегая его от раздробленности. Он продолжал расширять новую столицу и даже попытался перевести во Владимир центр русского духовенства. Но константинопольский патриарх , к которому за разрешением обратился князь Андрей, отказался посвятить в митрополиты владимирского священника.

Владимир. Золотые ворота

Князь Андрей не только строил храмы, но и боролся с иноверцами. Так, в 1164 году он со своим войском впервые напал на Болгарское царство, где проповедовалась магометанская вера (ислам).

После смерти киевского князя Ростислава Андрей Боголюбский согласился с тем, что великим князем в Киеве будет его племянник – Мстислав Изяславич.

Но вскоре вместе со своим сыном (тоже Мстиславом) Андрей Боголюбский собрал суздальское ополчение, к которому присоединились 11 князей, и пошел на Киев. Объединенное войско два дня сражалось под стенами Киева. На третий день город был взят. Воины союзных князей грабили и разрушали город, убивали жителей, забыв, что это такие же русские люди, как и они сами.

После своей победы Андрей посадил на киевский стол своего младшего брата Глеба, а сам принял титул великого князя и остался во Владимире. Это событие летописцы относят к 1169 году.

После падения Киева Андрей Боголюбский собрал под свою руку всю Русскую землю. Один только Великий Новгород не хотел подчиниться Боголюбскому. И князь Андрей решил сделать с Новгородом то же, что и с Киевом.

Зимой 1170 года войско под началом сына князя Андрея – Мстислава Андреича – отправилось подавлять бунт в Новгороде, где правил молодой князь Роман Мстиславич. Новгородцы храбро сражались за свою независимость. Они бились так неистово, что Мстиславу пришлось отступить.

Предание гласит, что в разгар битвы, когда перевес был на стороне Мстислава Андреича, горожане вынесли на крепостную стену икону Знаменской Божией Матери. Монахи и священники молились, стараясь поддержать сражавшихся. Стрела нападавших ударила в икону, и из глаз Богородицы потекли слезы. Увидев это, новгородцы с новой силой бросились в бой. А в стане нападавших стало твориться что-то странное: необъяснимый страх охватил всю рать, воины перестали видеть противника и стали стрелять друг в друга, и вскоре Мстислав позорно бежал вместе с войском.

Андрей Боголюбский не простил новгородцам поражения своего войска и решил действовать по-другому. Спустя год после поражения он перекрыл подвоз хлеба в Новгород, и горожане признали его власть. Князь Роман был изгнан из Новгорода, и новгородцы пришли на поклон к Боголюбскому.

В это время в Киеве скоропостижно скончался князь Глеб. Андрей Боголюбский отдал киевский стол смоленским князьям Ростиславичам. Киев потерял свое былое величие, правление в нем стало переходить из рук в руки и, в конце концов, Киев подчинился владимирскому князю.

Боголюбский пал жертвой заговора в 1174 году. Брат его жены совершил преступление и был казнен по приказу Андрея Боголюбского. Тогда второй брат жены Андрея организовал заговор. Когда Андрей Боголюбский лег спать, в его спальню ворвались заговорщики (меч князя заранее унесли из спальни). Двадцать человек накинулись на безоружного Боголюбского, кололи его мечами и копьями. Набожный Андрей с радостью принял смерть, он давно уже раскаивался во многих своих неблаговидных делах, которые совершил во время борьбы за власть. Летопись гласит, что последними словами Андрея Боголюбского были: «Господи! В руце твои предаю дух мой!».

Тело князя Андрея выбросили в огород. Убитого князя не отпевали по православному обычаю и не хоронили пять дней. Приближенные князя разграбили дворец. Грабежи перекинулись на весь Боголюбов и на Владимир. Бесчинства в Боголюбове и Владимире продолжались до тех пор, пока один из священников не взял чудотворную икону Владимирской Божией Матери и не стал с молитвами ходить с ней по городу.

На шестой день после убийства Андрея Боголюбского похоронили в построенной им церкви Успения Богородицы. В дальнейшем Русская православная церковь причислила Андрея к лику Святых.

Монгольская конница

Со времени княжения Андрея Боголюбского перестала существовать как государственное образование Русь Киевская и начала свою историю Владимиро-Суздальская Русь .

Монголо-татарское нашествие на Русь

Русь в начале XIII века состояла из нескольких обособленных княжеств и земель, самыми значительными были Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское, Черниговское, Рязанское княжества и Новгородская земля. Черниговские, Смоленские и Владимиро-Суздальские князья не ладили друг с другом. Нередки были стычки между дружинами разных княжеств. Русские княжества были раздробленными и расколотыми перед лицом страшного врага, который приближался к Руси с востока.

Первое сражение с монголами в Половецкой степи состоялось на реке Калка 31 мая 1223 года, в котором были полностью разгромлены войска нескольких русских князей. Пленных русских князей монголы положили на землю, сверху настелили доски и сели на них пировать. После битвы на реке Калка Русь впервые услышала о существовании грозного врага.

После победы на Калке монголы ушли в Среднюю Азию и вернулись на Русь лишь через 14 лет.

Когда рязанский князь узнал о приближении к границам русских княжеств монголо-татарской рати, он сразу же послал гонцов за подмогой во Владимир и Чернигов. Но другие князья не восприняли монголов как серьезного противника и отказали ему в помощи. 21 декабря 1237 года после пятидневной осады и штурма стен города с использованием таранов и металлических орудий Рязань пала. Город был сожжен, жители частью истреблены, частью уведены в полон.

Сжигая и грабя на своем пути города и селения, войска завоевателей под командованием Батыя и Субедэя приближались к Владимиру. 7 февраля 1238 года сквозь проломы в стенах монголы ворвались в город, и вскоре на его месте дымились развалины.

В истории России началась 200-летняя эпоха, которая получила название – монголо-татарское иго (ярмо). Все русские княжества должны были признать над собой тяжелое монголо-татарское иго и платить дань. Князья вынуждены были брать у завоевателей разрешение (ярлык) на свое княжение. За получением ярлыка князья ездили в столицу Золотой Орды город Сарай, который располагался на реке Волге.

Монголо-татарское иго формально началось в 1243 году, когда отец Александра Невского князь Ярослав Всеволодович получил от монголо-татар ярлык на Великое княжество Владимирское и был признан ими «стареи всем князем в Русском языце».

Андрей Боголюбский что сделал для Руси и что построил великий князь Вы узнаете из этой статьи.

Какой был Андрей Боголюбский?

Боголюбский Андрей Юрьевич (1111 - 29 июня 1174) – это Владимиро-Суздальский князь и с 1157 года великий Киевский князь. Он был старшим сыном князя Юрия Долгорукого и Аепы, дочери половецкого хана. Был дважды женат. Первой женой Боголюбского была дочь Кучки Стефана Ивановича, первого владельца Москвы. Второй женою князя была пленница из Волжско-Камской Булгарии, которую привезли из военного похода в 1164 году.

В 1149 году от своего отца он получил в имение город Вышгород. А спустя год его перевели в западнорусские земли, где Боголюбскому достались во владения города Пинск, Туров и Пересопница.

В 1151 году Андрей Юрьевич получил согласие отца на возвращение в родные Суздальские земли. Через 4 года его обратно переводят Вышгород. Но он, несмотря на возражения отца, сбегает во Владимир-Залесский, прихватив с собой написанную евангелистом Лукой икону Богородицы.

Когда умер Юрий Долгорукий в 1157 году, Андрей Боголюбский унаследовал великокняжеский Киевский престол. Таким образом, отвечая на вопрос, Андрей Боголюбский был князем какого города , стоит сказать, что он был князем нескольких городов – Киева, Ростова, Суздаля и Владимира. Но, несмотря на обычай, в Киев князь не поехал жить.

В 1162 году князь, опираясь на своих слуг, из ростово-суздальской земли изгнал всех своих родственников и отцовскую дружину. Одновременно с этим Андрей Боголюбский перенес столицу северо восточной Руси, из Суздаля во Владимир , устроив свою резиденцию в построенном им городе — Боголюбово-на-Нерли. Благодаря этому он и получил свое прозвище.

Также Андрей Боголюбский был первым, кто совершил в 1160 году первую попытку в истории Киевской Руси разделить церковь на 2 митрополии. Но сделать это ему не удалось.

Андрей Боголюбский что построил?

В период правления князя также развернулось масштабное строительство во Владимире и его пригородах. Андрей Боголюбский построил Золотые ворота по подобию Киевских Золотых ворот, замок-город Боголюбово. Он не забывал и о духовной составляющей жизни. Благодаря ему были воздвигнуты Успенский собор, Покрова-на-Нерли, храм Рождества Богородицы в Боголюбове . Храмы построенные Андреем Боголюбским были олицетворением высокого культурного развития государства, красоту которых передать словами было нельзя.

Кроме того, Андрей Боголюбский много сделал для того, чтобы избавиться от влияния Византии на Руси. Князь постоянно приглашал западноевропейских зодчих для строительства храмов и других сооружений. Он ввел на Руси новые праздники, которые не праздновались в Византии – праздники Покрова пресвятой Богородицы и Спаса.

Надеемся, что из этой статьи Вы узнали, какую политику вел Андрей Боголюбский и что он сделал для Киевской Руси.

XI. АНДРЕЙ БОГОЛЮБСКИЙ. ВСЕВОЛОД БОЛЬШОЕ ГНЕЗДО И ЕГО СЫНОВЬЯ

(продолжение)

Андрей Боголюбский. – Предпочтение Владимира-на-Клязьме, стремление к единовластию и самовластию. – Походы на Камских Болгар. – Подвижники и епископы Суздальской земли. – Сооружение храмов. – Отношения к дружине. – Кучковичи. – Убиение Андрея.

Андрей Боголюбский и возвышение Владимира

Не таков был сын и преемник Долгорукого Андрей, прозванный Боголюбским. Как отец, воспитавшийся на юге в старых княжеских преданиях, стремился в Южную Русь; так сын, проведший свою молодость на севере, всю жизнь сохранял привязанность к Ростово-Суздальскому краю и скучал на юге. При жизни отца он не однажды ходил с его дружинниками в Рязанскую землю, а также должен был со своими братьями участвовать в военных походах для завоевания Киевского стола Юрию. Мы видели, как он отличился отвагой в Южной Руси, особенно под Луцком, хотя в то время был уже далеко не первой молодости, имея около сорока лет от роду. Когда Юрий окончательно занял великий стол и роздал своим сыновьям уделы в Приднепровской Руси, то Андрея как старшего посадил подле себя в Вышгороде. Но тот усидел здесь недолго. Его, очевидно, тянуло на север в Ростовскую область, где можно было жить спокойно, мирно заниматься правительственными и хозяйственными делами посреди трудолюбивого покорного населения, вдали от бесконечных княжеских распрей, от половецких набегов и всех тревог Южной Руси. В том же 1155 году он покинул Вышгород и уехал на север "без отней воли", замечает летописец, т.е. вопреки желанию отца иметь его при себе на юге. Андрей воротился в свой прежний удел, Владимир-на-Клязьме. Спустя два года, когда отец его умер, старшие северные города, Ростов и Суздаль, признали Андрея своим князем вопреки завещанию Юрия, который по обычаю назначил суздальскую область своим младшим сыновьям; а старшим, вероятно, предоставил Переяславль-Русский и другие уделы в Днепровской Руси. Андрей, однако, и на этот раз не поселился в Ростове или Суздале; а предпочел им все тот же младший город Владимир, где и утвердил главный княжеский стол. Такое предпочтение, естественно, возбуждало неудовольствие в старших городах, и они начали питать вражду к Владимиру, который называли своим "пригородом".

Неизвестно, что, собственно, заставило Андрея предпочитать младший город старшим. Новейшие историки объясняют такое предпочтение вечевыми порядками и присутствием в старых городах сильного земского боярства, что стесняло князя, стремившегося водворить полное самовластие. Это весьма вероятно и согласно с характером Андреевой деятельности. Говорят также, что Юрий предпочитал Суздаль Ростову потому, что первый южнее второго и ближе к Днепровской Руси и что Андрей на том же основании перенес столицу во Владимир-на-Клязьме. И это предположение не лишено некоторого значения, так как из Владимира, благодаря Клязьме и Оке, действительно было удобнее сноситься с Киевом и всей Южной Россией, нежели из Суздаля, а тем более из Ростова, который стоял в стороне от больших путей. Кроме того, можно полагать, что в этом случае действовала сила привычки. Андрей провел много лет на своем прежнем удельном городе, много трудов положил на его обстройку и украшение, привязался к нему и, естественно, не имел охоты расстаться с ним. Народная легенда указывает еще на одно основание, имеющее связь с известной набожностью Андрея. Уезжая из Вышгорода, он взял с собой образ Богородицы, который, по преданию, принадлежал к числу икон, написанных евангелистом Лукою, и привезен из Царьграда вместе с образом Богородицы Пирогощей. По словам северной легенды, князь хотел было отвезти икону в старейший город Ростов; но явившаяся ему во сне Пресвятая Дева повелела оставить ее во Владимире. Эта икона с тех пор почиталась как драгоценная святыня Суздальской земли.

Самовластный характер Андрея

Главное значение Андрея Боголюбского в русской истории основано на его государственных стремлениях. Он является перед нами первым русским князем, который ясно и твердо начал стремиться к водворению самодержавия и единодержавия. Вопреки родовым княжеским обычаям тех времен он не только не раздавал своим родственникам уделов в Суздальской земле; но даже выслал из нее в Южную Русь (т.е. на южнорусские уделы) троих братьев, Мстислава, Василька, Михаила, и еще двух племянников Ростиславичей. А вместе с ними изгнал и старых отцовских бояр, которые не хотели исполнять его волю и стояли за соблюдение старинных обычаев по отношению к себе и к младшим князьям. Летописец под 1161 годом прямо говорит, что Андрей изгнал их "хотя самовластец быти всей земли Суздальской". Нет сомнения, что этот князь владел умом поистине государственным и что в данном случае он повиновался не одной только личной жажде власти. Конечно, он сознавал, что дробление русских земель служило главным источником их политической слабости и внутренних смут. Предания о могущественных князьях старого времени, особенно о Владимире и Ярославе, которых, может быть, представляли тогда единодержавными и неограниченными властителями, эти еще живые предания вызывали подражание. Опыты собственной жизни и знакомство с другими краями также не могли не действовать на подобные стремления. Перед глазами Андрея был его шурин, галицкий князь Ярослав Осмомысл, которого сила и могущество основывались на безраздельном владении Галицкою землею. Перед ним был еще более разительный пример: империя Греческая, которая не только снабжала Русь церковными уставами и произведениями своей промышленности, но и служила ей великим образцом политического искусства и государственного быта. Вероятно, и книжное знакомство с библейскими царями не осталось без влияния на политические идеалы князя, на его представления о государстве и верховной власти. Опору своим самодержавным стремлениям он мог найти в самом населении северо-восточного края, рассудительном и трудолюбивом, которому уже сделались чужды некоторые беспокойные привычки Южной Руси. Как бы то ни было, все остальное время своего княжения Андрей, по-видимому, владел Суздальской землей безраздельно и самовластно; благодаря чему он и явился самым сильным из современных князей и мог держать в зависимости не только своих муромо-рязанских соседей, но также иметь влияние на судьбы других русских земель. Известно, как он воспользовался взаимными несогласиями старшей линии Мономаховичей: войска его взяли Киев, и Суздальский князь начал распоряжаться старшим столом, оставаясь в своем Владимире-Залесском. Излишняя горячность и неумеренные выражения самовластия рассорили его с Ростиславичами Смоленскими. После поражения его войск под Вышгородом Киевская Русь освободилась от зависимости, но только на короткое время. Андрей успел восстановить эту зависимость, когда его застигла смерть. Точно так же он смирил строптивых новгородцев, и заставил их уважать свою волю, несмотря на неудачную осаду Новгорода его войсками. Будучи уже довольно преклонных лет, он не принимал личного участия в этих походах, а посылал обыкновенно сына своего Мстислава, давая ему в руководители воеводу Бориса Жидиславича, отличавшегося, вероятно, опытностью в ратном деле. По смерти отца только один раз мы встречаем Андрея во главе Суздальской рати, именно в походе на Камских Болгар.

Походы Андрея Боголюбского на камских болгар

Летописцы наши не объясняют, из-за чего происходили войны между суздальскими и болгарскими князьями; так как владения их в то время даже не были пограничными, а разделялись землями Мордвы и других финских народцев. Может быть, причиной ссоры были обоюдные притязания на собирание дани с этих народцев. А еще вероятнее, что причина была торговая. Мы знаем, что русские гости издавна ездили в Камскую Болгарию, а Болгары в Русь; что князья наши заключали торговые договоры с болгарскими державцами. Очень возможно, что договоры эти иногда нарушались и ссора доходила до войны. Возможно также, что новгородские, суздальские и муромские повольники своими грабежами в Камской Болгарии вызывали кровавое возмездие со стороны болгар и нападение их на русские пределы; а затем русские князья в свою очередь должны были предпринимать трудные походы в ту сторону, чтобы восстановить прочный мир. Подобные войны мы видели уже при отце и дяде Андрея, В 1107 году Юрий Долгорукий находился с Мономахом в походе на половцев, причем вступил в брак с дочерью половецкого хана Аепы (матерью Боголюбского). Пользуясь отсутствием князя, Болгары пришли в Суздальскую, землю; разорили много сел и осаждали самый город Суздаль, хотя небезуспешно. Тринадцать лет спустя Долгорукий Волгою ходил на Болгар и, по словам летописи, воротился с победой и великим полоном. Точно такой же поход совершил сын его Андрей Боголюбский в 1164 г,

В этом походе участвовал подручный ему князь муромский Юрий. Кроме отдаленности и трудности пути, самые Болгары, очевидно, были в состоянии оказывать значительное сопротивление. Естественно поэтому, что набожный Андрей, не полагаясь на одну силу своей рати, прибегал к покровительству божественному. Он взял с собой в поход помянутую святыню, т.е. греческую икону Богородицы. Во время главной битвы икона была поставлена под стягами, посреди русской пехоты. Битва окончилась полною победою. Князь Болгарский с остатком войска едва успел спастись в стольный, или Великий, город. Воротясь из погони за неприятелем, русские князья со своими дружинами совершили земные поклоны и благодарственное молебствие перед иконою. Затем они пошли далее, сожгли три неприятельских города и взяли четвертый, который летопись называет "славный Бряхимов".

Война, однако, не окончилась одним этим походом. Спустя восемь лет Андрей снова отправляет рать в ту же сторону; но сам нейдет, а поручает начальство сыну своему Мстиславу и воеводе Борису Жидиславичу, с которыми должны были соединиться сыновья подручных князей Муромского и Рязанского. Новый поход был предпринят зимой в неудобное время. Соединясь с муромцами и рязанцами, Мстислав две недели простоял на устье Оки, поджидая главную рать, которая медленно двигалась с Борисом Жидиславичем. Не дождавшись ее, князь с одной передовой дружиной вошел в Болгарскую землю, разрушил несколько сел и, захватив полон, пошел назад. Узнав о малочисленности его отряда, Болгары погнались за ним в числе 6000 человек. Мстислав едва успел уйти: неприятели были уже в двадцати верстах, когда он соединился с главной ратью. После чего войско русское воротилось домой, сильно потерпев от непогоды и всяких лишений. "Не годится зимою воевать Болгар" – замечает летопись по сему случаю.

Христианство во Владимиро-Суздальской Руси времен Андрея Боголюбского

Наряду с политической деятельностью Андрея замечательны также его заботы о делах церковных в своем княжении.

Начало христианства в том отдаленном краю положено было еще во времена Владимира и Ярослава. Но его утверждение встречало здесь те же или еще большие препятствия, чем в Новгородской земле, со стороны как русского, так и особенно финского населения. Летопись неоднократно повествует о мятежах, произведенных языческими волхвами, которым не раз удавалось возвращать к старой религии многих жителей, уже принявших крещение. При утверждении греческой иерархии на Руси Суздальская земля не вдруг составила самостоятельную епархию. Будучи отнесена к Переяславскому уделу, она иногда управлялась переяславскими епископами, а иногда имела своих особых архиереев, которые пребывали в старейшем ее городе Ростове. Положение этих ростовских иерархов первое время было особенно трудное, потому что они не имели такой опоры в князьях и дружине, как другие епископы. Князья еще не жили сами в той земле; а приезжали сюда только временно и управляли ею посредством своих наместников. Из первых ростовских епископов особенно славны своею просветительною деятельностью св. Леонтий и преемник его Исайя, оба постриженники Киево-Печерской лавры, подвизавшиеся на север в последней четверти XI века.

Житие Леонтия повествует, что он был изгнан из Ростова упорными язычниками и некоторое время жил в окрестностях его, собирая вокруг себя детей, которых привлекал ласками, научал христианской вере и крестил. Потом он воротился в город и продолжал здесь апостольские подвиги, пока не принял мученического венца от мятежных язычников. Его подвиги и кончина, очевидно, относятся к той эпохе, когда на севере происходили народные возмущения от языческих волхвов, по примеру тех, которых встретил на Белоозере воевода Ян Вышатич. Следующий за ним епископ Исаия, по словам его жития, ходил по Суздальской земле со своею проповедью, укреплял веру вновь крещенных, обращал язычников, сожигал их требища и строил христианские храмы. Ему помогал Владимир Мономах во время своих поездок в Ростовскую землю. В одно время с Исаией подвизался и третий святильник Ростовского края, св. Авраамий, который сам был уроженцем этого края. Он является основателем иноческого жития на северо-востоке, и в этом отношении походит на первых киево-печерских подвижников. Подобно им, он с юных лет чувствовал склонность к благочестию и уединению, удалился из родительского дома на лесистый берег озера Неро и поставил себе здесь келию. В Ростове жители "Чудского конца" еще поклонялись стоявшему за городом каменному идолу Белеса и приносили ему жертвы. Авраамий жезлом своим разрушил этот идол; а на месте его основал первый Ростовский монастырь в честь Богоявления. Подобно Леонтию он привлекал к себе юношей, учил их грамоте и крестил; потом многие из них приняли пострижение в его монастыре. Язычники не раз хотели напасть на него и сжечь монастырь; но преподобный не смущался их угрозами и энергично продолжал свою проповедь.

Трудами сих трех местночтимых подвижников христианство умножилось в Ростовской земле и пустило здесь глубокие корни. Со времени Юрия Долгорукого, т.е. с тех пор, как князь и его дружина утвердили здесь пребывание, а Ростовская кафедра окончательно отделилась от Переяславской, мы видим православие уже господствующим в этом краю; население главных городов отличается своей набожностью и усердием в церкви. При Юрии Долгоруком епископом ростовским был Нестор, при Андрее Боголюбском – Леон и Феодор. Усиление Суздальского княжества и возвышение его над Киевским естественно повело за собой и притязания ростовских епископов: Нестор, Леон и особенно Феодор уже делают попытки встать в независимые отношения к Киевскому митрополиту и самую Ростовскую кафедру возвысить на степень митрополии. По известию некоторых летописей, Андрей сначала покровительствовал этим стремлениям, имея в виду утвердить новую митрополию за своим любимым Владимиром. Но, встретив неодобрение со стороны Константинопольского патриарха, он оставляет мысль об отделении митрополии, и ограничивается желанием или просто перенести епископию из,Ростова во Владимир, или завести здесь особую кафедру.

В это время русскую церковь волновал спор о том, можно ли вкушать масло и молоко по средам и пятницам в Господские праздники. Мы видели, что иерархи из греков решили его отрицательно; но решение это не нравилось некоторым князьям, которых поддерживала и часть собственного русского духовенства. Спор местами принял острый характер. Мы видели, как черниговский князь Святослав Всеволодович, раздраженный упорством епископа Антония, изгнал его из Чернигова. Но еще прежде того и почти то же самое произошло в Суздальской земле. Ростовский епископ Леон, обвиняемый в лихоимстве и разных притеснениях, оказался к тому же ревностным противником употребления мяса в Господские праздники. На борьбу с ним выступил Феодор, племянник известного киевского боярина Петра Бориславича, постриженник Киево-Печерской обители, муж книжный и бойкий на словах. Прение происходило в присутствии князя Андрея; по свидетельству летописи, Феодор переспорил ("упре") Леона. Однако дело на том не кончилось. Решили обратиться в Грецию, куда и был отправлен Леон в сопровождении послов киевского, суздальского, переяславского и черниговского. Там он отстаивал свое мнение в присутствии императора Мануила Комнена, стоявшего в то время с войском на Дунае. На сей раз спор против него вел епископ болгарский Адриан. Император склонялся в сторону последнего. Леон выражался так дерзко, что царские слуги схватили его и хотели утопить в реке (1164).

Но эта так называемая Леонтианская ересь продолжалась и после того. Ростовскую кафедру, по желанию Андрея, занял Феодор. Однако он недолго пользовался расположением князя. Гордый и дерзкий, он не хотел признать над собой власть Киевского митрополита и не ехал к нему на поставление. Кроме того, Феодор отличался еще большим корыстолюбием и жестокостью, чем его предшественник; вымогал чрезвычайные поборы с подвластного ему духовенства разными пытками и мучительствами; даже подвергал пыткам княжеских бояр и слуг. Гордость его дошла до того, что на укоризны князя он отвечал приказом запереть все церкви в городе Владимире и прекратить богослужение в самом соборном храме Богородицы. Этот удивительный русский епископ, вероятно, хотел подражать примерам и образу действия властолюбивых иерархов Латинской церкви. Князь вначале сам покровительствовал Феодору; но наконец всеобщими жалобами на него и его дерзостью был выведен из терпения, низложил его и отправил на суд в Киев к митрополиту. Последний, следуя своим византийским обычаям, велел отрезать ему язык, отсечь правую руку и выколоть глаза (1171).

Постройки Андрея

Благочестие Андрея с особою силою выразилось в его усердии к построению и украшению храмов, в чем он не только подражал своему отцу, но и превзошел его. В 1160 г. был страшный пожар в Ростове; в числе других храмов сгорела соборная церковь Успения Богородицы, "дивная и великая", по замечанию летописца. Она была построена при Владимире Мономахе в том же архитектурном стиле и в тех же размерах, как Успенский храм в Киево-Печерском монастыре. Андрей на месте сгоревшей заложил каменную в том же стиле. Он докончил начатый его отцом каменный храм св. Спаса в Переяславле-Залесском; воздвиг несколько новых храмов и по другим городам. Но главное попечение, конечно, он обратил на свой стольный Владимир. Уже в 1158 году Андрей заложил здесь каменный соборный храм в честь Успения Богородицы; чрез два года окончил его и приступил к стенному расписанию. Для постройки и украшения этого храма он призывал мастеров из разных земель, т. е. не только из Южной Руси, но также из Греции и Германии, в чем ему помогали находившиеся в дружественных с ним сношениях знаменитые его современники Мануил Комнен и Фридрих Барбаросса. Храм этот стал называться "Златоверхим" от своего позлащенного купола. Князь поставил в нем драгоценную святыню, икону Богородицы; одарил его селами и разными угодьями; по примеру киевской Десятинной церкви назначил на содержание его причта десятую часть от торговых пошлин, от княжих стад и жатвы. Как Киевская Богородица имела в своем владении город Полонный, так и Владимирский Андрей отдал целый город Гороховец или доходы с него. Так же по образцу Киева он построил в городской стене каменные ворота, названные Золотыми, с церковью наверху; а другие ворота, по замечанию летописца, украсил серебром. Андрей любил похвалиться изяществом и богатством воздвигнутых им храмов, особенно Успенским собором. Когда во Владимир приезжали какие-либо гости из Царьграда, Германии или Скандинавии, то князь приказывал вести их в Златоверхий храм Богородицы и показать красоту ее. То же он делал с гостями болгарскими и евреями, чтобы расположить их к принятию христианской веры.

Боголюбов

С особенным тщанием Андрей украшал храм Рождества Богородицы, воздвигнутый им в городке Боголюбове, который лежал в десяти верстах от Владимира ниже на Клязьме, около впадения в нее реки Малой Нерли. Священная легенда (впрочем, позднейшего времени) связала построение этого городка и храма с перенесением чудотворной иконы Богородицы из Вышгорода в Суздальскую землю. Когда Андрей из Владимира продолжал путь с иконою в Ростове, – повествует сказание, – лошади вдруг остановились; напрасно их били, впрягали других коней, колесница с иконою не двигалась. Сопровождавший ее священник совершил перед нею молебствие; причем сам князь молился усердно. Потом он заснул в шатре и в полночь удостоился видения: сама Богородица явилась перед ним и повелела оставить икону во Владимире, а на сем месте воздвигнуть каменный храм в честь Рождества. Это место чудного видения названо им "Боголюбимое". Как бы то ни было, Андрей, по замечанию летописца, построил городок Боголюбивый в таком именно расстоянии от Владимира, в каком находился Вышгород от Киева. А посреди городка соорудил храм Рождественский почти одновременно с владимирским Успенским в том же архитектурном стиле, об одном верхе, или об одной главе. Церковь эта так же богато была изукрашена стенным расписанием, узорчатой резьбой, позолотой, иконами и дорогой церковной утварью. Тут же подле нее великий князь соорудил себе терем и пристроил особую каменную храмину, ведущую из терема на полати церкви. Кроме того, в окрестностях городка, на самом устье Нерли, он воздвиг подобный же храм в честь Покрова Богородицы, при котором был устроен монастырь. Вообще Андрей последнее время своей жизни проводил преимущественно в Боголюбове, откуда и получил свое прозвание. Здесь он вполне предавался своей страсти к постройкам; сюда собирал отовсюду мастеров и ремесленников и, бережливый во всем другом, не щадил на них своей богатой казны. Иногда посреди ночи набожный князь уходил из своего терема в Рождественский храм; сам зажигал свечи и любовался его красотой или молился перед иконами о своих грехах. Набожность его выражалась в щедрой раздаче милостыни нищим и убогим. Знакомый, конечно, с летописью Сильвестра Выдубецкого, Андрей, подражая предку своему Владимиру Великому, приказывал развозить по городу брашно и питие больным и убогим, которые не могли приходить на княжий двор.

Храм Рождества Богородицы и остатки палат в Боголюбове

Предпочтение, которое великий князь под конец жизни оказывал малому городку, пребывая в нем более, чем в стольном городе, это предпочтение нельзя объяснять исключительно политическими соображениями, например, желанием находиться вдали от земских бояр и вечников, чтобы тем беспрепятственнее утверждать свое самовластие. Мы уже знаем, что русские князья того времени вообще мало пребывали в стольных городах; а обыкновенно с своими ближними дружинниками проживали в загородных дворах где-то поблизости от столицы. Тут они устраивали свои терема, сооружали придворные храмы и целые монастыри, окружали себя разными хозяйственными заведениями и занимались охотой в окрестных лесах и полях. Однако предпочтительное пребывание Андрея в Боголюбове, очевидно, соответствовало его вкусам и хозяйственным, и политическим. Здесь он не окружал себя старшим боярством, предоставляя ему службу в городах, в качестве наместников и посадников, или пребывание в собственных селах и, таким образом, не обращался постоянно к его советам в делах земских и ратных. Он держал при себе младших дружинников, которые в сущности были его слугами, его двором, следовательно, не могли перечить князю, стеснять его самовластие. Но вполне удалить от себя больших бояр он не мог; иначе жестоко вооружил бы против себя все это сильное сословие. Были, конечно, у него некоторые заслуженные или любимые бояре; наконец были между ними его свойственники. Эти-то последние и послужили орудием к его гибели.

Убийство Андрея Боголюбского

Никого из близких родственников Андрея мы не встречаем в Боголюбовском уединении. Братья и племянники оставались в Южной Руси; старшие сыновья Изяслав и Мстислав умерли; а младший, Юрий, сидел на княжении в Новгороде Великом. Андрей был женат на дочери боярина Кучка. Предание говорит, что Юрий Долгорукий казнил этого боярина за какую-то вину, присвоил себе его поместье, в котором и основал город Москву. Живя в Боголюбове, Андрей, по-видимому, был уже вдов; при нем оставались два Кучковича, братья его жены, в качестве ближних и больших бояр. К этим большим боярам принадлежал также зять Кучковичей Петр и еще какой-то пришлец с Кавказа из ясов или алан, по имени Анбал. Сему последнему великий князь доверил ключи, то есть управление своим домом. Но эти люди, осыпанные милостями, не питали к нему любви и преданности. Умный, набожный князь не отличался мягким нравом в отношении к окружающим, а под старость характер его сделался еще тяжелее и суровее. Избегая слишком близкого общения с подданными и отличаясь трезвостью, Андрей не любил пить и бражничать с своею дружиною, как это было в обычае у русских князей. С таким характером, с такими привычками он не мог пользоваться большим расположением дружинников, которые прежде всего ценили в князьях щедрость и ласковое обхождение. Не видно также, чтобы и земские люди питали к нему привязанность. Несмотря на строгость князя, его корыстолюбивые посадники и тиуны умели преследовать свои собственные выгоды, притеснять народ неправдами и поборами.

Один из Кучковичей каким-то проступком до того прогневал великого князя, что последний велел казнить боярина, подобно тому, как отец его Юрий казнил самого Кучка. Это событие сильно возмутило бояр, и без того роптавших на самовластие Андрея. Брат казненного, Яким, собрал на совет недовольных и говорил им в таком смысле: "Сегодня казнил его, а завтра дойдет черед до нас; подумаем о своих головах". На совещании решено было убить великого князя. Число заговорщиков простиралось до двадцати; вожаками их, кроме Якима Кучковича, явились помянутый зять его Петр, ключник Анбал и еще какой-то Ефрем Моизович, вероятно, перекрест из [евреев], которых Андрей любил обращать в христианство, так же, как и болгар. Подобное возвышение и приближение к себе инородцев, может быть, происходило из недоверия князя к коренным русским боярам и его расчета на преданность людей, всем ему обязанных. Но, без сомнения, и этих, взысканных им проходимцев раздражали непрочность его благоволения и опасение уступить свое место новым любимцам. Именно в то время самым приближенным лицом к князю сделался какой-то отрок Прокопий, следовательно, возвышенный из младших дружинников или дворян. Прежние любимцы завидовали Прокопию и искали случая его погубить.

Была суббота 29 июня 1175 года, праздник свв. апостолов Петра и Павла. Зять Кучков Петр праздновал свои именины. К нему на обед собрались недовольные бояре и тут окончательно порешили замысел свой немедля привести в исполнение. Когда настала ночь, они вооружились и отправились на княжий двор; умертвили сторожей, охранявших ворота, и пошли в сени, т.е. в приемный покой терема. Но тут на них напали страх и трепет. Тогда – конечно, по приглашению ключника Анбала – они зашли в княжию медушу и ободрили себя вином. Затем поднялись опять в сени и тихо подошли к Андреевой ложнице. Один из них постучал и стал кликать князя.

"Кто там? " – спросил Андрей.

"Прокопий", – получил он в ответ.

"Нет, это не Прокопий", – сказал князь.

Видя, что нельзя войти хитростью, заговорщики устремились всей толпой и выломали двери. Князь хотел взять свой меч, который, по преданию, принадлежал когда-то св. Борису; но коварный ключник спрятал его заранее. Андрей, несмотря на годы, еще сохранявший телесную силу, схватился впотьмах с двумя прежде других ворвавшимися убийцами и одного из них поверг на землю. Другой, думая, что повержен был князь, нанес ему удар оружием. Но заговорщики вскоре заметили ошибку и налегли на князя. Продолжая обороняться, он горячо укорял их, сравнивал с Горясером, убийцей св. Глеба, грозил Божьей местью неблагодарным, которые за его же хлеб проливают его кровь, но тщетно. Вскоре он упал под ударами мечей, сабель и копий. Считая все конченным, заговорщики взяли своего павшего товарища и пошли вон из терема. Князь, хотя весь израненный, вскочил и в беспамятстве со стенаниями последовал за своими убийцами. Те услышали его голос и воротились назад. "Я как будто видел князя, сходящего с сеней вниз", – сказал один из них. Пошли в ложницу; но там никого не было. Зажгли свечу и по кровавому следу нашли князя, сидящего за столбом под лестницей. Увидя их приближение, он начал творить последнюю молитву. Боярин Петр отрубил ему руку, а другие его докончили. Умертвили также его любимца Прокопия. После того убийцы занялись расхищением княжего добра. Собрали золото, драгоценные камни, жемчуг, дорогие одежды, утварь и оружие; поклали все это на княжих коней и еще до света развезли по своим домам.

Андрей Боголюбский. Убиение. Картина С. Кириллова, 2011

На следующее утро, в воскресенье, убийцы поспешили принять меры для своей безнаказанности. Они опасались дружины, сидевшей в стольном Владимире; а потому начали "собирать полк", т.е. вооружать на свою защиту всех, кого могли. В то же время они послали спросить владимирцев, что те намерены предпринять. И велели сказать им, что совершенное дело задумали не от себя только, но от всех (дружинников). Владимирцы на это возразили: "Кто был с вами в думе, тот пусть и отвечает, а нам его не надобно". Ясно было, что главная дружина встретила ужасную весть довольно равнодушно и не показала охоты мстить за смерть нелюбимого господина. Так как поблизости не было никого из князей, кто бы мог схватить власть твердой рукою, то немедленно гражданский порядок был нарушен. Начался неистовый грабеж. В Боголюбове по примеру дружинников чернь бросилась на княжий двор и растаскивала все, что попадалось под руку. Потом принялись грабить дома тех мастеров, которых Андрей собирал отовсюду для своих построек и которые, по-видимому, успели нажить от них значительное имущество. Чернь напала также на посадников, тиунов, мечников и других княжих слуг, нелюбимых за неправедный суд и разные притеснения; многих из них перебила и дома их разграбила. Из соседних сел приходили крестьяне и помогали горожанам в грабеже и насилиях. По примеру Боголюбова, то же самое произошло и в стольном Владимире. Здесь мятеж и грабежи утихли только тогда, когда соборный священник Микулица и весь клир облеклись в ризы, взяли из Успенского храма всеми чтимую икону Богородицы и начали ходить по городу.

Между тем как происходили эти мятежи и разные беззакония, тело убиенного князя, брошенное в огород, лежало там ничем не прикрытое. Бояре грозили убить всякого, кто вздумает оказывать ему почести. Нашелся, однако, честный и добрый слуга княжий, какой-то Кузмище Киевлянин, который, по-видимому, не был во время убийства в Боголюбове, а пришел сюда, услыхав о случившемся. Он начал плакать над телом, причитая, как покойный победил полки "поганых" болгар, а не мог победить своих "пагубоубийственных ворожбит".

Подошел Анбал-ключник.

"Амбале, вороже! Сбрось ковер или что-нибудь, что можно подостлать и чем бы прикрыть тело нашего господина", – сказал ему Кузмище.

"Поди прочь. Мы хотим выбросить его псам".

"О еретиче! Уж и псам выбросить! Помнишь ли, жuдовин, в чем ты пришел сюда? Теперь ты в оксамите стоишь, а князь наг лежит. Но молю тебя, сбрось что-нибудь".

Ключник как бы усовестился, сбросил ковер и корзно.

Кузмище обвернул тело князя, отнес его к Рождественской церкви и просил отпереть ее.

"Вот нашел о чем печалиться! Свали тут в притворе", – отвечали ему пьяные приставники, которые, очевидно, предавались буйству наравне со всеми.

Кузмище со слезами вспомнил по этому случаю, как, бывало, князь приказывал водить в церковь всяких нехристей и показывать им славу Божию; а теперь в эту же изукрашенную им церковь его самого не пускали его собственные паробки. Он положил тело в притворе на ковер и прикрыл корзном. Тут оно пролежало два дня и две ночи. На третий день пришел Арсений, игумен Козмодемьянского (вероятно, Суздальского) монастыря и начал говорить боголюбским клирошанам:

"Долго ли смотреть нам на старших игуменов? И долго ли лежать тут князю? Отоприте-ко божницу; я отпою его; а вы положите его в (деревянную) буду или в (каменный) гроб, и когда прекратится мятеж, то пусть придут из Владимира и отнесут его туда".

Клирошане послушались; внесли князя в церковь, положили в каменную гробницу и отпели над ним панихиду вместе с Арсением.

Только в следующую пятницу, то есть уже на шестой день после убийства, владимирцы опомнились. Бояре, дружина и городские старцы сказали игумену Феодулу и Луке, домественнику (уставщику церковного пения) при Успенском храме, чтобы снарядили носилки и вместе с успенскими клирошанами отправились за телом князя. А священнику Микулице велели собрать попов, облечься в ризы и стать за серебряными воротами с иконою Богородицы, чтобы встретить гроб. Так и было сделано. Когда со стороны Боголюбова показался княжий стяг, который несли перед гробом, владимирцы, столпившиеся у Серебряных ворот, прослезились и начали причитать. При этом вспоминали добрые стороны князя и его последнее намерение: ехать в Киев, чтобы соорудить там новую церковь на Великом дворе Ярослава, для чего он уже и мастеров послал. Затем с должной честью и молитвенными песнопениями князь был погребен в своем златоверхом Успенском храме .


О стремлении Андрея к самовластию см. П. С. Р. Л. VII. 76 и IX. 221. Походы на Болгар Камских в Лавр., Воскреси., Никонов., в Степей. Книге и у Татищева. О попытках его образовать Владимирскую митрополию, о епископах Леоне и Федоре в Лаврент. и особенно Никон. В последней под 1160 и у Татищева, III. помещено пространное, витиеватое послание патриарха Луки к Андрею о митрополии и о посте в Господские праздники. Карамзин считал его подложным (К т. III прим. 28). Сводный текст этого послания см. в Рус. Ист. Библ. VI. Жития Леонтия и Исайи изданы в Православном Собеседнике 1858 г., кн. 2 и 3; а Житие Авраамия Ростовского в Памятниках Русс. Старинной Литературы. I. Разбор их различных редакций у Ключевского "Древнерусские жития святых как исторический источник". М. 1871. гл. I. О споре Леона с Федором см. Мансветова "Киприан митрополит". 174. См. также Рус. Ист. Библ. VI. 68. О построении храмов во всех летописях. Сказание о принесении иконы Богородицы из Вышгорода и основании Боголюбова в Степей, книге и в рукописном житии Андрея, приведенному Доброхотова ("Древний Боголюбов, городи монастырь". М. 1850). В числе пособий для Андрея укажу Погодина "Князь Андрей Юрьевич Боголюбский". М. 1850. "Сказание о Чудесах Богородицы Владимирской". Издано В. О. Ключевским в трудах Общества Древнерусской письменности. № XXX. СПб. 1878. И. Е. Забелин полагает, что это сказание сочинено Андреем Боголюбским (Археологические Известия и заметки. 1895. № 2 – 3. Ibid его же о празднике Спаса 1 августа в день победы Андрея над Болгарией, одновременно с Мануилом Византийским над сарацинами).

Убиение Андрея как бы составило предмет особой повести. Оно почти во всех летописях повествуется одинаково; но самое подробное сказание сохранилось в Киевском своде (т.е. в Ипатьевском списке); в нем только и встречается любопытный эпизод о Кузьмище Киевлянине, со слов которого, вероятно, и составлена эта повесть. Позднее оно украсилось еще народным домыслом о казни Андреевых убийц, тела которых зашили в короба и бросили в озеро, прозванное оттого "Поганым". По некоторым, эта казнь учинена Михалком Юрьевичем, по другим – Всеволодом Большое Гнездо. Самый рассказ о ней и носящихся по воде коробах, превратившихся в плавучие острова, подвергся разнообразным вариантам. Вкратце известие о казни убийц в Степенной книге (285 и 308) и пространнее у Татищева (III. 215) с указанием на разнообразие описаний и со ссылкой на Еропкинскую рукопись (прим. 520).