» »

Разница между человеческой субъектностью и субъективностью. Субъект и субъектность. Подходы. Определения. Понятия

22.09.2019

Личностью в психологии обозначается социальное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении и характеризующее меру представленности общественных отношений в индивиде.

ГЛ А В А 11. ЛИЧНОСТЬ. ИССЛЕДОВАНИЯ Представление о личности в отечественной психологии

Личность - одна из самых сложных категорий в психологии.

Введение в психологию понятия личности означает, прежде всего, что в объяснении психических явлений исходят из реального бытия человека, его взаимоотношений с материальным миром. По известному определению С. Л. Рубинштейна, личность понимается как «воедино связанная совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия» 1 . Говоря о личности, мы подразумеваем и собственно эволюцию живых существ, и историю человека, и, наконец, личную историю человека. Другой классик отечественной психологии, А. Н. Леонтьев, объясняет феномен личности так: «...личность представляет собой целостное образование особого рода. Личность не есть целостность, обусловленная генотипически: личностью не родятся, личностью становятся. ..Личность есть относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека...» 2 . Итак, в отечественной психологии сложился определенный взгляд на понятие «личность».

1. Личность является субъектом социальных отношений, так как воплощает их в себе. Личность
определяется своими отношениями к окружающему миру, к общественному окружению, к другим людям.
Эти отношения реализуются в той реальной деятельности, посредством которой люди познают мир
(природу и общество) и изменяют его. Во взаимодействии с миром, в осуществляемой им деятельности
человек не только проявляется, но и формируется. Отсюда следует, что личность выступает как «единица» в
системе общественных отношений, как реальный носитель этих отношений.

2. Личность неотделима от деятельности. В ходе развития субъекта отдельные его деятельности вступают
между собой в иерархические отношения. Узлы, соединяющие отдельные деятельности, завязываются не
только действием биологических или духовных сил человека, которые лежат в нем самом, а завязываются в
той системе отношений, в которые вступает субъект. Эти иерархии деятельностей, или, иначе говоря,
мотивы человека, образуют ядро личности.

Итак, отечественная наука представляет в основном деятельностную теорию личности. Основными характеристиками деятельности являются предметность и субъектность.

1 Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1976. С. 240-250.

2 Леонтьев С. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977. С. 175-180.



Предметность -

Предметность - это характеристика, которая присуща только человеческой деятельности и проявляется,

прежде всего, в понятиях языка, социальных ролях, ценностях. Специфика предметности состоит в том, что

объекты внешнего мира воздействуют на субъект не непосредственно, а только будучи преобразованными в

процессе самой деятельности.

В отличие от А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейн и его последователи подчеркивают, что деятельность

личности (и сама личность) понимается не как особая разновидность психической активности, а как

реальная, объективно наблюдаемая практическая (а не символическая), творческая, самостоятельная

деятельность конкретного человека (Абульханова-Славская К. А., 1980; Брушлинский А. В., 1994).

Субъектность означает, что человек сам является носителем своей активности, собственным источником

преобразования внешнего мира, действительности. Субъектность выражается в намерениях, потребностях,

мотивах, установках, отношениях, целях, определяющих направленность и избирательность деятельности, в

личностном смысле, т. е. значении деятельности для самого человека.

Представители деятельностного подхода считают, что личность формируется и развивается в течение всей

жизни в той мере, в какой человек продолжает играть социальную роль, быть включенным в социальную

деятельность. Человек не является пассивным наблюдателем, он - активный участник социальных

преобразований, активный субъект воспитания и обучения. Детство и юношеские годы тем

рассматриваются в отечественной психологии как наиболее важные для формирования личности.

По мнению представителей деятельностного подхода, основное место в личности Занимает сознание,

причем структуры сознания не даны человеку изначально, а формируются в раннем детстве в процессе

общения и деятельности. Бессознательное имеет место только в случае автоматизированных операций.

Сознание личности полностью зависит от общественного бытия, ее деятельности, от общественных

отношений и конкретных условий, в которые она включена.

Человек обладает свободой воли лишь в той мере, в какой это позволяют социально усвоенные свойства

сознания, например рефлексия, внутренний диалогизм.

Свобода - это осознанная необходимость. Внутренний мир человека и субъективен, и объективен

одновременно. Все зависит от уровня включения субъекта в конкретную деятельность. В этой связи

Тертель А. Л. = Психология. Курс лекций: учеб. пособие. 2006. - 248 с. 92


Янко Слава (Библиотека Fort/Da) || [email protected] 93 of 147

свойства личности рассматриваются как социально (нормативно) детерминированные. Например, настойчивость формируется в таких видах деятельности, где субъект проявляет самостоятельность, независимость. Настойчивый человек действует смело, активно, отстаивает свои права на самостоятельность и требует от окружающих признания этого. Список свойств личности практически безграничен и задается многообразием видов деятельности, в которых человек участвует (Абульханова-Славская К. А., 1980).

Успешность, эффективность деятельности воспитанника зависит, с одной стороны, от его собственных позиции, активности, сознательности, ответственности, творчества, с другой – от того, насколько сам он без чьей либо помощи может создать условия своего развития, своей деятельности, позаботится о своем личностном и профессиональном росте. Иными словами, она зависит от субъектности.

Субъектность является сегодня:

Условием и средством его собственного развития

Основополагающим условием проявления, развития субъектности педагога.

Целью системы образования

Важнейшим ориентиром и условием реформирования общеобразовательной школы и вуза

Фактором развития демократического гражданского общества.

Понятие субъектности.

В.И. Слободчиков и Е.И. Исаев отмечают, что по своей семантике субъектность является двусложным словом, слагаемыми которого являются «суб-», и «ектность». Вторая часть слова означает активность, действие. Первая – то, что лежит «под», или «перед», или «до».

Таким образом, субъектность можно трактовать как некоторый источник, первопричину активности.

Субъект рассматривается психологами как носитель активности. Субъект – это тот, кто способен вступить в особые отношения с самим собой, обратиться к самому себе. Субъект – человек рефлексирующий.

Довольно часто понятие Субъект употребляется в сочетании спонятиям «деятельность» - «субъект деятельности» - как ведущая характеристика «личности».

Став субъектом определенной деятельности значит:

Освоить эту деятельность;

Быть способным к ее осуществлению;

Ее творческому преобразованию.

Субъектность – качественное состояние субъекта, личности, выражающееся в высокой степени активности. Это подлинная «самость» человека, характеристиками которого являются: самосознание,самостоятельность, самодеятельность, открытость к самосовершенствованию, саморазвитие, саморегуляция, самоидентификация, самовоспитание, самообразование и т.д.

Словарь:

Самосознание - сознание субъектом самого себя в отличие от иного - других субъектов и мира вообще; это осознание человеком своего общественного статуса и своих жизненно важных потребностей, мыслей, чувств, мотивов, инстинктов, переживаний, действий;

Самостоятельность - обобщенное свойство личности, появляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение личности связана с активной работой мысли, чувств и воли.

Самосовершенствование - (самовоспитание) - сознательное развитие в себе каких-нибудь положительных (преимущественных нравственных) качеств, способностей, уменья.


Саморазвитие – развитие собственных сил, физических и умственных на основе самодеятельности, самостоятельных занятий; развитие происходящее силой внутренних причин, независимо от внешних факторов, самодвижение. Самодеятельность - деятельность определенного качества, осознанной, свободной, эмоционально переживаемой, порождаемой внутренними сущностными побуждениями, собственными потребностями и интересами человека.

Саморегуляция - умение человека приспосабливать свои индивидуальные особенности, способности к конкретным задачам деятельности, способность противоречиво соединять все уровни регуляции деятельности.

С одной стороны, саморегуляция заключается в обращении сознания вовне, в способности осознанного целеполагания, детерминирующего способ и направленность действий субъекта на объект, а с другой – в обращении сознания внутрь, к самому действующему субъекту, к его способности самосознания, т.е. самонаблюдения, самоанализа, самооценки, самоконтроля, самодвижения в процессе деятельности.

Самоидентификация - процесс соотнесения себя с собой, в результате которого формируются представления о себе как о самотождественной, цельной и уникальной личности.

Признаки субъекта

По своей главной сути природа человеческой субъектности находит свое выражение в способности к рефлексии. Субъектность человека – это его постоянная потребность и готовность к рефлексии своей жизнедеятельности.

Активность является одним из главных признаков субъектности, отличающих его от объекта. Активность характеризуется как интегративное свойство человека, которое позволяет осуществлять целеполагание в деятельности, обусловленной самоуправляемой мотивацией; мобильно оперировать способами и совершать их конструктивную коррекцию в принципиально измененных условиях; инициативно и критически относиться к выдвижению новых задач, выходящих за пределы заданной ситуации, творчески и вариативно прогнозировать результаты деятельности.

Субъектный опыт – опыт пережитого и переживаемого поведения, в котором сам человек может дать себе отчет о своих возможностях, в которых он хотя бы приблизительно знает правила организации собственных действий и собственного отношения, в котором зафиксированы значимые для него ценности, существует определенная иерархия предпочтений, о которых он способен дать себе отчет, что ему самому нужно и что он хочет.

5 основных компонентов субъектного опыта : ценностный опыт (ориентирует усилия человека); опыт рефлексии (помогает соотносить ориентировку с остальными компонентами субъектного опыта); опыт привычной активизации (ориентирует в собственных возможностях и помогает лучше приспособить свои усилия к решению значимых задач); операционный опыт (объединяет конкретные средства преобразования ситуации и своих возможностей); опыт сотрудничества (способствует объединению усилий, совместному решению задач и предполагает предварительный расчет на сотрудничество).

Таким образом, субъектный опыт является условием, обеспечивающим реализацию субъектной активности.

Творчество является способом жизнедеятельности субъекта. Т - деятельность, направленная на решение проблем, нестандартных задач. Творчество ка форма самоутверждения, самореализация.

Свобода – это целеполагающая избирательная активность субъекта, решающий признак, отличающий творческую форму активности от той, которая есть, когда деятельность человека происходит при отсутствии выбора, по авторитарному признаку, внешнему или внутреннему принуждению.

Уникальность – свойство субъекта, которое характеризуется индивидуально выраженной активностью в свободной деятельности

27. 28. Сущность ценностно-ориентационной деятельности и ее место в структуре целостной деятельности человека. Особенности ценностно-ориентационной и других видов развивающей деятельности школьников.

Человек, как субъект труда, познания формируется в процессе деятельности, которая обеспечивает научное освоение действительности, возбуждает интерес, чувства, порождает новые потребности, активизирует волю, энергию – все то, что служит строительным материалом для развития и становления личности.

Под деятельностью понимают внутреннюю (психическую) и внешнюю (физическую) активность человека, регулируемую осознаваемой целью. Каков бы ни был уровень осознанности деятельности, осознавание цели всегда остается ее необходимым признаком. В тех случаях, когда этот признак отсутствует, нет и деятельности в человеческом смысле слова, а имеет место импульсивное поведение (Л.Б. Ительсон)

Всякая деятельность состоит из операций и действий. Операции – это процессы, цели которых находятся не в них самих, а в том действии, элементом которого они являются. Действия – это процессы, мотивы которых находятся в той деятельности, в состав которых они входят. Сущность технологии осуществления педпроцесса как раз и заключается в том, что педагог совершает переход от управления операциями к управлению действиями, а затем – к управлению деятельности учащихся.

Деятельность всегда имеет задачную структуру. Любой ее вид представляет собой творческий процесс, в котором проявляются активность, самостоятельность, личная свобода и индивидуальная неповторимость личности. В конечном итоге деятельность направлена на преобразование окружающей действительности.

В.В. Давыдов отмечает, что важная особенность деятельности состоит в том, что она всегда носит явный или неявный характер. Все ее компоненты имеют то или иное предметное содержание, а сама деятельность направлена на творческое созидание определенного материала или духовного продукта. В зависимости от специфики деятельности в ней преобладают субъект-объектные или субъект-субъектные отношения.

Многообразие предметов деятельности определяет и видовое ее многообразие. Обстоятельная классификация развивающих видов деятельности детей на основе морфологического анализа человеческой деятельности, проведенного М.С. Каганом, предложена Н.Е. Щурковой:

Познавательная деятельность, которая расширяет кругозор школьника, приобщает его к чтению, развивает любознательность, формирует потребность в образовании, способствует интеллектуальному развитию и овладению научными знаниями;

Трудовая деятельность направлена на создание, сохранение, приумножение материальных ценностей в виде самообслуживающего, общественно полезного и производительного труда;

Художественная деятельность, развивающая эстетическое мироощущение, потребность в прекрасном, способность к художественному мышлению и тонким эмоциональным отношениям, стимулирующим художественную самодеятельность школьника;

Спортивная – культивирующая здоровый образ жизни, формирующая силу, выносливость, пластичность и красоту человеческого тела, сочетающаяся с культивированием высокой гигиены жизни;

Общественная – содействует социализации школьника, формирует его гражданскую позицию, приобщает к адаптивному преобразованию действительности;

Ценностно-ориентационная – направленная на рациональное осмысление общечеловеческих и социальных ценностей мира, на осознание личностной причастности к миру во всех его проявлениях, подымающая школьника на уровень субъекта формируемых отношений;

Коммуникативная – осуществляемая как досуг школьника, когда его общение освобождено от предметной цели и когда содержанием и целью его деятельности является общение с другим человеком как ценностью.

Все виды деятельности, имеющие собственные цели, потенциально обладают определенными развивающими и воспитательными возможностями. Однако, каждая деятельность содержит все необходимые компоненты для усвоения лишь ей соответствующих знаний, переживаний. Одна деятельность не может заменить другую, а тем более все остальные. Поэтому при организации педпроцесса целесообразно использовать комплекс деятельностей.

Даже объективно ценная для общества деятельность может не повлиять положительно на воспитанников, если она не имеет для них «личностного смысла» (А.Н. Леонтьев). Общественное отношение лишь тогда раскрывается для человека, становится его личным отношением, когда смыслообразующий мотив деятельности адекватен данному отношению.

Выделим ряд требований, которые предопределяют технологию организации любого вида развивающей деятельности:

· При организации такой деятельности необходимо исходить из необходимости подчинения предметного результата воспитательному в виде качественных материальных и идеальных изменений личности, ее внешнего облика, интеллектуальной, мотивационно-потребностной, эмоционально-волевой сферы, поведения и деятельности.это требование может быть обеспечено только при условии адекватной инструментовки любого вида деятельности как выражения соответствующего отношения воспитанников к окружающему миру (обществу, природе, науке, искусству и т.д.);

· Создание условий обязательного переживания воспитанником положительных эмоций и, главное, чувства удовлетворенности собой и веры в свои силы и возможности. Не менее важно так инструментировать деятельность, чтобы она способствовала планомерному «сдвигу мотива на цель» (А.Н. Леонтьев), т.е. формированию социально ценных мотивов поведения и деятельности.

· Организация каждого вида деятельности должна подчинятся обусловленным его специфической организационным правилам, касающихся объема, места. Времени и т.п.

Ценностно-ориентационная деятельность и ее связь с другими видами развивающей деятельности.

Преподавание как вид педагогической деятельности своим предметом имеет организацию учебно-познавательной деятельности, а воспитание связано с организацией других видов деятельности детей.

Субъект осознает не только сами по себе вещи, их свойства и отношения, но и их значение для себя. Именно это определяет различие познавательной и оценочной деятельности сознания. Человеку для его сознательной и свободной деятельности нужно представление о ценностях, которые бы направляли его поведение. Так складывается ЦОД человеческого сознания, вырабатывающая представления о «социально полезном», идеальном, должном, к чему следует стремится, а чего следует избегать.

Своеобразие ЦОД поэтому состоит в том, что оно направлено на установление отношений не между объектами, а между объектом и субъектом. Другими словами, она дает не чисто объективную, но объективно-субъективную информацию о ценностях, а не о сущностях.

Большое значение ЦОД придавали и придают психологи. В.Н. Мясищев, видел ее назначение в исследовании сознания как отношения личности к действительности, которое всегда имеет избирательный характер и включает в себя потребности, интересы и идеалы личности, являющиеся «внутренним потенциалом» ее деятельности.

А.Н. Леонтьев – предложил различать «объективные значения» вещей «личностные смыслы». Значение – «ставшее достоянием моего сознания…обобщенное отражение действительности, выработанное человечеством и зафиксированное в форме понятия, знания или даже в форме умений»; смысл же «выражает именно его (субъект АЛ,) отношение к осознаваемым объективным явлениям»,

В чистом виде ЦОД не существует. Но не один вид деятельности без нее не обходится. Она не только присутствует объективно в каждом виде деятельности, но и специально организуется.

Особенности ценностно-ориентационной и других видов развивающей деятельности школьников

Сущность ценностно-ориентационной деятельности школьников состоит в целенаправленном осмыслении и оценке ими социальных значений тех или иных явлений, процессов и объектов окружающей действительности и формировании в этой связи их личностных смыслов. Поскольку личностный смысл есть отражение свободы личности в ее оценках, привязанностях, симпатиях и антипатиях, то назначение ценностно-ориентационной деятельности, понимаемое довольно широко, заключается в формировании интеллектуально-нравственной свободы личности, т.е. в развитии ее как субъекта познания, труда и общения - полноправного гражданина общества. Если употребить образное выражение, то ценностно-ориентационная деятельность - это работа души, сердца и разума в их единстве.

В отличие от других видов деятельности ценностно-ориентационная деятельность не имеет своего содержания в строгом смысле этого слова . Дело в том, что оно меняется в зависимости от того, что в тот или иной момент является объектом оценочной деятельности воспитанников, т.е. что воспринимается ими как ценность или неценность. Надо заметить, что не только дети, но и взрослые зачастую принимают за ценность то, что таковой на самом деле не является, и, наоборот, не видят ценности в том, что действительно ею является.

Основными объектами, к которым у учащихся должно быть сформировано адекватное отношение , являются общество, коллектив, человек как высшая ценность, природа, наука (учение), искусство и т.п. Каждый из этих объектов осмысления и оценивания в конкретном преломлении дает массу действительных ценностей (например, мир, дружба, семья, мать, отец, Родина и ее защита, здоровье, труд, индивидуальность и т.п.).

Место осуществления ценностно-ориентационной деятельности не фиксировано, поэтому можно говорить, что она организованно и неорганизованно осуществляется повсюду и даже помимо участия сознания, т.е. на бессознательном, интуитивно-эмоциональном уровне.

Внутренней формой функционирования ценностно-ориентационной деятельности является ненаблюдаемая оценочная деятельность. Что касается внешних организационных форм, то они бесконечно многообразны, начиная с традиционных классных часов и заканчивая оригинальными формами, которые являются результатом совместного творчества педагогов и воспитанников.

Практически бесконечное многообразие внешнего оформления ценностно-ориентационной деятельности требует и столь же многообразных вариантов ее атрибутики. Естественно, что она изначально определяется темой мероприятия, которая, в свою очередь, отражает основную ценность как предмет разговора и оценочной деятельности. Так, встреча с ветераном войны и труда требует одной атрибутики, а встреча с известным киноактером - другой; рассказ предъявляет одни требования к участникам встречи, а беседа - другие. Мероприятия типа "Что? Где? Когда?" и конференция по проблемам охраны окружающей среды точно так же требуют разного оформления. Следует отметить, что как в выборе форм ценностно-ориентационной деятельности, так и в вопросе о ее атрибутике имеется большой простор для фантазии и творчества педагогов и воспитанников.

Специфика ценностно-ориентационной деятельности предопределена самой ее сущностью, а также тем, что она ненаблюдаема . Именно ее скрытость от внешнего наблюдения представляет особую сложность для управления ею. Кроме того, она так же, как игра, общение и общественная деятельность, не имеет предметного результата, а воспитательный результат (есть он или нет) очень трудно зафиксировать в данный конкретный момент, разве только по внешним эмоциональным реакциям и высказываниям воспитанников.

В то же время отсроченно проявляющиеся результаты настолько очевидны и значимы, что это дает основание говорить о продуктивности или непродуктивности деятельности отдельного педагога и всей школы. Дело в том, что обыденные явления окружающей жизни посредством ценностно-ориентационной деятельности поднимаются на уровень философско-мировоззренческих обобщений, которые, становясь убеждениями, жизненными принципами, определяют поведение и характер деятельности личности.

К специфическим особенностям ценностно-ориентационной деятельности относится также и то, что в ней, как ни в одном другом виде деятельности воспитанников, предоставляется максимальная свобода выбора. Насильственно, т.е. без внутреннего принятия, ни одна идея не может быть внедрена в сознание личности.

Психолого-педагогические условия организации ценностно-ориентационной деятельности определяются ее спецификой, и в первую очередь тем обстоятельством, что необходимо исключить принуждение в любых его формах. Педагог должен учитывать факт свободы выбора. Отсюда, особенно когда речь идет о младших школьниках, ценностно-ориентационная деятельность не может быть продолжительной. Каждый воспитанник должен уходить с мероприятия с вопросами, на которые он получит ответы, разобравшись сам, обращаясь ко всевозможным "чистым" источникам, или с помощью педагога, который, в свою очередь, готовясь к встрече с детьми, обязательно обращается к научной литературе.

Ценностно-ориентационная деятельность пронизывает все виды деятельности и организуется педагогом с учетом потребностей школьников получить ответы на возникающие у них мировоззренческие вопросы и с прямой целью формирования адекватных отношений к основным жизненным ценностям. Основу ценностно-ориентационной деятельности, как и других, составляет общение, которое, по определению Х.И.Лийметса, является "обменом ценностями". Естественной следует рассматривать и связь ценностно-ориентационной деятельности с общественной, которая, какой бы скромный характер она ни имела, всегда оказывает на человека сильное влияние. Общественная деятельность, как и ценностно-ориентационная, не ведет к чисто внешним результатам - она изменяет внутренний облик воспитанника, формирует у него потребность активного созидания как свойство личности.

Принцип субъектности был сформулирован впервые в древневосточной философии. Практически всеми мыслителями индивид рассматривался как уникальное существо, высшая ценность.

Натуралистический подход

Понятие "субъектность " рассматривалось древними через простой и сложный аспекты. Первому соответствовала структура "чистого листа", последнему - врожденное поведение. Натуралистический подход не отрицает . При простой модели ее становление происходит в виде записей, при сложной - посредством условно-рефлекторной идеи.

Средние века

В эту эпоху рассматриваемая категория получила расширенное толкование. Средневековые мыслители указывали, что субъектность - это такое основание индивида, которое, с одной стороны, обуславливается Творцом, передающим знания и инициирующим разум, с другой - непосредственно его мышление. Смысл жизни представлялся в постижении божественного. Средневековые философы больше уделяли внимание внутреннему миру индивида. В результате формулировались предпосылки для отрыва человека от мира природы и постепенного противопоставления ему.

Философия Нового времени

С выходом цивилизации на новый уровень стала рассматриваться в качественно новом аспекте. Бог перестал считаться непосредственным участником становления мира и индивида. Человек, как и окружающее его пространство, рассматривался как результат продолжительной эволюции. При этом ключевым качеством индивида была признана его разумность. Кант в своих работах существенно расширил спектр вопросов, касающихся субъектности. Он признал, в частности, наличие оппозиционной категории. В качестве нее выступает объект. По Канту, субъект представляет собой источник априорных идей, категорий и способности рассудка. Объектом он называл то, к чему все эти формы могут относиться.

Особенности

Субъектность как личное качество стала впервые рассматриваться Гегелем. Он трактовал ее как определенность, тождественную с бытием. При этом в существующих определениях даются с разных аспектов. В первую очередь, в плане постоянства качества эта категория неизменная во времени. Во-вторых, человеческая субъектность рассматривалась в соотношении со свойством. По Гегелю, потеря признака не меняет вещи, но при изменении качества сам предмет изменяется. Третий аспект понимания - рассмотрение субъектности как системы свойств. Четвертый - через соотношения с качествами прочих объектов.

Экзистенциализм

Это направление философии, ключевой идеей которого было обращение индивида к собственному Я. В рамках экзистенциализма человеческая субъектность связывалась с осознанием своего сознания. Как указывал Кьеркегор (один из приверженцев теории), для реализации подлинной природы индивиду необходимо покинуть общество и предстать перед Богом. При этом он должен пройти 3 этапа экзистенции:

  1. Эстетический.
  2. Этический.
  3. Религиозный.

От индивида будет зависеть, сможет ли он реализовать свое отношение к субъектности.

Труды Ж.-П. Сартра

Автор раскрывает субъектность в двух аспектах. С одной стороны - индивид выбирает себя самостоятельно. В рамках второго аспекта человек не в состоянии выйти за грани субъектности. Сартр настаивает на последней позиции. Личность всегда придумывает, изобретает и себя, и свои ценности. В жизни не будет смысла, пока индивид ее не проживет и не осознает. Из этого следует, что человек - центр мира. Но при этом он не внутри, а вне себя. Он находится в постоянном движении в будущее, стремлении в неизведанное. За все, что он делает, он несет ответственность. Стремясь к своей свободе, человек выявляет зависимость от чужой, ограничивающей его. Выбирая себя, индивид формулирует образ в целом. Возникающая ограниченность фиксируется в конкретных поступках, их совокупности и в жизни в целом. Можно сказать, что в качестве ключевой темы в экзистенциализме выступало существование человека в отчужденном комплексе социальных отношений. Последователи теории указывали, что индивид обречен на свободу, если он не хочет погибнуть духовно. Человек и мир имеют будущее только в том случае, когда субъект находит силы жить и творить.

Персонализм

Идеи этого философского направления развивали Шестов, Лосский, Бердяев. В рамках персонализма выдвигалась идея о божественности личности, несводимости ее к природным и социальным признакам. Общество представлялось как совокупность индивидов. По мнению Бердяева, человек расценивает себя в первую очередь в качестве субъекта. Тайна индивида раскрывается во внутреннем его существовании. В объективизации человека она закрывается. Индивид узнает о себе только то, что отчуждено от его внутреннего существования. Он не принадлежит объективному миру целиком, а имеет свое пространство, несоизмеримую с природой судьбу. В трудах Лосского центральное значение придается тому, что проявления субъектности ученика сугубо индивидуальны. Носитель органического единства представляет собой "субстанциального деятеля". При этом, по мнению Лосского, он выступает не как личность, а как некоторая ее потенция. В ней выражается творческое, активное начало мира, которое вложено непосредственно в его субстанцию. Персонализм рассматривает личность и индивида. Последний существует в рамках сложного переплетения общественных взаимодействий. Он подчиняется тем изменениям, которые происходят в мире. Именно это препятствует выражению собственного Я индивида. Личность, в свою очередь, реализуя волю, утверждает себя. Она преодолевает социальные преграды и конечность жизни.

Выводы

Анализируя разные философские течения, можно отметить, что субъектность - это категория, касающаяся разных аспектов жизни. При ее рассмотрении исследуются вопросы свободы индивида, его волеизъявления, сознания. При этом человеку предоставляется выбор "самого себя" или того, который формулирует для него мир. Из этого следует, что формирование субъектности происходит через создание своего сознания.

Постмодернистские теории

В них стираются границы между классами, национальностями, социальными институтами. В рамках теорий мир представлен как абстрактное общество. В качестве опоры выступает индивидуальность. Поскольку твердый комплекс ценностей отсутствует, нет и отношения к ним. В таких условиях теряется значение и индивидуальности. Многие исследователи считают, что субъект при таких обстоятельствах разрушается. Чтобы выжить, ему нужно или становиться приспособленцем и принимать мир таким, какой он есть, или оставаться личностью хотя бы на эмоциональном уровне. При изучении рассматриваемой категории американские философы особое внимание обращают на вопросы свободы. Они поддерживают мнение, что субъектность - это элемент конфликта власти и народа. Индивид борется за свободу, пытается изменить или разрушить устои и создать новый комплекс ценностей. Личность существует в постоянном противостоянии с непрерывно изменяющимся миром. Соответственно, субъектность - это постоянно преобразуемая категория.

Общие признаки

Субъект в философии представляет собой источник познания и изменения действительности. Он является носителем активности, осуществляющим преобразование в самом себе и остальных людях. Субъект - целостное, целеполагающее, свободное и развивающееся существо, воспринимающее, кроме прочего, окружающий мир. Он рассматривается в философии с двух сторон. В первую очередь оценка выполняется в рамках противостояния его объекту. С другой стороны анализируется для описания общего уровня организации социума. В философском определении она рассматривается как рефлексивное осознание себя в качестве физиологического индивида, имеющего общность с другими представителями цивилизации, как члена социума. Субъектность - основание для характеристики индивида. Рождаясь, он не имеет каких-либо качеств. По ходу своего развития человек становится субъектом, когда входит в систему общественных взаимодействий.

Психологическая наука

Анализ субъектности можно выполнять, основываясь на исторически сложившейся логике изучения категории "субъект". В качестве него выступает индивид либо группа как источник исследования и преобразования действительности. Рубинштейн выделил понятие субъекта как философскую категорию, обозначающую имманентный источник человеческой активности (по Гегелю). В его трудах выработан соответствующий подход к построению методологических направлений. В частности, оно начинается с анализа "деятельности" и завершается формулированием проблемы ее субъекта. При этом Рубинштейн выступал против рассмотрения взаимосвязи этих категорий как чисто внешнего явления. В деятельности он усматривал условия для становления и последующего развития субъекта. Индивид не только преобразует предмет согласно своей цели, но и выступает в различном качестве ее достижения. При этом изменяется и он сам, и объект.

Другие подходы

По мнению Леонтьева, необходимо говорить о субъекте, реализующем в совокупности деятельностей собственные отношения. Он отмечал, что в качестве ключевой задачи психологического исследования выступает анализ процесса объединения, связывания активности индивида. В результате различных деятельностей создается личность. В свою очередь, ее анализ требует особого подхода. В частности, необходимо исследовать предметную деятельность субъекта, опосредованную процессами сознания, соединяющими отдельные активности друг с другом. Брушлинский указывал, что по ходу взросления в жизни индивида все большее место отводится самопознанию, самовоспитанию. Соответственно, приоритетными становятся внутренние условия, через которые выражаются внешние факторы влияния.

Концепции

В идее Рубинштейна была сформулирована методологическая основа исследования субъектности. Она была конкретизирована в его научной школе. В концепции человек рассматривается в первую очередь как автор, режиссер, актер в своей жизни. У каждого индивида есть собственная история. Он творит ее самостоятельно через изменение себя. Внимание при этом акцентируется на активно преобразующей деятельности, его субъективных свойствах. Аналогичную позицию занимает Якиманская. Она указывает, что субъектность - это приобретаемое, создаваемое свойство. Однако оно существует за счет сложившейся активности индивида. При этом она кристаллизуется в потенциях учащегося.

Исследования Петровского

В его трудах сформулирован новый человеческий образ. Индивид преодолевает барьеры собственной природной и общественной ограниченности. Автор отказывается от устоявшегося и господствующего взгляда на человека как на адаптивное существо, наделенное определенной целью и стремящегося к ней. Идея, предложенная Петровским, позволила существенно переосмыслить процесс становления индивидуальных свойств и выразить его терминами самоактивности. Личность была представлена в виде самостоятельно развивающейся системы. В орбиту своей активности она включала других людей как обладателей их идеальной продолженности и представленности. В формирования субъектности ученый объединил моменты активной неадаптивности и ее отраженности в людях. Петровский смог показать, что воспроизводство и порождение себя образует единый комплекс самоценной активности. В переходах виртуальной, возвращенной, отраженной субъектности человек является свободным, целостным. Суть порождения себя Петровский видит в существовании в этом качестве и впредь, возвращении к себе с выходом за собственные пределы.

Чем отличается человеческая субъектность от субъективности?

Девальвация идей становления индивидуальных качеств на протяжении последних десятилетий 20-го столетия была остановлена новой трактовкой. В науку прочно вошел "феномен субъектности". Она была представлена как особая форма целостности. В нее были включены проявления свойств индивида как субъекта отношения к миру, предметного восприятия, общения и самосознания. Во всех случаях, когда авторы используют рассматриваемую категорию, они имеют в виду определенное качество, некий потенциал индивида к реализации тех или иных поведенческих актов. Субъективность, в свою очередь, рассматривается как механизм практического его осуществления. Она не может быть реализована в отсутствии потенциала. Субъектность может существовать без субъективности. К примеру, это имеет место в случае, когда избиратель ставит галочку напротив чьей-то фамилии наугад либо контрагент подписывает соглашение, не читая его условия.

Отсутствие общепризнанного определения «субъектности» в философии

С изучением субъектности сложилась достаточно противоречивая ситуация. С одной стороны, трудно назвать другую проблему, привлекавшую с разных точек зрения большее внимание философов, чем эта: размышления о первооснове всего сущего в эпоху античности, идея causa sui у схоластов в Средние века, категориальная пара «субъект - объект» в немецкой классической философии, различные концепции XIX - XX вв., призванные ответить на вопрос о сущности человека и т.д. А с другой, до сих пор нет сколь-либо общепризнанного определения человеческой субъектности.

«Избегание» изучения субъектности в психологии

Психология же наоборот, как будто даже избегала этой проблематики, предпочитая изучать поведение как совокупность реакций, различные могущественные силы, руководящие человеком из бессознательного, отдельные познавательные процессы, «осмысленную деятельность» и т.д., и т.п., но не человека, который в качестве целостного субъекта ведет себя определенным образом, обладает бессознательным, «стоит» за каждым психическим процессом, осуществляет свою деятельность. Возможно, потому, что человеческая субъектность - крайне трудный объект для изучения методами естественных наук, каковой психология долгое время стремилась стать, ведь способы, пригодные для описания объектов, неадекватны в применении к субъекту, а необходимые для ее изучения понятия не поддаются жесткой операционализации. Своего рода защитным механизмом является объявление субъектности этакой «научной метафорой» или признание за ней лишь гносеологического, но не онтологического содержания.

В результате термин «субъектность» до сих пор является достаточно новым и общепризнанного категориального статуса, собственно говоря, не имеет. Показательно, что в подавляющем большинстве психологических и особенно философских трудов абсолютно в том же значении вместо него используется термин «субъективность». (В некоторых из них данные понятия не дифференцируются, а их применение, по-видимому, определяется стилистическими соображениями или редакторами.)

Прецедент разделения терминов «субъектность» и «субъективность» и его причины

Тем не менее целый ряд психологов: например, К.А. Абульханова, А.В. Брушлинский, А.К. Осницкий, В.А. Петровский, В.И. Слободчиков и Г.А. Цукерман, В.А. Татенко, А.У. Хараш и др. - создали в своих работах прецедент использования термина «субъектность» («субъектный») в качестве самостоятельного, достаточно последовательно (хотя и по-разному!) отграничивая его от «субъективности» («субъективного»).

Такое параллельное существование нескольких терминов не бывает случайным и требует своего объяснения. Можно выделить, как минимум, три основных причины его возникновения: 1 - концептуальная непроработанность проблемы, 2 - недостаточная квалификация исследователей, 3 - зарождение и сосуществование наряду с традиционным иного понимания проблемы, требующего для себя опоры в новом термине (причем, качественное различие подходов может далеко не всеми и не сразу осознаваться, но интуитивно схватывается в словоупотреблении).

Навряд ли перечисленных авторов фундаментальных работ по психологии субъектности можно упрекнуть в недостаточной проработке проблем, которыми они занимались, а уж тем более в низкой компетентности или отсутствии необходимой философской подготовки. Очевидно, используя термин «субъектность», они стремились подчеркнуть определенный аспект (или аспекты) значения, который отсутствует или утерян в термине «субъективность», либо наоборот избежать того аспекта (аспектов), который присутствует, но является по тем или иными причинам нежелательным.

Попробуем разобраться в этом терминологическом вопросе, поскольку за ним может скрываться концептуальный.

«Субъектность» и «субъективность» как качество субъекта

Во всех случаях, когда авторы используют термин «субъектность» (аналогично термин «субъективность» в том же значении), они ведут речь о некотором свойстве (свойствах) субъекта, причем существенном его свойстве, более того, сущностном свойстве, которое принципиально отличает его от объектов и даже от других субъектов, - свойстве, наличие которого и делает субъекта тем, чем он является. Такое свойство традиционно называется качеством. Следовательно, «субъектность» и «субъективность» - это два разных обозначения качества субъекта.

В основе большинства традиционных трактовок качества, как отмечает А.И. Уемов (1963), лежит точка зрения Г.В.Ф. Гегеля, понимавшего качество как «тождественную с бытием определенность».

В имеющихся определениях эта «тождественная с бытием определенность» раскрывается в разных аспектах. Во-первых, со стороны постоянства качества (качество вещи сохраняется неизменным во времени - качество диахронически абсолютно). Во-вторых, в его соотношении со свойством (утрата свойства не меняет вещи, изменение качества означает изменение самой вещи: качество абсолютно синхронически). В-третьих, через его понимание как системы свойств (качество - это свойство, присущее системе свойств данной вещи, или данной вещи как системе, т.е. ее системное свойство). В-четвертых, в его соотношениях с качествами других вещей (качественные различия - это различия «по существу»).

Лингвистический анализ терминов «субъектность» и «субъективность»

Но вернемся к терминам «субъектность» и «субъективность». Как уже говорилось, оба они обозначают качество субъекта, т.е. систему свойств субъекта, делающую его тем, чем он является, его системное свойство. Поскольку для русского языка первично обозначение свойств с помощью прилагательных, а не существительных (в данном случае вторые вообще образованы от первых суффиксальным способом), наиболее показательно сопоставление между собой именно исходных прилагательных «субъектный» и «субъективный».

Слово «субъектный» образовано от «субъект» с помощью суффикса -н-, имеющего лишь грамматическое значение суффикса прилагательного. Иными словами, он не привносит в слово дополнительного семантического значения: субъектный - значит лишь «принадлежащий, относящийся к субъекту».

Другая деривационная модель использована в слове «субъективный»: суффикс -ивн-, кроме собственно грамматического значения суффикса прилагательного, несет и семантическую нагрузку в тех случаях, когда возможно двоякое словообразование: проективный - проектный, конструктивный - конструктный, продуктивный - продуктный (но ср. ситуативный - ?, интенсивный - ?, когнитивный - ? и т.д.). В этом случае слова с -ивн- приобретают двойное значение. (Но поскольку словообразовательная модель с данным суффиксом не является устойчивой и универсальной, то сторонники разных точек зрения имеют большой простор для структурирования семантического пространства этих двух значений.)

Соответственно, двойственность свойственна и понятию «субъективный». Например, в словаре иностранных слов «субъективный» определяется как «1 - свойственный только данному лицу, субъекту, личный; 2 - односторонний, лишенный объективности; пристрастный, предвзятый» (Словарь иностранных слов, 1990). Третье значение: «3 - субъективный идеализм - см. идеализм» - носит лишь отсылочный характер.

Употребление терминов в трудах классиков отечественной психологии

С.Л. Рубинштейн в своем фундаментальном труде «Бытие и сознание» (1957), анализируя психическое как субъективное, отмечал наличие двух значений этого слова: в первом оно выражает принадлежность психического субъекту; во втором - связано с более или менее адекватным отношением психического к бытию как объекту. Но ведь субъективность во втором значении есть лишь одно из проявлений субъекта, одно из его свойств, причем не самое главное! Есть ли необходимость так его «выпячивать», делая системообразующим?

А.Н. Леонтьев также учитывает наличие тех же самых двух значений в термине «субъективность». Причем он даже противопоставляет эти значения, создавая семантическую пару «субъективизм - субъектность». Пожалуй, это первое применение в отечественной психологической литературе термина субъектность для характеристики чего-то как «принадлежащего субъекту». Любопытно, что А.Н. Леонтьев пишет его еще в кавычках, что, вероятно, свидетельствует о непривычности, нетрадиционности такого словоупотребления даже в середине 1970-х, когда писалась рассматриваемая монография «Деятельность. Сознание. Личность» (1977).

Таким образом, в настоящее время в литературе используется два термина, обозначающих качество субъекта: «субъективность» и «субъектность». В первом случае в семантическом поле явно доминирует сема адекватности (неадекватности) отражения субъектом объективного бытия, в термин «встроена» гипотеза о характере системообразующего свойства субъекта, что делает его применимым только в рамках тех концепций, которые ее разделяют. Во втором - термин лишь обозначает системное качество субъекта, сам факт его наличия как такового, не выдвигая при этом никаких предварительных гипотез о его сущности.

Причины доминирования в литературе термина «субъективность»

Но сразу возникает вопрос, почему же тогда распространение получил термин «субъективность»? Вероятно, можно выделить по меньшей мере две причины.

Во-первых, в исследованиях проблемы «субъекта - объекта», проводимых отечественными философами в советский период, по разным причинам акцент делался не столько на онтологическом, сколько на именно гносеологическом аспекте. А в этом отношении как раз важнейшее значение приобретает вопрос об адекватности/неадекватности отражения субъектом объективного бытия, т.е. субъективность действительно может рассматриваться как системное качество субъекта.

Во-вторых, в философии этого периода доминировало представление о «единственности» качества: каждой вещи свойственно одно и только одно качество (= система его свойств), которое и делает его тем, чем оно является.

Следовательно, раз субъективность является системным в интересующем отношении свойством, а качество (= системное свойство) может быть только одно, то наиболее адекватным термином, отражающим подобное положение дел, является «субъективность».

Еще в начале 1960-х гг. А.И. Уемовым было убедительно обосновано понимание качества как существенного свойства, являющееся обобщением традиционного определения качества как специфики вещи и положенное им в основу так называемого качественного понимания вещи. (Разумеется, в данном случае речь идет о вещи в философском смысле слова в логике триадического строения бытия: вещи, свойства, отношения, а не только как о том или ином предмете, сделанном человеком для своих нужд.)

Принципиальным в концепции А.И. Уемова является то, что, разделяя, отграничивая вещи друг от друга, качество не является вместе с тем спецификой этих вещей: одна и та же вещь обладает множеством разных качеств, причем каждое ее качество выявляется как нечто отделяющее ее от других вещей. Иными словами, каждая вещь, с которой вступает во взаимосвязь данная вещь, открывает в ней новое качество, - каждая взаимосвязь вещи с другими в прошлом, настоящем и даже будущем(!) есть способ проявления все новых и новых ее качеств. И по-другому: чем с большим количеством других вещей способна вступать во взаимодействие данная вещь, тем больше ее качеств открывается, тем она богаче в качественном отношении.

Исходя из этого субъектность можно понять как системное качество субъекта, проявляющееся в виде различных субъектных качеств при взаимодействии субъекта с различными вещами.

Данный тезис в применении к анализируемой проблеме адекватности терминов, фиксирующих качество субъекта, принципиально отличающее его от объектов и других субъектов, означает не только отсутствие необходимости акцентировать в термине внимание на каком-то одном свойстве, пусть и очень важном, но даже некорректность, если не сказать ошибочность такого подхода. Соответственно, термин «субъектность», с его формально-грамматическим характером определения качества субъекта, является наиболее адекватным.

Cтраница 1


Новые смысловые основы создаются индивидуальным творчеством, они рождаются в глубинах человеческой субъективности. Однако, чтобы отсюда родилась новая культура, надо, чтобы эти смыслы были закреплены в символических формах и были признаны другими людьми в качестве образца, стали смысловыми доминантами. Этот процесс носит социальный характер и, как правило, протекает болезненно и драматично. Смысл, рожденный гением, испытывается в опыте других людей, иногда редактируется, чтобы его легче было принять в качестве символа веры, научного принципа или нового художественного стиля. А поскольку признание новых смысловых оснований происходит в острых столкновениях с приверженцами старой традиции, то счастливая судьба нового смысла вовсе не означает счастливой судьбы для его творца.  

В ходе исторического развития углубляется процесс индивидуализации личности и осознание ею своей социальной значимости, что приводит к возрастанию роли человеческой субъективности в решении задач социального управления.  

Задачу феноменологической философии он видел в том, чтобы охватить интегральную реальность, все виды жизнедеятельности и восстановить попранные рационалистической наукой достоинства творческой человеческой субъективности.  

Когда мы обращаемся к образам эроса в культуре, мы видим, что его универсальность обусловлена в конечном счете человеческой природой, многообразием душевных порывов, глубиной человеческой субъективности. Будучи универсальной и напряженной страстью, эрос пронизывает человеческое существование на протяжении всей жизни. Он, по сути дела, определяет фундаментальные основы бытия. И в то же время проявляет себя как глубоко индивидуальное, сугубо личностное, уникальное чувство. Эта страсть всеобъемлюща и неповторима, она принадлежит человеческому роду и лично мне, вам, ему.  

Специфику социума как социальной системы, возникшей в результате эволюции живой природы на основе диалектически взаимосвязанных процессов антропосоциогенеза и коллективной трудовой деятельности людей, благодаря которой создавались социальные условия их бытия и одновременно формировалась их человеческая субъективность, а также специфику социальных организаций как структурных элементов социума, в условиях которых непосредственно осуществляется управленческая деятельность.  

С позиций социальной антропологии фундаментом творческого потенциала современного инженера, в котором должны интегрироваться профессионализм, способность к творчеству, организаторские способности и морально-нравственные качества, является его субъективность, которая и должна быть, в первую очередь, объектом пристального внимания педагогов высшей школы, формирующих учебно-образовательный процесс в техническом вузе. Человеческая субъективность - это духовность человека, понимание им свободы и возможностей ее использования, мотивация своего поведения и нравственный выбор, который он делает, выбирая свой образ жизни, характер своей деятельности и, соответственно, свою судьбу. Следовательно, в системе высшего технического образования должен присутствовать мощный аксиологический (ценностный) потенциал, формирующий морально-нравственные мотивы профессиональной деятельности будущего инженера. В формировании ценностных ориентации современного специалиста определяющая роль принадлежит философии, которая является одним из базовых социально-гуманитарных предметов учебной программы отечественной высшей технической школы.  

Человеческая субъективность выражает сущностные стороны человеческой индивидуальности, однако сама она формируется благодаря развитию в процессе самореализации человека как социального субъекта его природных сущностных сил. Именно человеческая субъективность является определяющим фактором, инициирующим творческую активность человека в системе управленческих отношений, вследствие чего она должна рассматриваться как исходная позиция при моделировании механизмов социального управления. Соответственно, при формировании этих механизмов возникает проблема приоритета организации или личности. Западный (американский) менеджмент решает эту проблему в интересах организации, приспосабливая человека к организации. Японский менеджмент отдает приоритет личности работника, одновременно целеориентируя его деятельность на интересы организации.  

В то же время, как и всякая гуманитарная наука, культурология не может ограничиваться объяснением. Ведь культура всегда адресована человеческой субъективности и не существует вне живой связи с нею. В культурологии первичное понимание предшествует объяснению, направляя его и в то же время углубляясь и корректируясь этим объяснением.  

Рефлексивность - основополагающее свойство социального процесса потому, что она конституирует обстоятельства и вырабатывается ими. В силу этого социальный мир предстает как утверждение человеческой субъективности таким, каким его воспринимает живущий и действующий в этом мире человек. Социология обращает свое внимание к объекту, который уже каким-то образом определен в повседневной жизни и обыденном языке.  

Анализ свойств обыденного мышления и деятельности явился, пожалуй, самым значительным достижением феноменологически ориентированной социологии Шюца. Он показал и доказал, что наиболее полно и последовательно человеческая субъективность реализуется в мире повседневности.  

Общество как социально-технологическая реальность обретает жизненные формы качественно нового уровня, благодаря научным идеям и тем возможностям, постоянно расширяющимся в результате развития технологии, которыми обладают субъекты деятельности. Философией этого общества будет выступать философия постмодернизма, в которой приоритет принадлежит человеческой субъективности, определяющей мотивацию и выбор человека в осуществляемой им деятельности. Возможности выбора раскрываются перед человеком благодаря освоению им богатств духовной и технологической культуры, которые сами находятся в состоянии постоянного развития. Действие этих новых закономерностей социального развитая, уже осмысленных в западной философии, с необходимостью должно проявиться и в образовательной системе российского общества на всех уровнях ее организации. Будучи осмыслены применительно к высшей технической школе, они могут получить практическую реализацию на основе принципов развивающего обучения и инновационной направленности учебно-образовательного процесса.  

Вебер отвергает также психологически ориентированную ницшеанскую версию религиозного чувства. Вместе с тем немецкий социолог обращается к напряженной мотивации человеческого поведения, вытекающей из всей человеческой субъективности. По его мнению, растущая рациональность в осмыслении мира углубила потребность в постижении этического смысла разделения благ и счастья между людьми.  

Мы осознаем сегодня, что всякое общественное установление, будь то закон, традиция или социальный институт, должно поверяться интересами личности. Идеальное человеческое общежитие может создаваться, судя по всему, на предельном учете особости каждого индивида, его разума, воли и чувств, всей человеческой субъективности.  

Человек организации, будучи ее системоорганизующим элементом, также выступает как система, которой присущи фундаментальные признаки его организации. Его социальное качество как личности определяется, во-первых, структурой социального пространства той организации, элементом которой он является и выполняемыми им социальными ролями, и во-вторых, его человеческой субъективностью. Однако именно человеческая субъективность является основанием их различия.