» »

Курды кто такие религия. Кто такие курды и откуда они взялись? Современные курды

11.10.2019

В Турции начались забастовки: Рабочая партия Курдистана (РПК) борется за создание независимого государства в Турции в течение десятилетий.

Курды появились как наиболее эффективный партнер Запада в войне против исламского государства (IS) группы в Сирии и Ираке, и, при этом, они снова поставили курдский вопрос в центре внимания международного сообщества.

Ожесточенные сражения за Kobane в Сирии стали символом анти-сопротивления, и символом стремления курдов к транснациональному единству.

Курдские боевики из трех стран сражались вместе в первый раз, когда к сирийской курдской милиции, YPG, присоединился небольшой контингент вооруженных до зубов боевиков Пешмерга (вооруженных сил правительства Ирака Курдистан), а также бойцы из сепаратистской Курдской рабочей партия из Турции. Воодушевленные поддержкой США ударами с воздуха, они в конечном итоге возобладали, и исключили джихадистов из Kobane в январе 2015.

Решение Турции 24 июля бомбить группы РПК ​​- показали, что Анкара не упустит возможность нанести удар по курдским сепаратистам.

Кто такие курды?

Курдская этническая группа на Ближнем Востоке, имеющая язык и культурную идентичность. Они культурно и лингвистически связаны с иранцами. Курды населяют непрерывную область 500000 квадратных километров, охватывающую четыре страны — юго-восточная Турция, Северный Ирак, Северная Сирия и северо-запад Ирана. Есть значительные Курдский диаспоры в Европе, США, Канаде и странах бывшего СССР.

Курды по численности самая большая в мире нация без государства

Не существует этнической переписи курдов по странам, но расчеты показывают, что они образуют население от 20 до 40 миллионов человек. Есть 15 миллионов курдов в Турции, от 7 до 8 миллионов в Иране, от 1 до 2 млн. в Сирии.

Региональное правительство Курдистана (КРГ), полу-автономный регион в Ираке, утверждает, что проживает курдов 5,3 млн жителей, но Багдад говорит, что есть только 4,3 млн.

Крупнейшая Курдская диаспора в Европе. Согласно Парижского курдского института, есть 1,5 — 1,7 миллионов курдов в Западной Европе, в том числе 800 000 в Германии. Около 80% курдов, проживающих в Западной Европе, первоначально приходят из Турции. Еще 50000 курдов живут в США и более чем 25,000 в Канаде.

«Курдский личность не основывается на религии, но на языке и культуре» — Кендал Незан, глава Парижского института курдов.

Подавляющее большинство курдов, между 70% и 90%, мусульмане-сунниты. Но есть и меньшинство курдов, которые мусульмане-шииты в Иране и на юге Ирака, где, по оценкам 20000 вернулись после падения режима Саддама Хусейна. В Турции курды, которые алавиты, считаются членами филиала шиитского ислама с элементами суфизма.

Другие религии среди курдских общин включают христианство (католики, ассирийцы, халдеи и сирийцы), иудаизм (некоторые еврейские 25000 курды мигрировали в США и Израиль в 1950), а также Езидизм в Ираке.

Есть ли реальный Курдистан?

Курдистан, который буквально означает «Страна курдов» , часто появляется на мировых картах, используемых курдскими боевиками. Тем не менее, нет такого государства, признанного международным правом.

Ближе всего среди курдов к независимому государству находится КРГ, которая управляет полуавтономией Иракский Курдистан. Президент КР, Масуд Барзани, это главнокомандующий вооруженными силами Пешмерга, число которых 190,000 бойцов.

Иракский Курдистан, служит моделью для сирийских курдов, которые надеются создать аналогичную автономную провинцию «Rojava», включая курдские анклавы Afrin, Kobane и Камышлы.

Курды никогда не жили в условиях централизованного курдского государственного контроля и существуют десятки политических фракций, разделенных между Ираком, Ираном, Сирией и Турцией.

В Сирии насчитывается 17 курдских партий. Главным является Союз демократических партий (PYD), которая является филиалом РПК в Турции. Основанная Абдуллы Оджалана в 1978 году, РПК взяла в руки оружие против Анкары в 1984 году, чтобы потребовать независимое государство и с тех пор у них непростые отношения с Турцией. Группа характеризуется марксистской идеологией и были перечислена в качестве террористической организации в США и Европейском Союзе.

Два курдские партии соперничают в иракском Курдистане. Демократическая партия Курдистана (ДПК), возглавляемая Барзани, контролирует северную часть иракского Курдистана и ее столицы, Эрбиль. Патриотический союз Курдистана (ПСК), базируется в городе Сулеймания, является доминирующей в южной части.

Турция в состоянии войны с курдами?

Анкара рассматривает РПК боевиков Турции в качестве противника. И хоть Эрдоган утверждает, что курдский народ не рассматривается им в качестве врага, если внимательно следить за действиями президента Турции, то легко обнаружить: он с удовольствием бы устроил курдам геноцид, как в былые времена геноцид устроили армянам, да только времена изменились. Во времена открытого информационного мира устроить геноцид не получиться.

Все курды борются против группы IS?

Курдские силы, такие как РПК и Сирийской YPG были на линии фронта в борьбе против группы в Сирии и Ираке. Тем не менее, Наср сказал, что есть также видные курдские боевики в рядах группы джихадистов, большинство из них в курдских районах Турции, Ираке (в частности Халабджа) или Ирана. Несколько сирийских курдов, которые присоединились к группе пришли из Amouda и Kahtania, двух городов, расположенных недалеко от границы Турции и Сирии.

Джихадистов группа курдских боевиков стремится показать, что ее война — это религиозная борьба. Военный командир во время битвы Kobane был курд из Халабджу.

«Их цель сказать, что их борьба не против курдов в качестве этнической группы, а против светских и демократических принципов» сказал Наср.

Какого монстра взрастил Эрдоган

Курды - ближневосточный народ, преимущественно проживающий на территории четырёх стран: Турции, Ирака, Ирана и Сирии. Немало их и на территории СНГ. Всего в мире сегодня насчитывается около 35 - 40 миллионов курдов.

Это крупнейший народ в мире, не имеющий собственного национального государства. На сегодняшний день курды вынуждены довольствоваться статусом меньшинств в своих странах.

Религия у курдов

Религиозная палитра курдского населения Ближнего Востока довольно-таки разнообразна. Несмотря на то, что большинство исповедуют ислам суннитского толка, среди курдов немалой популярностью пользуются и шиизм, и христианство, и , и другие верования. Однако наиболее уникальными и своеобразными верованиями курдов считаются езидизм и бахаизм.

Езидизм

Езидизм (в переводе с др.-иранского «йазд» - «Бог») - религия, вобравшая в себя некоторые элементы всех авраамических конфессий в сочетании с зороастризмом. В основе вероучения лежит вера в существование Бога и семи его ангелов, которые служат в качестве объектов для поклонения. Кроме того, езиды почитают солнце как небесное светило, а потому их нередко называют «солнцепоклонниками».

Езиды верят, что создателем всего сущего стал Бог, который не имеет временных границ, а помогали ему в этом 7 его ангелов. Согласно их учению, у Бога имеется несколько имён, которые характеризуют Его атрибуты и качества.

Езидизм - довольно-таки древняя форма верования, и поэтому в ней сохранились и старые молитвы, которые они возносят своему Богу. Согласно одной из них, в мире ещё за 90 тысяч лет до сотворения Адама (а.с.) существовал человек, исповедовавший «истинную религию». Согласно другой молитве, весь мир делится на 73 народа, для каждого из которых езиды испрашивают благодати у своего Господа.

По причине постоянных гонений на езидов в Средние века множество книг было утеряно. К середине XI века езиды довольствовались лишь теми знаниями, которые они передавали из поколения в поколение в устной форме, так как все письменные источники уничтожались. Ситуация изменилась, когда реформацией религии занялся один из самых известных проповедников того времени - шейх Ади ибн Мусаффир, который существенно дополнил езидизм и изложил его постулаты в своих двух основных трудах - «Китебе Джельве» («Книга Откровения») и «Месхафе Раш» («Чёрный Свиток»).

Согласно этим текстам, Ади - Божий пророк, который существовал ещё до сотворения человечества и был ниспослан Богом для наставления езидов на путь истины. При этом езиды признаются богоизбранным народом, который должен заучивать все тексты наизусть и скрывать их от иноверцев.

Некоторые езиды верят в то, что они все произошли от омейядского халифа Язида, сына Муавии ибн Абу Суфьяна. Подобное изложение содержится в «Чёрном свитке», в котором рассказывается история о том, как Муавия находился рядом с Пророком Мухаммадом (с.г.в.), и что именно ему было суждено стать отцом бога Язида. Однако эта легенда противоречит древним езидским источникам, и поэтому данное мнение разделяют далеко не все езиды.

Большинство современных езидов в целом исповедуют модель, предложенную Ади ибн Мусаффиром, который включил в езидизм многие положения других религий. В частности, в иудаизме он заимствовал веру в богоизбранность народа, в христианстве - обряд причащения вином и водного крещения, но больше всего Ади заимствовал в исламе. По всей видимости, причиной тому стало проживание шейха среди мусульман.

Бахаизм

Бахаизм - учение, возникшее на основе догматов ислама в XIX веке. Её основателем считается иранский священнослужитель Хусейн Али Нури, более известный как Бахаулла. Сам он, хоть и был последователем другого лжепророка - Баба (иранский проповедник, живший в первой половине XIX века, основатель бабизма), но все же создал собственное учение, которого в наши дни придерживаются более 5 миллионов человек по всему миру.

Основа бахаизма - вера в существование единого Бога, который являлся в земной мир в человеческом обличии 9 раз. Явлениями Бога бахаи считают: пророков Ибрахима (а.с.) и Мусу (а.с.), Будду, Заратустру, Кришну, пророков Ису (а.с.) и Мухаммада (с.г.в.), Баба и самого Бахауллу. Но при этом Баб предстаёт как важнейшее богоявление, которое по статусу выше других.

Бахаизм основывается на учении о единстве не только авраамических религий (иудаизм, христианство, ислам), но и всех . Этим и объясняется почитание Будды или Кришны. Бахаи уверены, что на протяжении всей истории существовала и будет существовать одна единственная вера, которая принимала разные формы в тех или иных государствах.

Бахаизм стал своего рода формой религиозного глобализма, так как это учение призывает к объединению всех народов и конфессий, к установлению всеобщего равенства. К тому же бахаи активно выступали за создание единого международного языка, который должны изучать все люди, наряду с родным, и учреждение интернационального суда, который решал бы все имеющиеся противоречия планетарного масштаба.

Кроме того, каждый бахаи обязан совершать трёхкратную ежедневную молитву, а также поститься раз в год, воздерживаясь от еды и питья в светлое время суток. Пост оканчивается празднованием Нового года (Науруз). Бахаи также используют собственный календарь, который состоит из 19 месяцев. Один месяц равен 19 суткам.

Не менее важной обязанностью бахаи считается познание Бога и окружающего мира. При этом, согласно учению, человек должен самостоятельно трактовать священные тексты, не прибегая к помощи священнослужителей. По этой причине в бахаизме образованию верующих уделяется особое внимание. Религия не должна вступать в противоречие с наукой, так как это две взаимодополняющие модели познания. Согласно учению Бахауллы, если религия противоречит науке, то существует угроза распространения предрассудков и маразма, а наука без религии ведёт к материализму.

Знаменитые курды

Несмотря на отсутствие собственного государства, курдский народ подарил миру множество известных людей, которые оставили свой след в истории. Самыми известными курдами считаются Сефи ад-Дин - основатель иранской правящей династии Сефевидов, а также (Саладдин) - великий мусульманский завоеватель, прославившийся войнами с крестоносцами и взятием Иерусалима.

Кто такие курды?

В настоящее время курды, населяющие Ирак, Турцию и Иран, не имеют своего независимого государства, но в течении всей своей истории курды стремились к его созданию.

Кто такие курды? Откуда они взялись на Ближнем Востоке. Существует много теорий о происхождении курдов. По теории В.Минорского курды являются потомками древних мидийцев, и с тех времен, когда государство Мидия было ликвидировано Ахеменидами, курды никак не могли создать своего государства. Но под своим названием курды (бывшие мидийцы) стали известны во время арабских завоеваний. С VII по IX век Курдистан оказался в составе арабского халифата.

Но есть и другие теории о происхождении курдов. Некоторые исследователи считают что курды существовали уже во время шумерской цивилизации (конец 4-го тыс.днэ) и были составной частью многочисленного в те времена хурритского народа (кстати урарты были тоже частью хурритского народа). Хурриты - это южная часть всех древних народов Кавказа. Но хурриты говорили на хурритском языке, относящемуся к кавказским языкам (языкам кавказской языковой семьи народов). Поэтому свой современный язык курды приобрели от персов, так как долго жили под их властью.

По другой теории предки курдов - это древние индоевропейцы, которые проникли на территорию Малой Азии в начале 2-го тыс.днэ (совместно с хеттами, лувийцами и палайцами). Если историю хеттов и лувийцев мы хорошо знаем, историю палайцев мы знаем плохо.


По моей версии палайцы и восточные группы фригийцев стали основой для формирования армянского народа в начале 1-го тыс.днэ. Армяне заняли территорию бывшего государства Урарту и создали там государство Великая Армения. А территория у этого государства была большой - от берегов Каспийского моря до берегов Черного и Средизеного моря. И у меня возник вопрос - а не является ли древняя история армянского и курдского народа общей???

Посмотим, какие же события происходили в те времена в тех местах. Примерно в 1100 г.днэ «народами моря» было разрушено Хеттское государство, которое было населено хеттами и палайцами. В разрушении государства хеттов активно участвовали фригийцы (мушки). При этом основная территория хетского государства вошла в состав Фригийского государства. И именно в эти же времена начинается формирование армянского народа (на основе палайцев и восточной группы фригийцев). Примерно в это же время из хурритских племен в тех же местах формируется урартский народ, который создал на территории Южного Кавказа большое государство Урарту. В составе этого государства жили и древние армяне (на западе Урарту) и урарты (хурриты), живние в восточной части Урарту. Южнее Урарту в те времена существовало мощная Ассирийская держава, народ которой - ассирийцы говорили в основном на арамейском языке (семитский язык). Если мы будем считать урартов предками курдов (язык у них в те времена был еще хурритским) то увидим, что история древних армян и курдов в те времена была общей.


В 7-начале 6 века днэ Урарту было нанесено сильное поражение от Ассирии, а затем оно окончательно уничтожено Мидией. Вскоре и сама Мидия попала под власть персов и стала частью государства Ахеменидов. Возможно именно в это время древние курды (уратты) начали пользоваться все больше мидийским и персидским языками. Именно после этих времен они сохранили свой современный язык (язык западноиранской группы языков). А древние армяне сохранили свой язык, так как они жили более удаленно от персов и мидийцев.

После исчезновения Урарту армяне создали свое государство, признав зависимость о Ахеменидов, потом от Македонского и от Селевкидов. Во время этого периода оно постепенно укрепляется, и наконец в период ослабления Селевкилов, Армения Великая становится крупнейшим государством Ближнего Востока. Древние курды и армяне опять стали жить в одном государстве. Но этом период закончился, когда на международной арене появились Римская и Парфянская империи. И Армения стала местом борьбы между римской (затем Византийской) и парфянской (персидской) империями. Во время этих войн Армению постоянно делили на сферы влияния. Окончательно это государство исчезло когда его завоевали арабы в 7 веке нашей эры. В это время курды уже имели свое современное название, армяне тоже сохранили свое название и свой язык.

Во время ослабления Халифата курды создали свои независимые княжества Шахрезур и Мерванидов. Но эти государства были разгромлены турками-сельджуками и монголами.

Многочисленные курдские феодальные государства, на которые делился Курдистан в средние века, лишь номинально входили в состав деспотических монархий. Они сохраняли свою независимость. В 1514 году после Чалдыранской битвы Курдистан был разделен между Турцией и Ираном.

Но почему все таки у таких близких по истории народов - армян и курдов такой разный итог?. Это произошло (по моему мнению) потому, в события на Ближнем Востоке вмешалась Россия и она смогла взять под покровительство армян (и у них есть сейчас свое государство) . А курды и в настоящее время не имеют своего государства


(территория Курдистана разделена между Турцией, Ираком и Ираном.).

Для справки

Курды - народ индоевропейского происхождения, широко распространенный на территории четырех государств. Курды - горный и исторически кочевой народ, их количество насчитывается от 25 до 35 миллионов.

Курды проживают на полумиллионе квадратных километрах горной территории, простирающейся от юго-востока Турции до центральной части Ирана, включая Ирак и Сирию.

Большинство курдов (12-15 миллионов) проживает в Турции, составляя пятую часть населения страны. Курдское население Ирана составляет около пяти миллионов, что составляет около 10 % населения, в Ираке - 4.6 млн (15-20 %), а в Сирии - около двух миллионов (9 %).

Не смотря на отсутствие государственности, курды сохранили свой язык, традиции и клановую форму социальной организации.

Курды обладают большой европейской диаспорой. Согласно данным Совета Европы о курдской диаспоре: 800 000 в Германии, 100 000 в Швеции, 90 000 в Великобритании и 120 000 - 150 000 во Франции.

У курдов есть два отличных друг от друга диалекта. На курманджи говорят в Сирии, Турции, на севере Иракского Курдистана и во всех странах бывшего СССР, на сорани разговаривают в Иране и Ираке. В турецком Курдистане распространен зазаки, на котором в первую очередь говорят в провинции Тунджели.

Большинство курдов - мусульмане суннитского толка. Курды-шииты, которые жили в Ираке, были уничтожены или депортированы Саддамом Хусейном в 1987-1988 годах. Некоторые из сбежавших из Ирака курдов-шиитов сейчас живут в лагерях беженцев в Иране. Кроме того, сообщество курдов-шиитов проживает на юге Ирана.

Информация взята

3. Отношение курдов к евреям

Читатель мало что знает об отношении курдов к евреям, а между тем этот вопрос не лишен интереса, поскольку он связан с любопытной и малоизученной формой восточного еврейства. Среди них имеются таты - горские евреи Кавказа, говорящие на иранском диалекте; это персидские евреи со своей святыней - могилой Эстер Хатун в Хамадане и гетто Джубара в Исфагане, живущие, впрочем, и далее до самой Бухары; по всей территории Курдистана разбросаны по селениям и предместьям еврейские общины. Эти израильтяне говорят на восточноарамейском диалекте, распространенном и среди христианских народностей (ассиро-халдеи, несториане, якобиты). Они живут торговлей и мелкими ремеслами.

К евреям иногда обращаются в тех случаях, когда нужно выполнить деликатную дипломатическую миссию, например добиться у заносчивого курдского аги согласия на брак с его дочерью. Евреи и курды живут в тесном общении друг с другом: вспомним, как, например, сказитель-еврей Пинхас исполнял для Сосина сказания о народном герое курдов Езданшире. Следует упомянуть здесь о гипотезе американского миссионера Гранта, посетившего несториан-горцев в 1840 году и предположившего, будто они потомки плененных евреев из Вавилона («исчезнувшие племена»).

Анализируя здесь вопрос об отношении курдов ко всем народностям, чуждым им в религиозном и национальном плане, я не буду останавливаться на отношении их к христианам, поскольку мы уже касались этой темы в предыдущих главах (см. гл. IV и IX). Заметим, кстати, что понятия «религия» и «национальность», как мы уже говорили в гл. VIII, нередко совпадают на мусульманском Востоке. Очень возможно, что в некоторые эпохи (войны Саладина с крестоносцами, борьба шеддадидов с армянами, грузинами, византийцами) «священная война» вдохновлялась мусульманским фанатизмом курдов; было бы, однако, непростительной ошибкой забывать при этом, что и христиане воевали против ислама во имя религии! В наше время, судя по авторитетным высказываниям шейха Обейдуллы, Сурейя-бек Бадр-хана, муллы Сайда и других, курды уже понимают, что фанатизм способен лишь повредить им в общественном мнении и тем нанести ущерб освободительному движению. История курдов тесно переплетена с историей христиан. В фундированной работе проф. Н. Я. Марра, посвященной езидизму, мы находим любопытные данные, подтверждающие эту мысль. Мне также удалось собрать кое-какие факты, свидетельствующие, что часть курдов в давние времена исповедовала христианство 1) ; тем самым я внес свой скромный вклад в подтверждение тезиса, с таким блеском выдвинутого моим великим соотечественником.

1) См. мою статью «Курды и христианство», в «Revue de 1"Histoire des Religions», 1922.

В. Язычество курдов в Армении

Итак, продолжает Марр, народно-религиозная языческая закваска могла быть внесена уже непосредственно курдскими массами в мусульманский мир Малой Азии. Курды влились в среду сельджуков и момент зарождения в ней мусульманства на обломках официальнон христианской религии, истощенной борьбой против народных религиозных движений. Когда в географических рамках дуги, протянувшейся от гор Исаврии до гор северо-западной Армении, сформировался новый религиозный мир - ислам, - он столкнулся с сопротивлением народно-религиозных движений. Это был дервишизм, а именно, по утверждению проф. В. Д. Смирнова 1) , манихейство. Мы имеем в виду не отвлеченный, всеобщий, космополитический дервишизм, но лишь ту его форму, которую он принял в интересующей нас среде. Наряду с дуализмом мы встречаем в нем символику цвета одежды 2) , значение формы и цвета головного убора (kolah) 3) , мистический смысл круга 4) , тайную роль света 5) , радения с пением и экстазами - иначе говоря, все черты, присущие и езидизму. Разумеется, дервишский орден (mevlevi), обладавший известной литературной культурой в период его формирования в Конии в XII веке, не мог ограничить свою эволюцию рамками одного только езидизма. Вся духовная атмосфера была насыщена идеей внутреннего обновления человека путем непосредственного общения с богом, вне церковной обрядности и иерархии. В соседней Армении в X и XI веках шла ожесточенная борьба церкви против народных-религиозных течений. Среди последних мы остановимся на идеях дервишизма, которые проповедовал в начале XI века Иаков Харкский (Харк-Баязитский пашалык). Босые, в одежде из грубой шерсти, его ученики, даже из среды знати, но большей частью из народа, призыали к чистоте нравов, посту, покаянию и самоусовершенствованию, отрицая духовенство и обряды официальной церкви 6) . Это мощное народное религиозное движение, поставившее себя выше религиозных предубеждений, увлекало не одни только христианские общины. Прежде чем искать в Индии или Александрии основы дервишизма, определенного во времени и месте, как, например, ионийский дервишизм при сельджуках, следовало бы пролить свет на связи, неизбежно возникавшие между двумя религиозными течениями, столь близкими географически и хронологически. Не следует забывать о «значительном религиозном влиянии» Армении в Малой Азии XI и XII веков 7) , которое только теперь начинают признавать.
___________________________________
1) V. D. Smirnоv, Le Christianisme des Turcs et le soufisme derviche, p. 125.
2) John Brown, The Dervisches or oriental spiritualism, London, p. 53.
3) Ibid., p. 56.
4) Ibid., p. 54.
5) Ibid., p. 57, 65.
6) Cм. M. Wagner, op. cit., S. 262-263.
7) См. Gerhard Picker, Die Phundagiagiten; Ein Beitrag zur Ketzergeschichte der Byzantinischen Mittelalters

Очаги дервишизма сельджуков в Сивасе и Конин возникали под влиянием народно-религиозных традиций, не западных, а восточных, и притом наиболее близких 1) . Общее указание на христианский источник мы не можем считать достаточным, как это делал Уинфильд, ссылавшийся на тождественность суфийского слова «любовь» ("ichq) с άγάπη Нового завета 2) . Нам важно не происхождение идентичных понятии, выступающих в самом общем виде и потому абстрактных, но интересна родственность религиозных течений, определенных но месту и времени и принявших конкретные формы. Если факт пребывания благочестивой Рабин в Иерусалиме в 752 году может помочь нам и определении источников суфизма сельджуков, то еще большего внимания заслуживает несомненно установленный факт, что Джелал-Эддин сжился с близкой ему по духу армянской средой: ведь он провел четыре года в Эрзинджане 3) .

Помимо езидизма, среди курдов-немусульман бытует ряд народно-религиозных верований, являющихся пережитками язычества, более или менее сродных езидизму. Некоторые езиды называют себя дасынами; проф. Хвольсон отождествляет их с дайцанитами, последователями Бар-Дайцана 4) . Несколько дальше стоит секта ахле-хакк, хотя по происхождению она близка к курдскому езидизму. К югу от Эрдзинджана, в чьих стенах проповедовал свое учение Джелал-Эддин Руми, основатель конийского дервишизма, высятся горы Дерсим. Там и по сей день живут курды, долгое время считавшиеся мусульманами, но в действительности близкие к езидам. Их называют то таджиками, то кизылбашами. Они сохраняли независимость вплоть до пятидесятых годов прошлого века и могли выставить войско в 30-40 тысяч человек. Разумеется, в древности среди курдов было гораздо больше езидов. По мере того как курды приобщались к исламу, сила и значение езидизма падали, однако курды не могли полностью отрешиться от своих исконных верований. И быть может, дервишизм, зародившийся в Конии, лишь утвердил никогда не исчезавшие пережитки родовых верований или возродил их а среде курдов, которые уже задолго до того приняли мусульманство и отуречились.
___________________________________
1) См. проф. В. Бартольд, «Энциклопедия ислама», т. I, 1913, стр. 852. «Язычество курдов оказало явное влияние на религиозную жизнь мусульман, и в частности па дервишей Малой Азии; сходную картину дает курдская секта ахле-хакк, очень распространенная в Персии».
2) Whinfield, Methnevi of Djelal-oud-Din Roumi: Никольсон полагает, что Уинфильд преувеличивает роль христианства в формировании суфизма (см. «Selected Poems from the Divani Shamsi Tabriz!, Cambridge, 1898, XXXV, n. 3).
3) Nicholson, op. cit., p. XVII.
4) Сhwоlsоn, Die Ssabier, S. 812.

Итак, по мнению Марра, езидизм является собственно курдской религией, существовавшей среди курдов до их приобщения к исламу и сильно сдавшей свои позиции после проникновения мусульманства в жизнь этого парода. Аргументы Марра, приведенные им в 1911 году, выглядят убедительными; пользуясь своей широкой эрудицией, ученый старается показать влияние, которое оказывали друг на друга религиозная среда Армении и Малой Азии, с одной стороны, и курдов - с другой. Выше мы говорили о более поздних взглядах на езидизм.

Продолжим изложение теории Марра, представляющей интерес не только для изучающих историю курдов, но и вообще для всех, не безразличных к судьбам религиозных идей, тем более что труд русского ученого остался неизвестным на Западе.

Немногие сегодня знают, кто такие курды и где они живут? А ведь к курдам относится большое количество людей. Курдистан — юго-западная территория азиатского материка, которую в абсолютном или относительном большинстве населяют курды. Курдистан — не государственно-политическое, а этнографическое название, поскольку он расположен на территории четырех государств:


    Сегодня курдов насчитывается, по разным оценкам, от 20 до cвыше 30 млн человек. В Турции проживают 14—15 млн курдов, в Иране — около 4.8—6.6 млн, Ираке — около 4—6 млн и Сирии — около 1—2 млн. Почти 2 млн курдов разбросаны по странам Европы и Америки, где они создали мощные и организованные общины. В странах бывшего СССР насчитывается 200—400 тыс. курдов, в основном в Азербайджане и Армении .

    Курды являются ираноязычным народом, проживающим на территориях Турции, Ирана, Сирии, Ирака, а также частично в Закавказье. Курдский народ говорит на двух диалектах — курманджи и сорани.
    Курды — один из древнейших народов Ближнего Востока. О предках курдов древние египетские, шумерские, ассиро-вавилонские, хеттские, урартские источники стали сообщать довольно рано. Известный востоковед доктор исторических наук М. С. Лазарев писал, что «очень трудно найти народ, который на своей национальной территории жил бы так долго…» . С точки зрения Н. Я. Марра, «курды сохраняют элементы древней культуры Переднего Востока потому, что они являются потомками автохтонного населения… » — писал 0. Вильчевский (1-70). Ученые — академики Н. Я. Марр, И. М. Дьяконов, В. Ф. Минорский, Г. А. Меликишвили, И. Шопен, П. Лерх, профессор Эгон фон Эльктедт, Амин Заки, Гурдал Аксой и другие в числе предков курдов называют древние племена кутиев, луллубеев, хурритов, касситов, мадов (мидийцев) , кардухов, урартцев, халдов, маров, киртиев и других обитателей седого Ближнего Востока. Курды как потомки этих племен своими корнями уходят в далекое историческое прошлое

    Курды — самый большой народ, не имеющий собственного государства. Курдская автономия существует только в Ираке (Курдское Региональное Правительство Ирака).

    Этот народ борется за создание Курдистана уже более двадцати лет. Стоит отметить, что курдскую карту разыгрывают все мировые державы. Так, например, Израиль и США, которые являются союзниками Турции, поощряют её борьбу с курдским движением. Россия же, Греция и Сирия поддерживают Рабочую партию Курдистана.


    Такой интерес других государств к Курдистану можно объяснить и их заинтересованностью богатыми природными ресурсами территории, населённой курдами. Одним из важнейших ресурсов является нефть.

    Из-за довольно выгодного географического и стратегического положения Курдистана с давних времён иноземные завоеватели обращали особенное внимание на эти земли. Поэтому со времен образования Халифа и до настоящего момента курды вынуждены были вести борьбу против поработителей. Стоит отметить, что курдские династии во времена раннего феодализма имели значительное политическое влияние на Ближний Восток и правили не только в отдельных княжествах, но и в таких крупных странах как Сирия и Египет.

    В 16 веке в Курдистане началась череда непрекращающихся войн, причиной которых стали Иран и Османская империя, спорившие за обладание его землями.

    Согласно Зохабскому договору (1639 г.), ставшему итогом этих войн, Курдистан разделился на две части — Турецкую и Иранскую. Впоследствии это событие сыграло роковую роль в судьбе народов Курдистана.

    Османское и иранское правительство постепенно ослабляли, а затем ликвидировали курдские княжества с целью закабалить Курдистан в экономическом и политическом плане. Это привело к усилению феодальной раздробленности страны.

    Правительство Османской империи втянуло курдов против их воли в первую мировую войну, что впоследствии привело к разорению края и разделу его на четыре части: турецкую, иранскую, иракскую и сирийскую.

    Происхождение курдов

    Происхождение курдов в настоящее время является предметов дискуссий и споров. Согласно нескольким гипотезам, этот народ имеет:


    • Скифо-мидийское происхождение.

    • Яфетическое.

    • Северная Месопотамия.

    • Иранское плато.

    • Персия.

    Очевидно, что в формировании курдского народа принимали участие многие из представителей указанных местностей.

    Вероисповедание курдов

    В Курдистане существует несколько религий. Основная часть населения курдов (75%) исповедует ислам суннитского толка, также есть мусульмане-алавиты и шииты. Небольшая доля населения исповедует христианство. Кроме того, 2 млн привержены доисламской религии «Езидизма» называющих себя Езидами.. Однако, несмотря на вероисповедание, каждый курд считает своей исконной религией зороастризм.

    Говоря о езидах всегда нужно помнить:


    • ЕЗИДЫ один из древних народов Месопотамии, говорят на диалекте курманджи курдского языка - культура идентично с курдским, религия езидизм.


    • ЕЗИД рождается от отца курда-езида, а матерю может быть любая порядочная женщина.

    • ЕЗИДИЗМ исповедуют не только курды-езиды, но и иные представители курдского народа.

    • ЕЗИДЫ - это этнические курды, исповедуют древнекурдскую религию езидизм.

    Суннизм является доминирующей ветвью ислама. Кто такие сунниты курды? Вероисповедание их основано на «сунне», представляющей собой свод правил и устоев, которые были основаны на примере жизни пророка Мухаммеда.

    Курдский народ — самый крупный по численности, имеющий статус «национального меньшинства». Численность курдов в мире не имеет точных данных. В зависимости от источников, эти цифры очень разнятся: от 13 до 40 млн. человек.

    Проживают представители этой народности в Турции, Ираке, Сирии, Иране, России, Туркменистане, Германии, Франции, Швеции, Нидерландах, Германии, Британии, Австрии и многих других странах мира.

    Курды в Турции сегодня

    В настоящее время в Турции живёт около 1,5 миллионов курдов, которые говорят на курдском языке.

    В 1984 году Рабочая партия Курдистана вступила в войну, (которая длится и до настоящего момента) с официальными властями Турции. Курды в Турции сегодня требуют провозглашения единого и независимого государства — Курдистан, который объединит все территории, населённые курдами.

    Сегодня курдский вопрос — один из ключевых в обсуждениях дальнейшего пути евроинтеграции Турции. Требования Европы предоставить курдскому народу автономность и права, соответствующие европейским стандартам, пока остаются нереализованными. Эти обстоятельства во многом объясняют причину, почему турки не любят курдов.

    Традиции и обычаи курдов

    В связи с тем, что курды не имеют собственного официального государства, определённого политического статуса в мире, не многие знают, кто такие курды. История и культура этого народа, между тем, отличается своим богатством и многогранностью.


    • С согласия девушки жених может её похитить. Если это происходит против воли родителей, ему приходится везти её в дом шейха, причем, в случае, если родные настигнут беглецов, то могут их убить. Если же молодые успеют укрыться в доме шейха, то последний вручает родителям невесты выкуп, и стороны примиряются.

    • Курдская женщина имеет право выбирать себе в мужья любимого мужчину. Как правило, выбор дочери и родителей совпадает, однако, в противном случае, отец или брат могут насильно выдать девушку замуж за того человека, которого посчитают достойным кандидатом в мужья. При этом отказ девушки этому кандидату считается страшным позором. Развестись с женой также считается позором, и такие случаи встречаются крайне редко.

    • Свадьба курдов может длиться до семи дней, и её продолжительность зависит от материального положения хозяев. Это очень напоминает свадебные традиции Турции .

    • Если родственники жениха живут далеко от родственников невесты, то играют две свадьбы, а в случаях, когда молодые проживают на небольшом расстоянии друг от друга — празднуют одну большую свадьбу.

    • Свадебные торжества у курдов пышные и дорогостоящие, поэтому родители сына копят деньги для свадьбы на протяжении долгого времени. Впрочем, расходы окупаются подарками гостей, в качестве которых, как правило, выступают овцы или деньги.

    • Угощения на свадьбы или другие праздники состоят из риса и мяса. Мужчины и женщины отмечают праздники порознь в разных палатках.

    • Кровная месть актуальна у курдов и до настоящего времени. Причинами ссор могут быть нехватка воды, пастбищ и т. д. Однако современные курды всё чаще решают конфликты с помощью платы. Известны и такие случаи, когда в качестве платы выступала женщина или девушка, которую выдавали замуж врагу, и стороны примирялись.


    • Многие курдские женщины и девушки ходят в брюках, что объясняется удобством при верховой езде на лошадях. Украшениями для женщин служат золотые и серебряные монеты.

    • В супружеских отношениях курды моногамны, за исключением беков, которые могут жениться повторно для того, чтобы укрепить родственные связи.

    • Отличается этот народ и своим уважительным отношением к представителям других религий, независимо от того, какая вера у курдов, они могут участвовать в религиозных церемониях иных конфессий.

    • Также курды отличаются своим дружелюбием по отношению к другим национальностям, однако не терпят ситуаций, связанных с притеснением их языков, обычаев и порядков.

    Борьба курдов за независимость

    Первая попытка создания независимого курдского государства была предпринята в 1840-х годах Бадрхан-беком, эмиром области Бохтан (со столицей Джезире). В году он начал чеканить монету от собственного лица и совершенно перестал признавать власть султана. Однако летом г. Бохтан был занят турецкими войсками, эмират ликвидирован, с сам Бадрхан-бек взят в плен и сослан (ум. В 1868 г. в Дамаске).

    Новую попытку создать независимый Курдистан предпринял племянник Бадрхана Езданшир. Он поднял восстание в конце г., воспользовавшись Крымской войной; вскоре он сумел взять Битлис , а за ним и Мосул. После этого Езданшир начал готовить наступление на Эрзерум и Ван. Однако попытка соединиться с русскими не удалась: все его гонцы к генералу Муравьеву были перехвачены, а сам Езданшир был заманен на встречу с турецкими представителями, схвачен и отправлен в Стамбул (март г.) После этого восстание сошло на нет.

    Следующую попытку создания курдского государства предпринял шейх Обейдулла в г. Обейдулла, верховный руководитель суфийского ордена Накшбанди, пользовавшийся большим уважением в Курдистане как по своему положению, так и за личные качества, созвал в июле 1880 г. в своей резиденции Нехри съезд курдских вождей, на котором выдвинул план: создать независимое государство, а для того сначала напасть на Персию (как более слабого противника), овладеть Иранским Курдистаном и Азербайджаном и, опираясь на ресурсы этих провинций, повести борьбу против Турции. План был принят, и в августе того же года началось вторжение курдов в Иранский Азербайджан. Оно сопровождалось восстанием местных курдских племен; отряды восставших подошли к самому Тебризу. Однако Обейдулла со своими основными силами замедлил при осаде Урмии, в конце концов был разбит и вынужден возвратиться в Турцию. Там он был арестован и сослан в Мекку, где и умер.

    В это время в Курдистан все более проникает из Европы идеология национализма ; ее пропаганду вела первая курдская газета —«Курдистан», которую выпускали с г. в Каире потомки Бадрхана.

    Новый подъем национального движения в Курдистане наступил после Младотурецкой революции года. Возникает и тотчас приобретает популярность националистическое общество «Возрождение и прогресс Курдистана», главой которого был вернувшийся из ссылки шейх Абдель-Кадер — сын Обейдуллы; вслед затем возникает «Лига Курдистана», ставившая своей целью создать «Курдистан бейлик» (курдское княжество) то ли в составе Турции, то ли под протекторатом России или Англии — в этом отношении были разногласия. С ней был связан шейх племени барзан Абдель-Салям, поднявший ряд восстаний в 1909—1914 г.. и особенно Молла Селим, ставший лидером восстания в Битлисе в марте 1914 г.

    Что же касается Турецкого Курдистана, то курды, боявшиеся попасть под власть армян и западных держав, поддались на агитацию Мустафы Кемаля , обещавшего им полную автономию в совместном курдско-турецком мусульманском государстве, и поддержали его в ходе греко-турецкой войны. В результате в 1923 г. был заключен Лозаннский мирный договор, в котором о курдах вообще не упоминалось. Этот договор определил современные границы между Ираком, Сирией и Турцией, разрезавшие бывший Османский Курдистан.

    После этого кемалистское правительство начало проводить политику «тюркизации» курдов. Ответом явились восстание, поднятое в начале 1925 г. шейхом Саидом Пираном. Восставшие овладели г. Генчем, который шейх Саид провозгласил временной столицей Курдистана; далее он намеревался захватить Диярбекир и провозгласить в нем независимое курдское государство. Однако штурм Диярбекира был отбит; вслед за тем восставшие были разбиты под Генчем, руководители восстания (включая шейха Абдул-Кадыра, сына Обейдуллы) взяты в плен и повешены.

    Новое восстание турецких курдов началось в г. в Араратских горах. Оно было организовано обществом «Хойбун» (Независимость); восставшие попытались сформировать регулярную армию под командованием бывшего полковника турецкой армии Ихсана Нури Паши; была создана и гражданская администрация под руководством Ибрагима-паши. Восстание было подавлено в г. Последним массовым движением турецких курдов было движение курдов-заза (племя, говорящее на особом диалекте, исповедующее алавизм и ненавидевшее мусульман) в Дерсиме. До г. Дерсим пользовался фактической автономией. Преобразование этой области в вилайет Тунджели с особым режимом управления вызвал восстание под руководством дерсимского шейха Сеида Реза. Посланный против восставших армейский корпус не добился успеха. Однако командир корпуса генерал Альпдоган заманил Сеида Резу в Эрзерум на переговоры, где курдский вождь был арестован и вскоре повешен. Восстание было подавлено только в г. В результате установившегося в Турецком Курдистане режима военно-полицейского террора, запрета курдского языка, курдской национальной одежды и самого названия «курды» (кемалистские ученые объявили курдов «горными турками», якобы одичавшими и забывшими исконный турецкий язык), а также массовых депортаций курдов в Западную и Центральную Анатолию курдское движение в Турции на долгие годы было уничтожено, а курдское общество — деструктурировано.

    Центром курдского движения в это время стали Иракский и Иранский Курдистан. В г. в Сулеймание вновь поднимает восстание Махмуд Барзанджи. Восстание было подавлено, но тотчас вслед за тем вспыхнуло восстание шейха Ахмеда в Барзане (1931—1932). В 1943—1945 годах в Барзане происходит новое восстание под руководством 1975 г. В ходе восстания Барзани удалось добиться формального признания за курдами Ирака права на автономию; однако, в конце концов он потерпел поражение. Поражение восстания спровоцировало раскол в движении иракских курдов: от Демократической партии Курдистана откололся целый ряд левых партий, летом 1975 г. оформившихся в Патриотический союз Курдистана под руководством Джаляля Талабани .

    В начале г., в связи с исламской революцией в Иране, власть в Иранском Курдистане оказалась практически в руках курдов. Однако уже в марте начинаются вооруженные столкновения между отрядами Демократической партии Иранского Курдистана и посланными из Тегерана «Стражами исламской революции». В начале сентября иранцы начали массированное наступление, сопровождавшееся массовыми казнями жителей захваченных селений начиная от 12—13 лет. В результате, правительственным силам удалось взять под свой контроль основную часть Иранского Курдистана.

    В трагическом положении оказались иранские и иракские курды во время Ирано-Иракской войны 1980—1988 гг., когда первые пользовались поддержкой Багдада, а вторые — Тегерана; на этой почве происходили вооруженные столкновения между отрядами иракских и иранских повстанцев.

    В марте года в результате поражения иракских войск, в Иракском Курдистане вспыхнуло новое восстание. В апреле оно было подавлено Саддамом Хусейном, однако затем силы НАТО , действуя по мандату ООН вынудили иракцев покинуть часть Иракского Курдистана, где был создан так называемый «Свободный Курдистан» с правительством из членов ДПК и ПСК. Окончательное освобождение Иракского Курдистана произошло после падения Саддама Хусейна. В настоящее время там существует формально федеральное, а фактически полунезависимое государство, президентом которого является

    В это время в Турции возникает Курдская рабочая партия которую возглавил Абдулла Оджалан по кличке «Апо» («Дядя»), отчего ее приверженцев называют «апочистами». После военного переворота г. ее члены бежали в Сирию, где, получив помощь от сирийского правительства, начали вооружённую борьбу против турецкого государства под лозунгом «Единого, демократического, независимого Курдистана», Первая вооруженная акция была совершена в году, к середине 90-х гг. РПК уже обдала армией не несколько тысяч (по ее собственным утвержденим до 20 тысяч) «герилла» (партизан) и разветвленными политическими структурами в курдской диаспоре по всему миру. Всего в результате боевых действий погибло более 35 тысяч человек. В г. Сирия под нажимом Турции отказалась от поддержки РПК и выслала Оджалана, чем нанесла по партий сильнейший, и как оказалось непоправимый удар; Оджалан был захвачен турками в Кении, судим и приговорен к смертной казни; в настоящее время он находится в тюрьме на о. Имралы.

    В настоящее время фактическим центром курдского национального движения является Иракский Курдистан. Среди курдов распространена надежда, что он станет основой будущего независимого и объединенного «Большого Курдистана».