» »

Что такое логика и зачем ее изучать? Зачем нужна логика в жизни человека? Что такое логика

23.09.2019
Логика. Учебное пособие Гусев Дмитрий Алексеевич

Введение, Или что такое логика и зачем она нужна?

Начиная знакомиться с какой-либо наукой, мы прежде всего отвечаем на вопрос о том, что она изучает, чему посвящена, чем занимается. Логика – это наука о мышлении. Но ведь мышлением занимаются и психология, и педагогика, и многие другие науки. Значит, логика занимается не всеми вопросами и проблемами, связанными с мышлением, не всеми его областями или сторонами, а только какими-то из них. Что же интересует логику в мышлении?

Каждый из нас хорошо знает, что по содержанию человеческое мышление бесконечно многообразно, ведь мыслить (думать) можно о чем угодно, например, – об устройстве мира и происхождении жизни на Земле, о прошлом человечества и его будущем, о прочитанных книгах и просмотренных фильмах, о сегодняшних занятиях и завтрашнем отдыхе и т. д. и т. п.

Но самое главное заключается в том, что наши мысли возникают и строятся по одним и тем же законам, подчиняются одним и тем же принципам, укладываются в одни и те же схемы или формы. Причем, если содержание нашего мышления, как уже было сказано, бесконечно разнообразно, то форм, в которых выражается это разнообразие совсем немного.

Для пояснения этой мысли приведем простой пример. Рассмотрим три совершенно различных по содержанию высказывания:

1. Все караси – это рыбы;

2. Все треугольники – это геометрические фигуры;

3. Все стулья – это предметы мебели.

Несмотря на различное содержание, у этих трех высказываний есть нечто общее, что-то их объединяет. Что? Их объединяет не содержание, а форма. Отличаясь по содержанию, они сходны по форме: ведь каждое из этих трех высказываний строится по схеме или по форме – «Все А – это В» , где А и В – это какие-либо предметы. Понятно, что само высказывание «Все А – это В» лишено всякого содержания (О чем конкретно оно говорит? Ни о чем!). Это высказывание представляет собой чистую форму, которую, как вы догадываетесь, можно наполнить любым содержанием, например: Все сосны – это деревья; Все города – это населенные пункты; Все школы – это учебные заведения; Все тигры – это хищники и т. д. и т. п.

Приведем другой пример. Возьмем три различных по содержанию высказывания:

1. Если наступает осень, то опадают листья;

2. Если завтра будет дождь, то на улице будут стоять лужи;

3. Если вещество – металл, то оно электропроводно.

Будучи непохожими друг на друга по содержанию, эти три высказывания сходны между собой тем, что строятся по одной и той же форме: «Если А, то В» . Понятно, что к этой форме можно подобрать огромное количество различных содержательных высказываний, например: Если не подготовиться к контрольной работе, то можно получить двойку; Если взлетная полоса покрыта льдом, то самолеты не могут взлетать; Если слово стоит в начале предложения, то его надо писать с большой буквы и т. д. и т. п.

Итак, мы заметили, что по содержанию наше мышление бесконечно разнообразно, но все это разнообразие укладывается всего в несколько форм. Так вот логика не интересуется содержанием мышления (им занимаются другие науки), она изучает только формы мышления, ее интересует не то, что мы мыслим, а то, как мы мыслим, поэтому она также часто называется формальной логикой. Так, например, если по содержанию высказывание Все комары – это насекомые является нормальным, понятным, осмысленным, а высказывание Все Чебурашки – это инопланетяне является бессмысленным, нелепым, абсурдным, то для логики эти два высказывания равноценны: ведь она занимается формами мышления, а форма у этих двух высказываний была одной и той же – «Все А – это В» .

Таким образом, форма мышления – это способ, которым мы выражаем наши мысли, или схема, по которой они строятся. Существует три формы мышления.

1. Понятие – это форма мышления, которая обозначает какой-либо объект или признак объекта (примеры понятий: карандаш, растение, небесное тело, химический элемент, мужество, глупость, нерадивость и т. п.).

2. Суждение – это форма мышления, которая состоит из понятий, связанных между собой и что-либо утверждает или отрицает (примеры суждений: Все планеты являются небесными телами; Некоторые школьники – это двоечники; Все треугольники не являются квадратами и т. п.).

3. Умозаключение – это форма мышления, в которой из двух или нескольких исходных суждений вытекает новое суждение или вывод. Примеры умозаключений:

Все планеты движутся.

Юпитер – это планета.

Юпитер движется.

Железо электропроводно.

Медь электропроводна.

Ртуть электропроводна.

Железо, медь, ртуть – это металлы.

Все металлы электропроводны.

Весь бесконечный мир наших мыслей выражается в понятиях, суждениях и умозаключениях. Об этих трех формах мышления мы будем подробно говорить на других страницах книги.

Помимо форм мышления логика также занимается законами мышления , то есть – такими правилами, соблюдение которых всегда приводит рассуждение, независимо от его содержания, к истинным выводам и предохраняет от ложных (при условии истинности исходных суждений). Основных законов мышления (или законов логики) четыре. Здесь только перечислим (назовем) их, а подробно рассмотрим каждый из них после того, как рассмотрим все формы мышления.

1. Закон тождества.

2. Закон противоречия.

3. Закон исключенного третьего.

4. Закон достаточного основания.

Нарушение этих законов приводит к различным логическим ошибкам, как правило, – к ложным выводам. Иногда эти законы нарушают непроизвольно, не нарочно, по незнанию. Возникающие при этом ошибки называются паралогизмами. Однако иногда это делают преднамеренно, с целью запутать собеседника, сбить его с толка и доказать ему какую-нибудь ложную мысль. Такие преднамеренные нарушения логических законов для внешне правильного доказательства ложных мыслей называются софизмами , о которых речь впереди.

Итак, логика – это наука о формах и законах правильного мышления.

Логика появилась приблизительно в V в. до н. э. в Древней Греции. Ее создателем считается знаменитый древнегреческий философ и ученый Аристотель (384–322 гг. до н. э.). Как видим, логике 2,5 тысячи лет, однако она до сих пор сохраняет свое практическое значение. Многие науки и искусства Древнего мира навсегда ушли в прошлое и представляют для нас только «музейное» значение, интересны нам исключительно как памятники старины. Но некоторые немногие создания древних пережили века, и в настоящее время мы продолжаем ими пользоваться. К их числу относится геометрия Евклида (в школе мы изучаем именно ее) и логика Аристотеля, которая также часто называется традиционной логикой.

В XIX веке появилась и стала быстро развиваться символическая или математическая, или современная логика , в основе которой лежат идеи, выдвинутые задолго до Х1Х в. немецким математиком и философом Готфридом Лейбницем (1646–1716 гг.), об осуществлении полного перехода к идеальной (т. е. совершенно освобожденной от содержания) логической форме при помощи универсального символического языка, аналогичного языку алгебры. Лейбниц говорил о возможности представить доказательство как математическое вычисление. Ирландский логик и математик Джордж Буль (1815–1864 гг.) истолковал умозаключение как результат решения логических равенств, в результате чего теория умозаключений приняла вид своеобразной алгебры, отличающейся от обычной алгебры лишь отсутствием численных коэффициентов и степеней. Таким образом, одно из основных отличий символической логики от традиционной заключается в том, что в последней при описании правильного мышления используется обычный, или естественный язык; а символическая логика исследует тот же предмет (правильное мышление) с помощью построения искусственных, специальных, формализованных языков, или, как их еще называют, исчислений.

Традиционная и смволическая логика не являются, как может показаться, различными науками, а представляют собой два последовательных периода в развитии одной и той же науки: основное содержание традиционной логики вошло в символическую, было в ней уточнено и расширено, хотя многое при этом оказалось переосмысленным.

Теперь ответим на вопрос, зачем нам нужна логика, какую роль она играет в нашей жизни. Логика помогает нам правильно строить свои мысли и верно их выражать, убеждать других людей и лучше их понимать, объяснять и отстаивать свою точку зрения, избегать ошибок в рассуждениях. Конечно же, без логики вполне можно обойтись: одного здравого смысла и жизненного опыта часто бывает достаточно для решения каких-либо задач. Например, любой человек, не знакомый с логикой, сможет найти подвох в следующем рассуждении:

Движение вечно.

Хождение в школу – это движение.

Следовательно, хождение в школу вечно.

Каждый заметит, что ложный вывод получается из-за употребления слова «движение» в разных смыслах (в первом исходном суждении оно употребляется в широком, философском смысле, а во втором – в узком, механическом смысле). Однако найти ошибку в рассуждении не всегда просто. Рассмотрим такой пример:

Все мои друзья знают английский язык.

Нынешний президент Америки тоже знает английский язык.

Следовательно, нынешний президент Америки – мой друг.

Любой человек увидит, что в этом рассуждении есть какой-то подвох, что-то в нем не то или не так. Но что? Тот, кто не знаком с логикой, скорее всего, не сможет точно определить, какая ошибка здесь допущена. Тот, кто знаком с логикой сразу же скажет, что в данном случае допущена ошибка – «нераспределенность среднего термина в простом силлогизме». Или такой пример:

Во всех городах за полярным кругом бывают белые ночи.

Петербург не находится за полярным кругом.

Следовательно, в Петербурге не бывает белых ночей.

Как видим, из двух истинных суждений вытекает ложный вывод. Понятно, что в этом рассуждении тоже что-то не то, есть некая ошибка. Но какая? Вряд ли не знакомый с логикой человек сможет сразу же ее найти. А тот, кто владеет логической культурой, немедленно установит данную ошибку – «расширение большего термина в простом силлогизме».

Прочитав эту книгу, вы узнаете, не только то, как нарушаются логические законы в подобных рассуждениях, но и много другой интересной и полезной информации.

Итак, здравого смысла и жизненного опыта, как правило, достаточно для того, чтобы ориентироваться в различных затруднительных ситуациях. Но если к нашему здравому смыслу и жизненному опыту добавить еще и логическую культуру, то мы от этого нисколько не проиграем, а даже, наоборот, выиграем. Конечно же, логика никогда не решит всех проблем, но помочь в жизни она, несомненно, может.

Здравый смысл часто называют практической, или интуитивной логикой. Она формируется стихийно в процессе жизненного опыта, примерно к 6–7 годам, т. е. к школьному возрасту или даже раньше, и все мы ей владеем. Так, например, само слово «логика» , скорее всего, было знакомо вам задолго до того, как вы начали читать эту книгу. В жизни мы часто сталкиваемся с такими выражениями, как «логичное рассуждение», «нелогичный поступок», «железная логика» и т. п. Даже если мы никогда не изучали логику, то все равно вполне понимаем, о чем идет речь, когда говорят о логике, логичном или нелогичном.

Рассмотрим такой пример: любой человек, не знакомый с логикой, заметит логическую некорректность и даже нелепость высказывания: Я иду в новых брюках, а ты идешь в гимназию. И каждый скажет, что корректным и осмысленным было бы такое высказывание: Я иду в брюках, а ты идешь в шортах или: Я иду в гимназию, а ты идешь в лицей. Когда мы изучаем логику, то узнаем, что в приведенном примере нарушается логический закон тождества, так как в нем смешиваются две различные (неравные или нетождественные друг другу) ситуации: идти в какой-то одежде и идти куда-то. Получается, что еще до знакомства с законом тождества мы уже им практически пользуемся, знаем о нем, только неявно, интуитивно. Точно так же закон тождества нарушается в высказывании: Сегодня будем копать траншею от этого столба и до обеда . Даже если человек ничего не знает о законе тождества и о его разнообразных и многочисленных нарушениях, он, тем не менее, обязательно обратит внимание на то, что в данном высказывании присутствует какая-то логическая ошибка (хотя бы он и не мог определить, какая именно).

Точно так же любой человек, скорее всего, не сможет не заметить некое логическое нарушение в следующих высказываниях: Он не взял устного разрешения в письменной форме; Поедем завтра вечером на рассвете; Она была юной девушкой преклонного возраста и т. п. Далеко не каждый сможет квалифицировать данную ошибку как нарушение логического закона противоречия. Однако, даже если мы ничего не знаем об этом законе, мы чувствуем, или ощущаем его нарушение.

Наконец, в повседневной жизни каждый из нас часто слышит и сам употребляет такие выражения, как: Почему я должен тебе верить? Чем ты это докажешь? На каком основании? Обоснуй! Мотивируй! и т. п. Когда мы так говорим, то используем логический закон достаточного основания. Тот, кто не изучал логику, скорее всего, не знаком с этим законом и ничего о нем не слышал. Однако, как видим, незнание данного логического закона не мешает нам практически, или интуитивно им пользоваться.

Данные примеры свидетельствуют в пользу того, что все люди владеют логикой, независимо от того, изучали они ее или нет. Таким образом, мы практически используем логику задолго до того, как начинаем ее теоретически изучать Возникает вопрос: зачем нужно изучать логику, если мы и так ей владеем?

Отвечая на этот вопрос, можно отметить, что то же самое происходит с родным языком: практически мы начинаем им пользоваться в 2,5–3 года своей жизни, а изучать его начинаем только со школьного возраста. Для чего же мы изучаем родной язык в школе, если задолго до нее и так хорошо им владеем? В 2,5–3 года мы пользуемся языком интуитивно, или бессознательно: практически владея им, мы ничего не знаем не только о склонениях и спряжениях, но также – о словах и буквах и даже – о самом факте того, что в жизни мы постоянно используем язык. Обо всем этом мы узнаем только тогда, когда начинаем изучать его в школьном (или старшем дошкольном) возрасте, в результате чего наше интуитивное использование языка постепенно превращается в осознанное – мы начинаем владеть им намного лучше.

Так и с логикой: владея ей интуитивно и практически повседневно ее используя, мы изучаем ее как науку для того, чтобы превратить стихийное использование логики в осознанное, владеть ей еще лучше и пользоваться более эффективно.

Из книги Ангелы страшатся автора Бейтсон Грегори

XVII. ИТАК, ЗАЧЕМ НУЖНА МЕТАФОРА? (МКБ) Эта книга заставила меня избегать вечеров с коктейлями, таких социальных мероприятий, когда дружелюбные незнакомцы, узнав, что я провожу время весной за работой над книгой, спрашивали бы меня о ее содержании. Сначала я бы рассказала им о

Из книги Философия науки и техники автора Стёпин Вячеслав Семенович

Логика открытия и логика оправдания гипотезы В стандартной модели развития теории, которая разрабатывалась в рамках позитивистской традиции, логика открытия и логика обоснования резко разделялись и противопоставлялись друг другу. Отголоски этого противопоставления

Из книги Философия: Учебник для вузов автора Миронов Владимир Васильевич

Введение: что такое философия?

Из книги Разговоры ученого с Учителем автора Зеличенко Александр

Разговор 5-й. О картине Мира -- для чего она нужна, что она такое и как на нее смотреть у. Учитель! В самом начале ты обещал показать мне идиллическую картину Мира, в которой любые, даже внешне непохожие идеи мирно сосуществуют. Кажется, я начал понимать, что это за картина. И

Из книги Основы философии автора Канке Виктор Андреевич

Введение Что такое философия? Смысл слова «философия»В поступи цивилизации было немало эпох и веков, выделявшихся своими особенностями, порой довольно причудливыми. Но даже на этом фоне ошеломляет своей новизной изобретение, сделанное не слишком многочисленным, но

Из книги Введение в философию автора Фролов Иван

ВВЕДЕНИЕ: ЧТО ТАКОЕ ФИЛОСОФИЯ Философия - одна из древнейших областей знания, духовной культуры. Зародившись в VII–VI веках до н. э. в Индии, Китае, Древней Греции, она стала устойчивой формой сознания, интересовавшей людей все последующие века. Призванием философов

Из книги «Симпсоны» как философия автора Халвани Раджа

3. Зачем нужна Мэгги: Звуки тишины, восток и запад Эрик Бронсон Никто не принимал во внимание Мэгги Симпсон. Да и с чего бы вдруг? Тень подозрения падала на Смитерса - раболепного поклонника, которым слишком часто пренебрегали. Еще больше можно было подозревать Гомера

Из книги Избранное. Логика мифа автора Голосовкер Яков Эммануилович

Из книги По законам логики автора Ивин Александр Архипович

Глава 2 ЧТО ТАКОЕ ЛОГИКА? «ПРИНУДИТЕЛЬНАЯ СИЛА НАШИХ РЕЧЕЙ…» В рассказе Л. Толстого «Смерть Ивана Ильича» есть эпизод, имеющий прямое отношение к логике.Иван Ильич видел, что он умирает, и был в постоянном отчаянии. В мучительных поисках какого-нибудь просвета он

Из книги «Я почему-то должен рассказать о том...»: Избранное автора Гершельман Карл Карлович

Из книги Новый ум короля [О компьютерах, мышлении и законах физики] автора Пенроуз Роджер

Зачем нужна квантовая теория гравитации? Что еще осталось узнать о мозге и мышлении такого, чего мы не выяснили в предыдущей главе? Хотя мы уже кратко рассмотрели некоторые из всеобъемлющих физических принципов, лежащих в основе направленности воспринимаемого нами

Из книги Адвокат философии автора Варава Владимир

238. Зачем же все-таки нужна философия? Рационально на этот вопрос ответить нельзя, поскольку здесь речь идет о неведомых глубинах человека, всегда взыскующего философии. Таков тонкий и невыразимый уровень; здесь бесконечная множественность интерпретаций только

Из книги Занимательная философия [Учебное пособие] автора Балашов Лев Евдокимович

Что такое диалектика, логика и философия? Петька спрашивает Чапаева: - Василий Иванович, что такое диалектика, логика и философия?- Ну как тебе объяснить? Вот видишь двух мужчин. Один грязный, другой чистый. Кто из них в баню идет?- Грязный.- Нет. Он потому и грязный, что

Из книги Популярная философия. Учебное пособие автора Гусев Дмитрий Алексеевич

К разделу «Введение. Что такое философия?» 1. Что я знаю о философии, философах и что я о них думаю?Эта задача предлагается для письменной студенческой работы на первом семинарском занятии по философии. На написание работы отводится не более 20-и минут. Возможен вариант

Из книги автора

Тема 1. Что такое философия и зачем она нужна? 1. «Наука обо всем»2. «Я не мудрец, но только философ»3. Философия и философоведение4. «Азбука»

Из книги автора

1. Нужна ли философия? (позитивизм) Немецкая классическая философия была расцветом философской мысли Нового времени, который уже в середине XIX в. сменился периодом, неизменно следующим за любым наивысшим пунктом в развитии чего-либо. Этот новый этап можно назвать упадком

Видео по теме

Обидно осознавать, но даже самые близкие люди могут обманывать. Однако не всегда такая ложь – зло. Другое дело, когда от того, говорит человек правду или нет, зависит ваша карьера, здоровье или благосостояние. В таком случае ложь необходимо научиться распознавать. По каким признакам можно понять, что собеседник лжет?

Инструкция

Анализируйте смысл речи собеседника. Рассказ лжеца часто изобилует ненужными подробностями, с помощью которых он пытается сделать свое повествование убедительным. Если вы спросите его о конкретных фактах, лжец будет рассказывать вам о мелких и неинтересных вещах, а о том, о чем вы осведомились, упомянет вскользь. Непрямые ответы также говорят о том, что собеседник пытается что-то скрыть. К ним относятся ответы в стиле «догадайся сам» и ответы-вопросы. Сигналом того, что вам врут, может быть отшучивание, частое покашливание, необусловленное изменение интонаций и скорости речи. Это происходит потому, что лжец сосредотачивается на выдумке и мало контролирует себя. Кроме того, он может забыть о том, что именно сказал и начнет тянуть время или пытаться вас отвлечь.

Наблюдайте за сигналами, которые вам подает тело собеседника. Признаки лжи – барьеры, которые он ставит между вами. Такими барьерами могут быть руки в области носа и рта при частом зевании, кашле и т.д. Если при вопросе человек отстраняется назад – его тело выдает желание уйти. Об этом же говорят и переминания с ноги на ногу. Ложь также выдает явная несогласованность речи и жестов. Если человек говорит «направо», а показывает налево, и излишне жестикулирует, то, скорее всего, он лжет.

Следите за эмоциями собеседника. В случае если человек врет, его эмоции проявляются неадекватно – слишком рано или поздно. Это происходит из-за того, что лжец плохо следит за ходом беседы. Чрезмерные удивление, радость также должны вызвать подозрения – скорее всего они фальшивые.

Спровоцируйте собеседника. Лжец всегда выдаст себя тем, что при резкой смене темы разговора испытает облегчение, а не удивление. Искренний человек всегда попытается вернуться к незавершенной теме. Попробуйте неявно показать свои сомнения по поводу правдивости рассказа. Лжец в такой ситуации смутится, а правдивый собеседник – разозлится, нахмурится.

Наблюдайте за движениями глаз собеседника. Если он смотрит вверх и влево относительно вас, то он конструирует, придумывает картинку. Если он смотрит вверх и направо – то он обращается к визуальной памяти, т.е. вспоминает реальное событие. Глядя влево относительно вас, человек придумывает, направо – вспоминает то, что он

Линников Александр

Скачать:

Предварительный просмотр:

ЗАЧЕМ НУЖНА ЛОГИКА, ЕСЛИ ЕСТЬ ФИЗИКА

Линников Александр Олегович, ученик 10 «Б» класса МБОУ СОШ №1 им. Колесника А.С.
ст. Отрадной, Отрадненского района

Этот афоризм принадлежит неизвестному автору, но он мог бы принадлежать многим великим физикам, изменившим представление о современной науке.

Рассмотрим знаменитые философские задачи Зенона.

Ахиллес бежит в десять раз быстрее, чем черепаха, и находится позади неё на расстоянии в тысячу шагов. Когда он догонит черепаху?

Предложенное решение с точки зрения логики и философии достаточно неубедительное: За то время, за которое Ахиллес пробежит это расстояние, черепаха в ту же сторону проползёт сто шагов. Когда Ахиллес пробежит сто шагов, черепаха проползёт ещё десять шагов, и так далее. Процесс будет продолжаться до бесконечности, Ахиллес так никогда и не догонит черепаху.

С точки зрения физики всё решается довольно просто. Для этого достаточно воспользоваться простыми формулами кинематики.

Рис. 1. Решение задачи про Ахиллеса и черепаху с точки зрения физики

То есть время встречи вычислить достаточно просто, зная только физические величины.

Вторая задача касается летящей стрелы.

Летящая стрела н еподвижна, так как в каждый момент времени она занимает равное себе положение, то есть покоится; поскольку она покоится в каждый момент времени, то она покоится во все моменты времени, то есть не существует момента времени, в котором стрела совершает движение.

Логика философского решения затруднительна.

Физика объясняет эту задачу с точки зрения относительности движения. Действительно, если рассматривать систему отсчета, связанную только со стрелой, можно согласиться с философами. Но, гораздо чаще физика рассматривает неподвижную систему, связанную с землей. В этой системе стрела подвижна, и можно вычислить ее скорость, ускорение, перемещение, понять, попадет ли она в цель. То есть решить определенные жизненные задачи.

Интересны физические парадоксы. К ним относится гидростатический парадокс. В 1648 г. парадокс продемонстрировал Блез Паскаль . Он вставил в закрытую бочку, наполненную водой, узкую трубку и, поднявшись на балкон второго этажа, влил в эту трубку кружку воды. Из-за малой толщины трубки вода в ней поднялась до большой высоты, и давление в бочке увеличилось настолько, что крепления бочки не выдержали, и она треснула.

С точки зрения логики ну никак не могла кружка воды разорвать бочку, слишком мал вес этой воды. Но физика легко доказывает, что давление на дно и стенки сосуда не зависит от массы жидкости, а зависит только от высоты столба этой жидкости. То есть подъем на 3 метра вверх приводит к увеличению давления в 3 раза. А это значительная величина.

И уж совсем никакой логике не поддается так называемый эффект Мпемба. В 1963 году танганьикский школьник Эрасто Мпемба заинтересовался причинами того, что горячая смесь мороженого замерзает быстрее, чем холодная. Он обратился за разъяснениями к учителю физики, но тот лишь посмеялся над учеником, сказав следующее: «Это не всемирная физика , а физика Мпембы».

Этот же вопрос Мпемба задал приехавшему в школу Деннису Осборну, профессору физики. Проведенная экспериментальная проверка подтвердила наличие эффекта, но не дала его объяснения. В 1969 году в журнале « Physics Education » вышла совместная статья Мпембы и Осборна, описывающая эффект. В том же году Джордж Келл из канадского Национального исследовательского совета опубликовал статью с описанием явления в « American Journal of Physics ».

Есть несколько вариантов объяснения этого парадокса:

  1. Горячая вода быстрее испаряется из контейнера, уменьшая тем самым свой объём , а меньший объём воды с той же температурой замерзает быстрее. В герметичных контейнерах холодная вода должна замерзать быстрее.
  1. Наличие снеговой подкладки в морозильной камере холодильника . Контейнер с горячей водой протаивает под собой снег, улучшая тем самым тепловой контакт со стенкой морозильника. Контейнер с холодной водой не протаивает под собой снег . При отсутствии снеговой подкладки контейнер с холодной водой должен замерзать быстрее.
  1. Холодная вода начинает замерзать сверху, ухудшая тем самым процессы теплоизлучения и конвекции , а значит и убыли тепла, тогда как горячая вода начинает замерзать снизу. При дополнительном механическом перемешивании воды в контейнерах холодная вода должна замерзать быстрее.
  1. Наличие центров кристаллизации в охлаждаемой воде - растворенных в ней веществ. При малом количестве таких центров превращение воды в лед затруднено и возможно даже ее переохлаждение, когда она остается в жидком состоянии, имея минусовую температуру. При одинаковом составе и концентрации растворов холодная вода должна замерзать быстрее.

Но однозначного ответа на вопрос - какие из них обеспечивают стопроцентное воспроизводство эффекта Мпембы - так и не было получено.

То есть здесь тоже логика оказалась бессильна, зато такие методы физики, как наблюдения и эксперименты оказались на высоте.

Перейдем к современному образованию.

Логика была обязательным предметам в гимназиях и университетах дореволюционной России. В нашей стране издавалось тогда много учебников по логике и книг по проблемам законов и форм мышления.

Все выдающиеся и великие люди России изучали логику и в совершенстве владели ею. Больше двухсот лет тому назад М.В. Ломоносов в своей книге "Краткое руководство к красноречию" блестяще доказал, что ключ к ораторскому красноречию следует искать в логике. Великий русский педагог К.Д. Ушинский совершенно справедливо основания разумной речи видел в верном логическом мышлении, а великий русский ученый К. Тимирязев считал непременной обязанностью каждого гражданина развивать в себе способность к логическому мышлению.

Основы логики разработал Аристотель. Логика - единственная наука, которую преподают 2300 лет. Естественно, что и в России ее преподавали с давних времен. Большевики пришли к власти в конце 1917 года и уже в 1918 году запретили преподавать логику в школе и в высших учебных заведениях.

После Великой Отечественной войны, в 1946 году, Сталин ввел преподавание логики в средней школе. После войны Сталин, вероятно, стал доверять российскому народу, считая, что народ не направит против коммунистов «теоретическое оружие». Однако при Хрущеве началась очередная борьба с перегрузкой учащихся: логику как учебный предмет опять запретили, но оставили в качестве фрагмента в курсе психологии. А затем и психологию выбросили из школьной программы. В настоящее время логика не является обязательным предметом в школе.

То есть можно сделать вывод: в современном образовании логики нет!

В проекте реформы образования «Наша новая школа» рассматриваются вопросы перегрузки учеников «ненужными науками». По новым Федеральным государственным образовательным стандартам в старшей школе, то есть в 10-11 классах физика не является обязательным предметом для изучения. То есть физики в современном образовании тоже не будет.

НЕТ НИ ФИЗИКИ, НИ ЛОГИКИ!

Использованная литература:

  1. Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС).
  2. Проект «Наша новая школа»
  3. Материалы электронной энциклопедии Wikipedia.org

«Все гусеницы едят капусту. Все мои друзья едят капусту. Следовательно, все мои друзья – гусеницы». Что в этом умозаключении не так? Об этом и не только рассказывает Дмитрий Гусев, доктор философских наук, профессор МПГУ, РАНХиГС, Московского университета им. С. Ю. Витте.

Здравствуйте, уважаемые зрители и слушатели. Меня зовут Дмитрий Гусев. Я - преподаватель Московского государственного педагогического университета (МПГУ), РАНХиГС и Московского университета им. С. Ю. Витте.

Расшифровка:

Мы начинаем нашу лекцию, тема которой - «Когда дважды два - не четыре, а лжец говорит правду, или Зачем нам изучать логику». Есть три формы мышления, в философии это называется три уровня рационального познания мира, три ступени рационального познания. В логике - три формы мышления: понятие, суждение и умозаключение. Вот они, три формы мышления.

Что такое понятие? Понятие - это форма мышления, которая отражает или представляет объект окружающего мира или его признак. Это то, что в языке у нас представлено словом или словосочетанием. В окружающем нас мире есть огромное количество объектов и признаков объектов, а мы каждый признак как-то именуем, как-то называем. Мы говорим: вот это рыба, это учебник, это белизна, это мужество, это космонавт, это планета. Вот это все: человек, космонавт, планета, мужество, учебник, белизна - это все примеры понятий. Понятия - имена вещей окружающего нас мира или имена признаков окружающего нас мира. Это что такое понятие. Понятие - как бы логический атом. Понятие лежит в основе мышления. Иногда говорят: мышление человека понятийное, то есть основанное на этих понятиях.

Если несколько понятий соединить между собой, из них получится суждение. Суждение - вторая форма мышления. Возьмем два понятия. Понятие «карась» и понятие «рыба». Соединим их между собой: все караси являются рыбами. Вот это уже суждение. Можно по-другому соединить: некоторые рыбы являются карасями. Это другой пример соединения. И вот это: все караси являются рыбами, некоторые люди - спортсмены, все планеты - не звезды, - вот это примеры суждений. Суждение - вторая форма мышления.

И, наконец, если несколько суждений между собой соединить так, чтобы из исходных суждений вытекало новое суждение, это будет называться умозаключение. Пример умозаключения - это то, что мы с вами уже сегодня рассмотрели. Первое суждение: все планеты движутся, второе: Земля - это планета, следовательно, Земля движется. Это все, вместе взятое, называется умозаключение. Или помните второй пример? Все дети обладают мышлением, взрослые - не дети, значит, они не обладают мышлением. То есть в умозаключении вывод может из посылок вытекать как истинный, так и ложный.

Итак, три формы мышления: понятие, суждение и умозаключение. Логика - наука о формах и о законах правильного мышления. А что такое законы мышления? Законы мышления - это такие принципы или правила, причем объективные… вот тут важно подчеркнуть: что значит - объективные? Объективные - значит, сами по себе существующие, от нас не зависящие. Наше мышление так устроено, что оно протекает в соответствии с этими законами, с этими принципами, с этими требованиями. Законы логики объективны в том смысле, что они не зависят ни от пола, ни от возраста, ни от исторической эпохи, ни даже от уровня образования. Откуда они берутся, эти законы, эти принципы мышления? Никто не знает. Тут могут быть разные варианты. То ли закладываются в сознание человека самим Богом, чтобы человек мыслил по этим законам и в соответствии с ними. То ли они формируются стихийно в процессе эволюции, но это уже вопрос другой. Главное, что есть эти принципы, эти законы, по которым протекает человеческое мышление. И что интересно, человек, который даже логику не изучал, который с ней не знаком, все равно в целом стихийно эти законы соблюдает. Это называется интуитивная логика, которой все мы владеем задолго до того, как идем в школу учиться. Давайте приведем какой-нибудь пример. Допустим, вот такая ситуация:

Что делаешь, когда долго заснуть не можешь?

Как что, я обычно считаю.

О, считаешь, здорово, до скольких считаешь?

До трех.

До трех? Так мало?

Не, иногда я и до полчетвертого считаю!

Обратите внимание, любой человек, независимо от пола, возраста, национальности, что скажет? Почему получилась нелепая ситуация? Почему получился комический эффект? Потому что здесь любой человек что скажет? Разный смысл вкладывают в одни и те же слова, правильно? Если говорить языком логики, в этом примере был нарушен первый закон логики - закон тождества. Человек может не знать про закон тождества, не знать, как он нарушается, но, когда он нарушается, он это чувствует. Он это видит мысленным каким-то взором. О чем это говорит? О том, что он уже этим законом пользуется. Уже этот принцип мышления как бы вмонтирован в его мышление каким-то образом с незапамятных времен, и вот - срабатывает в нем.

Или, например, вам скажут: «Поедем завтра вечером на рассвете». Вы скажете: «Как это?» А вот так - поедем завтра вечером на рассвете. Он был молодой человек преклонного возраста. «Дело было в январе - пятого апреля, Жарко было на дворе - мы окоченели». «Жив, здоров, лежу в больнице, Сыт по горло, есть хочу. Приезжайте ко мне в гости - Я вас видеть не хочу». Вы скажете: «Так, ну такого не может быть. Если он молодой, то он не старый, если вечером, то точно не на рассвете». И когда вы так говорите, вы стихийно соблюдаете второй закон логики - закон противоречия. Указываете на его нарушение. Допустим, не знаем об этом законе, но когда он нарушается, говорим: да, вот действительно, что-то здесь не то.

А вот например такая ситуация:

С чего ты это взял?

Товарищ рассказал.

А вдруг он тебя обманывает?

Да он не может меня обманывать! Какой смысл ему меня обманывать?

Слышали, да? Он мне это рассказал, какой смысл меня обманывать. Я в Интернете прочитал, значит, это правда, в этом невозможно усомниться. Раз так там написали, значит, так и есть на самом деле. Вы говорите: ну не факт, не обязательно, из того, что там так написали, не следует, что так на самом деле. Мало ли что можно там написать, мало ли что тебе товарищ сказал. Когда мы так говорим, мы стихийно соблюдаем четвертый закон логики - закон достаточного основания. Не зная об этом законе, тем не менее пользуемся им - на интуитивном уровне.

А вот очень хороший пример. Всем знакомо такое явление, как составление классификаций. Что такое составление классификаций? Это деление какого-то одного объема на какие-то новые объемы. Например, люди бывают мужчинами и женщинами. Это высказывание - это простая, примитивная, но уже классификация. Или: учебные заведения делятся на начальные, средние, высшие. Вот это уже классификация. Вот кто-то скажет: «Люди бывают мужчинами, женщинами, неграми и учителями». Вы скажете: «Так, что-то тут не то». А почему не то? Люди бывают мужчинами? Да. Женщинами? Да. Неграми? Да. А учителями? Тоже. Вы скажете: «Ну не только же ими». Хорошо, не только, поправимся: люди делятся на мужчин, женщин, негров, учителей и так далее. И других людей. Всё! Вроде бы как теперь классификация полная. Вы говорите: «Опять неправильно». Почему неправильно? Вы скажете: «Ну потому что здесь вы в кучу смешали пол, расу и профессию». Я вас спрошу: «А что, нельзя смешивать?» Вы скажете: «Нельзя». Вопрос: почему нельзя? Кто сказал, что нельзя? Где мы это проходили, что нельзя? Мы в школе точно проходили: на ноль делить нельзя. Помните? «Не» с глаголом писать слитно нельзя. А в какой это науке было, что нельзя при классификации смешивать признаки и говорить, что люди бывают мужчинами, женщинами, неграми и учителями? Этого не было нигде. Этому нас никто не учил. Но мы точно знаем, что нельзя. На самом деле в примере, который прозвучал, была допущена ошибка - подмена основания в делении понятия. Но не каждый же человек знает, что это подмена основания в делении понятия? Он может не знать про эту ошибку, не знать про это правило, не знать про это деление понятия, объем понятия, содержание понятия, но когда ошибка эта возникает в каких-то эпизодах мышления речи, он это чувствует. О чем это говорит? О наличии у нас той самой интуитивной логики.

Итак, законы логики - объективные правила или принципы, не зависящие ни от каких наших субъективных особенностей, соблюдение которых в мышлении речи позволяет нам из истинных суждений выводить всегда истинные выводы, не зависимые от содержания.

А теперь расскажем немножко о том, что такое закон логики, который называется закон тождества. Это первый закон логики. С моей точки зрения, это главный закон логики. Я даже думаю, что не исключено, что остальные законы логики можно вывести из этого самого закона тождества. Мысль, конечно, спорная, но кто знает.

Закон тождества - это, иначе говоря, закон чего? Равенства. Тождество - это равенство, правильно? И звучит закон тождества так: любая мысль должна быть тождественна самой себе. А как понимать: тождественна - себе? Очень просто. Она должна быть ясной, определенной, однозначной, недвусмысленной. В рассуждении нельзя подменять и путать понятия, в рассуждении нельзя уклоняться от темы, нельзя употреблять одни и те же слова в разных смыслах или вкладывать один и тот же смысл в разные слова. Иначе говоря, по закону тождества равное должно быть равным, а неравное должно быть неравным.

Давайте приведем простой пример, который покажет нам, что такое закон тождества.

Возьмем простое высказывание: «Ученики прослушали учителя». Вот такое высказывание, вот такое суждение. Если ничего не добавить к этому высказыванию, если не сделать никаких дополнительных комментариев, найдется ли на свете такой человек, который точно скажет, о чем идет речь в этой фразе. Вообще никто сказать не может. А почему? Потому что если никаких дополнительных комментариев не сделать, то получается, что речь идет то ли о том, что ученики всё слышали, то ли о том, что ничего не слышали. Высказывание одно, возможных смыслов минимум два. Я, кстати, в своей практике многолетней преподавательской этот пример приводил студентам. И говорил: «Вот смотрите, ученики прослушали объяснение учителя: одна фраза - два разных смысла». Мне как-то студенты сказали: «Почему два?» Они же могли его вот так прослушать - фонендоскопом. Доктор прослушивает больного. Да. Они могли устройство установить у учителя в кабинете прослушивающее и так его еще прослушать. Получилось уже четыре смысла. Ну, как минимум - их два. Итак, что получилось: одно высказывание, смыслов возможных два. Один не равно двум. Тут очень простое объяснение закона тождества. Один не равно двум, «равно» зачеркнуто, отсутствие тождества. Нетождественность, неравенство одного другому. Вот нарушение закона тождества.

«Из-за рассеяности шахматист часто терял очки на турнирах». Если ничего не добавить к этому высказыванию, сможет кто-нибудь сказать, о чем идет речь в этой фразе? Тоже нет. То ли вот такие очки, которые на носу мы носим, то ли спортивные баллы. Опять: одна фраза - два смысла, закон тождества нарушается. Можно сказать иначе. «Ученики всё слышали» - первое. Второе - «Ученики ничего не слышали». Эти две ситуации друг другу тождественны? Они друг другу не тождественны. Потому что «всё слышали» и «ничего не слышали» - это разные вещи. Но фраза-то была одна. Поэтому что получается? Нетождественное как бы незаметно отождествляется. Или неравное незаметно уравнивается. Нарушается закон тождества. В результате нарушения закона тождества появляется какое суждение? Неясное суждение. «Ученики прослушали учителя». Неясное суждение.

Но неясное суждение - это еще не самые страшные или, можно сказать, плохие последствия нарушения закона тождества. На нарушении закона тождества строятся такие знаменитые логические явления, как софизмы. Знаменитое слово греческое, не только в логике, в культуре… Что такое софизмы? Мы с вами знаем, что софизмы - это интеллектуальные фокусы, уловки. Само слово «софизм» с греческого переводится как уловка, подвох. Софизм - это внешнее правильное доказательство какой-то ложной мысли с помощью преднамеренного нарушения законов логики. Уточним: с помощью нарушения закона тождества. Любой софизм построен на нарушении закона тождества.

И вот теперь - как строится любой софизм? Каким образом? Какова анатомия софизма? Анатомия очень простая. Берутся две ситуации - нетождественные, заведомо нетождественные. И рассуждение строится так, что в рассуждении они незаметно отождествляются. Что-то нетождественное отождествляется. Что-то неравное уравнивается. Что-то не одно и то же представляется как одно и то же. Вот очень простой пример. Три и четыре - разные числа? Да. Три и четыре - это семь? Значит, семь - разные числа. Логично, хочется сказать. По крайней мере, внешне рассуждение выглядит правдоподобным, вроде бы как правильным. Три и четыре - это же два разных числа. А три и четыре - это семь. Кстати, союз «и» мы обычно всегда употребляем, когда речь идет про сложение. Правильно? Два и три - это восемь. Мы же не говорим: два или три - это восемь. Два и три - это восемь. Три и четыре - это два разных числа. Три и четыре - семь. Значит, семь - это два разных числа. Что произошло? Берется первое - простое перечисление натуральных чисел, это первая часть нашего рассуждения. «Три и четыре - это два разных числа» - простое перечисление чисел. И дальше берется второе - сложение чисел. «Три и четыре - это семь». Вторая часть фразы - сложение чисел. А теперь: простое перечисление чисел и сложение чисел - одно и то же? Не одно и то же. А мы это не одно и то же представили как одно и то же. Мы разное представили как одинаковое. Мы нетождественное незаметно отождествили. О чем говорит закон тождества? Равное должно быть равным. А неравное должно быть неравным. В нашем примере неравное было равным. И вот получилась видимость правильного доказательства ложной мысли.

Еще очень хороший пример. Ребенка спросили: «Скажи, пожалуйста, сколько лет твоему отцу?» Он сказал: «Моему отцу столько же, сколько и мне». - «Как такое возможно?» - «Судите сами: мой отец стал моим отцом только когда? Только тогда, когда я родился. Правильно? До моего рождения он же не был моим отцом? Не был. Значит, сколько лет моему отцу? - Столько же, сколько мне». Логично, нет? Конечно, логично. Что произошло? Здесь некое «а» - здесь некое «б». Здесь возраст человека, а здесь, как вы догадываетесь, стаж отцовства. Так сформулируем это второе. Возраст человека и стаж отцовства - одно и то же? Не одно и то же. Нетождественные объекты? Нетождественные. А представлены в рассуждении как какие? Как тождественные. Нетождественное в рассуждении незаметно отождествляется. И получается видимость правильного доказательства ложной мысли. Получается софизм. Вот еще один пример.

А вот очень хороший софизм, который звучит так. Помните из курса физики: все тела при нагревании расширяются, а при охлаждении сжимаются. Что такое лед? Лед - это вода замерзшая, значит, сжавшаяся. Ну а раз она сжавшаяся, значит, плотность льда больше, чем плотность воды. Раз сжавшаяся вода. Но раз плотность льда больше, чем плотность воды, то любой кусочек льда, образовавшись на поверхности воды, должен немедленно в ней тонуть. Мы помним из курса физики: если плотность больше - значит, сразу тонет. Но если плотность меньше, то плавает, вернее, на поверхности находится. Кусочек льда немедленно должен тонуть. Но тогда водоемы в принципе не должны замерзать. Ледяной покров должен образовываться над самым дном водоема, но не сверху. А они почему-то замерзают. Как же так? Что же это такое? Почему так получается? Это рассуждение с подвохом, разумеется. Рассуждение софистическое. Но тем не менее внешне оно выглядит вполне правдоподобно. А если мы подпрыгнем, как стоим в комнате, так и подпрыгнем, оттолкнувшись двумя ногами от пола, мы приземлимся примерно в ту же точку, от которой оттолкнулись. В ту же самую. Но если мы подпрыгнем в вагоне быстро движущегося поезда, то за время, пока мы будем находиться в воздухе, пусть там за какие-то полсекунды, полвагона успеет немножко уйти вперед, он же движется. И мы приземлимся не в ту точку, от которой оттолкнулись, а немножко позади нее. Еще раз подпрыгнем, еще немножко дальше приземлимся. Поэтому, если мы находимся в вагоне быстродвижущегося поезда, нам совсем не надо из конца в конец вагона ходить, нам достаточно попрыгать на месте, пока нас не снесет в нужную сторону. Ну так получается. Вы скажете: «Нет, там нужно ходить точно так же». - «Как? Точно так же ходить, как в этой комнате?» Мы едем в вагоне, поезд движется со скоростью 300 км/ч. И нужно туда-сюда ходить так же, как в этой комнате? Эта комната, получается, тождественна этому поезду, который движется с такой скоростью, но нет же ведь! Она же неподвижна. А там движется. Или он тогда неподвижен? Что-то не складывается. Ну, по крайней мере, тоже хороший пример.

А помните, Земля движется вокруг своей оси? Длина экватора - 40 тысяч километров примерно. Оборот вокруг оси за 24 часа. Поделим 40 тысяч на 24 часа. У нас получится скорость 1600 километров в час. Пока никакого подвоха нет. Каждая точка земного экватора движется вокруг земной оси со скоростью 1600 километров в час примерно. Теперь на экваторе проложен рельсовый путь. По экватору поезд едет по этим рельсам. Поезд только едет в сторону, противоположную вращению Земли. Земля вращается в одну, а поезд - в другую. Значит, этому поезду, чтобы прибыть к месту назначения, нужно двигаться со скоростью больше, чем 1600 километров в час, иначе его будет сносить постоянно туда, в сторону вращения Земли. Поэтому на экваторе нет железных дорог. И поезда там не ходят.

Или второй вариант. Поэтому на экваторе ходят такие суперпоезда, которые развивают гораздо большую скорость.

Понятно, что и первое - чушь, и второе - чушь, но тем не менее… Вопрос какой-то, проблема какая-то есть. Это тоже всё софистические рассуждения. Итак, софизмы - это такие рассуждения, в которых преднамеренно нарушается закон тождества, и рассуждение внешне выглядят правильно, хотя мысль в нем доказывается ложная.

Но это первая разновидность софизмов. Вторая разновидность - это софистические задачи. Софистические задачи, загадки различные, головоломки и так далее. Есть просто задачи, которые нужно решать, а есть задачи софистические, когда решать ничего не надо, а надо как бы разоблачить условия или показать, где здесь был подвох. Вот самый простой пример давайте приведем. Задача такая: этим заканчивается и день, и ночь. Что это такое? Начинаешь ломать голову. А что это такое? И день, и ночь этим заканчивается… Отдыхом, сном? Закатом, рассветом? Учебой, похмельем? Чем заканчивается? И когда мы слышим ответ, мы испытываем дискомфорт, удивление какое-то, может быть, даже недоумение. Мягкий знак! А попробуйте сказать, что не заканчивается этим и день, и ночь! Этот дискомфорт внутренний, который возникает в ряде вопросов, загадок, задач, он опять говорит, что в нас опять работает интуитивная логика. Мы не знаем про закон тождества и софизмы, но когда этот происходит, мы это чувствуем. Правильно? Итак, что произошло? Берется реальное время суток и берется слово. Время суток и слово. Тождественны объекты? Не тождественны. Они незаметно отождествляются и получается видимость какой-то хитроумной задачи. Или какого-то хитрого вопроса.

Помните знаменитые с детства вопросы? Почему люди ходят в сапогах? По земле. На балконе ходят? Если балкон не в аварийном состоянии, то, конечно, ходят. А на самом деле: на бал кони не ходят, кто ж коней пустит на бал. На бал кони точно не ходят. Мы скажем: это же игра слов. Правильно. На уровне повседневного мышления - игра слов, подмена понятий. В логике - нарушение закона тождества. Потому что мы берем две ситуации нетождественные и незаметно их отождествляем. Вот еще хорошая задача: как разделить 12, чтобы получилось 7 без остатка. Это задача даже из учебника - по математике, для третьего класса. Но задача софистическая, которая помещена в раздел обычных задач. Там не никаких комментариев, что она особенная задача. Ее нельзя решать традиционно. Как 12 разделить, чтобы получилось 7 без остатка? Ребенок честно пишет: 12 разделить на икс, равно семь. Дальше: икс равно 12 разделить на 7. Так? Говорит: ну вот не решается задача. Оказывается, составители учебника вот что имели в виду: нужно 12 вот так начертить - XII римскими. И проводится горизонтальная линия. Делится XII римскими пополам. И сверху образуется римская цифра семь. И без остатка. Но это софистическая задача! Почему? Потому что человек начал решать ее математически, составляя уравнение, а она решалась графически. Математическое решение и графическое нетождественны друг другу, нетождественны. Отождествили нетождественное. Получилось что? Видимость правильного доказательства, ложной мысли. Вторая разновидность софизмов - это софистические задачи.

Третья разновидность софизмов - это комические ситуации. Авторы литературных произведений иногда преднамеренно нарушают законы тождества в своих произведениях, чтобы придать повествованию некую комичность. Помните знаменитого Ноздрева из «Мертвых душ». Автор говорит: «Ноздрев был… исторический человек». Помните? Исторический человек. Мы начинаем думать: выдающийся, знаменитый, историческая личность. Полководец, император. А дальше: где бы он ни появлялся, с ним всегда случалась какая-нибудь история. Скандальная история. Мы видим одно слово или одно понятие, которое используется в разных смыслах, нетождественное отождествляется. И возникает видимость чего? Комического эффекта. Достоевский, роман «Бесы»: «Липутин держал всю свою семью в Божьем страхе и взаперти». Впоследствии Степан Трофимович Верховенский стал впадать не только в гражданскую скорбь, он еще впадал периодически в шампанское. Он впадал в гражданскую скорбь и в шампанское. Юлия Михайловна должна была встать со своего ложа в негодовании в бигудях. Этот тоже нарушение закона тождества, которое преднамеренно использует автор для предания комического характера повествованию.

Ну и, наконец, известные комические ситуации, которые мы с вами сегодня рассматривали. Помните? «Ты что делаешь, когда долго заснуть не можешь?» - «Я считаю». - «До скольки?» - «Ну как - до трех». - «Что так мало?» - «Ну, бывает, до четырех часов считаю». Понимаете, о чем идет речь? Нарушение закона тождества. Почему человек открывает йогурт прямо в магазине? Потому что на упаковке написано «Открывать здесь». Ну как - написано и открываю. Все пооткрывал. Менеджер подходит, говорит: «Вы что наделали?» - «Как - что я наделал? Написано: открыть здесь - я здесь и открыл». И не придерешься, кстати говоря. Если даже меня привлекут к ответственности административной, еще не факт, что я не смогу отстоять свой интерес в суде. И тогда производителю или менеджеру магазина придется писать, что имеется в виду. А почему человек выпил и пищит? Выпивает таблетку и пищит. Потому что написано: «После приема пищи». Вот я и пищу. Перед «пищи» никакой знак препинания не ставится. После приема - пищи, сказано - я и пищу. Нормально же?

«Почему вы называете этот хор смешанным? Ведь в нем одни женщины». - «Ну да, только одни из них умеют петь, а другие не умеют, поэтому хор смешанный».

«У вас в гостинице есть тихие номера?» - «У нас все номера тихие, только жильцы бывают шумные».

«Ты умеешь нырять?» - «Умею нырять». - «А под водой долго сидишь?» - «Пока кто-нибудь не вытащит, сижу».

«А он на чем сюда приехал?» - «На BMW, он на “мерседесе”, а он - на электричке». - «Он что, бедный, что ли, чтобы на электричке ездить?» - «Он не бедный, но ему родители сказали: нечего к роскоши привыкать, пусть, как все обычные люди, поездит на электричке. Ну, и купили ему электричку».

А вот смотрите - строчка из объявления о знакомстве: «А еще я увлекаюсь фотографией. Только мама ее все время куда-то прячет». Это вот еще одна комическая ситуация. Итак, комические ситуации эти тоже основаны на нарушении закона тождества. Каким образом? Берутся вещи нетождественные, незаметно отождествляются.

И, наконец, не только неясное суждение, не только софистические задачи, не только комические ситуации, но и многие фокусы тоже основаны на нарушении закона тождества. Потому что тот, кто производит фокус, он знает, как это делается, тот, кто смотрит, он не знает, как это делается. Знание нетождественно незнанию, и вот из этой не тождественности, как раз и возникает эффект чего-то необычного, чего-то удивительного. Как это он это делает, интересное дело. Кстати говоря, всем знаком такой фокус интеллектуальный про отгадывание чисел? Детский такой, но тем не менее. Задумай число, сделай такие-то действия, а потом я скажу, какой результат. Все знают, на чем он основан или нет? Задумайте число не очень большое, какое-нибудь, чтобы просто было считать, производить с ним манипуляции. И прибавьте к нему 6. Потом отнимите от этого два. Потом к этому прибавьте 8. И к этому 4. Потом от этого отнимите задуманное. То, что получилось, разделите на два. Отнимите от этого три. У вас получилось пять. А как так получилось? Я говорил: задумайте число. А потом где-то в середине прозвучало: отнимите задуманное. То есть число, которое задумал человек, - это икс, потом этот икс вы отняли. Х минус х сколько будет? Будет ноль. А все остальное, что вы делали от и до, все вам уже известно. Но - человек может этого не знать, и ему может показаться: ничего себе, как это он так? А теперь смотрите, если у вас есть под рукой калькулятор, телефон, я даже вас сейчас об этом попрошу. Напишите там трехзначное число. Любое. 357. И запишите его вправо, просто без знаков препинания, чтобы получилось шестизначное. 357 357. Чтобы получилось число такого вида. Я не знаю, какое число вы записали. Но я говорю: «Если это число шестизначное, которое вы сейчас записали, вы разделите на 11, то я могу гарантировать, что деление будет без остатка». А вы можете сказать: «Как вы можете гарантировать, вы же не знаете, какое число…» Не знаю. Но точно у всех без остатка. А теперь то, что осталось, разделите на 7 и деление тоже будет без остатка. И это можно гарантировать. Без остатка? А теперь то, что получилось, разделите на 13. И деление не только будет без остатка, но вы получите то, что было задумано. Правильно? Получилось? Как он это делает? Что это такое? Почему так получается? Давайте раскроем секрет этого фокуса. Этот фокус называется «число Шахерезады». Число Шахерезады - 1001. Произведение трех чисел… Помните, как Герман запоминал три карты - тройка, семерка, туз. Так запомните три числа: 7, 11, 13. Произведение трех чисел 7, 11, 13 дает в результате 1001. Любое трехзначное число, умноженное на 1001, дает число вида abc abc, если любое трехзначное число вы умножите на 1001, вы получите 357 357. Если это число вы разделите на 13, 11, 7, на 7, 11, 13, на 11, 7, 13… Неважно, в какой последовательности вы разделите его на эти множители, вы получите исходное. Вы понимаете? Можете запомнить эти три числа, потом даже в разных комбинациях предлагать собеседнику.

Вот, пожалуйста, мистическое, магическое число…

И это тоже нарушение закона тождества, потому что получается, что один знает, как это делается, другой не знает, как это делается. И вот на этом «знает» и «не знает», на этой нетождественности как раз и возникает эффект этого необычного.

Теперь давайте подведем итог. Итак, главный закон логики - закон тождества. Согласно закону тождества, любая мысль должна быть тождественна самой себе, равной самой себе, если она самой себе не равна, то возникают неясные суждения, возникают софизмы, возникают комические ситуации, софистические задачи и даже различного рода фокусы.

Итак, важное логическое явление - это софизмы, преднамеренные логические ошибки. Есть в логике ошибки непреднамеренные, которые допускаются по незнанию, по невнимательности. Они называются паралогизмы. И разница между софизмами и паралогизмами в том, что софизмы - ошибки умышленные, паралогизмы - неумышленные, непреднамеренные. А еще есть в логике такое удивительное явление, которое называется парадоксами. Но парадоксы - это уже совсем другое. А пока, поскольку тема нашей лекции была «Когда дважды два - не четыре», об этом-то ничего не было сказано в данном случае.

Возьмем спичку, сломаем ее пополам. А потом одну из этих половинок тоже сломаем пополам, понятно, что кусочков получится три. Но мы сделали два раза по два. В нашем эксперименте два раза по два сколько будет? Три. Дважды два - три. Понятно, что это софизм. Первая часть названия нашей лекции «Когда дважды два - не четыре», она посвящена тому, что такое софизмы. А три раза по два - сколько должно быть? Три раза по два должно быть шесть. Докажем, что не шесть, а как раз - четыре. Берем спичку ломаем пополам. Один раз два. Ломаем первую половинку. Второй раз два. Оставшуюся половинку ломаем. Третий раз два. Три раза по два - раз, два, три, четыре. Но это тоже софизм. Что здесь произошло? Операция деления по два и операция умножения на два - разные вещи? Разные вещи. А мы их незаметно отождествляем. И у нас получается видимость правильного доказательства ложной мысли. А если сформулировать этот парадокс на другом языке? Это называется метаязык. То есть выйти в метаязык и из этого языка рассматривать. Тогда там, получается, все вроде как решается. Но опять же, видите: если на другом языке сформулировать и потом между языками сделать перекличку - вот тогда получится. А если этого не делать? Если не делать - не получится. Это как один вариант. Вариантов существует очень много. Если их сейчас разбирать, то можно только запутаться. Но наша задача помнить, что парадокс - это именно логический тупик, а софизм - это подвох, это уловка. И любой софизм разоблачаем вот так: что с чем отождествляется, будучи нетождественным, правильно? Является эта ситуация софизмом или парадоксом? Давайте попробуем вместе ответить на этот вопрос. Это конкретная ситуация.

«Тогда назовем, когда будут все. А пока нет всех - нет толка. Но какие-то есть». Парадокс или софизм? Это ситуация, конечно, является софистической. Конечно, это такой логический фокус. Но в данном случае, что с чем отождествляется, будучи нетождественным? «Есть все» и «нет всех». А это некое Б, ситуации тождественные? Нетождественные, а представлены так, как будто они тождественные. То есть мы опять незаметно отождествляем что-то нетождественное. И нарушаем таким образом закон тождества. Кстати, закон тождества нарушается сплошь и рядом. Даже в нашей повседневной жизни.

Вы договорились встретиться с товарищем в три часа. А он пришел полчетвертого. И что такого - полчетвертого пришел. Вы договорились в три? В три. А он пришел полчетвертого. Полчетвертого - это три? Нет. Он нарушил закон тождества. Это нетождественные ситуации: три - это три, а полчетвертого - это полчетвертого. Он что-то кому-то пообещал - единица. Обещание не выполнил - ноль. Единица и ноль - знак равенства можно поставить? Нельзя. Обещал и выполнил. Единица и единица, закон тождества соблюден. Дальше. «Обещай мне это». - «Прости, не могу». Не могу обещать, я не обещал тебе - ноль, ну и не выполнял то, что не обещал, - тоже ноль. Ноль и ноль - закон тождества выполнен? Выполнен. Когда договорились в три, а я пришел полчетвертого… Причем, как я пришел полчетвертого? Мне говорят: «А почему ты полчетвертого пришел?» А я говорю: «Так получилось». Обратите внимание. Всем знакомая фраза? Так получилось. Я не говорю: прости, форс-мажор, меня остановили полицейские, я сломал ногу… У меня так получилось! А когда вы спрашиваете: «А как у тебя так получилось?», я что отвечаю? «А я не знаю, как так у меня получилось, я ничего не могу с собой сделать». Вот, пожалуйста. Вот после этого и попробуйте говорить, что человек -это звучит гордо. Ничего себе гордо. Я, взрослый адекватный человек, говорю: «Так у меня получилось». Причем я все рассчитал: во сколько выйти, сколько ехать - и я опять опоздал. Ну чего такое? Так получилось. Я твердо решил: завтра точно не опаздываю. И точно мне нужно было выйти без десяти, а я вышел через двадцать минут. Как так? А получилось. Чувствуете? Ничего себе «гордо звучит». Какая-то действительно родовая поврежденность, изначальная испорченность. Ну если бы я был ненормальный, нетрезвый… Но это же в здравом уме. В твердой памяти. Будучи взрослым человеком. Каждый день обещаю выйти вовремя и опять, и опять, и опять выхожу позже. Это какая-то заколдованность- это к вопросу о нашей природе. «Доброго, которого хочу, то не делаю, а злое, которого не хочу, то делаю». Помните? И ничего не могу с собой поделать. У меня так получается.

Проект осуществляется с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

Зачем нужна Логика? Зачем нужна математика - одно из самых явных проявлений логики? Все это нужно для помощи человеку в решении проблем и, как предполагается, опираясь на эти знания, мы сможем лучше разбираться в жизни.

Как Вы думаете, почему выпускник, скажем, текстильного техникума без проблем может разобраться и после этого достаточно квалифицированно работать, скажем, на электростанции, если его, практически, не обучали особенностям этой специальности? Почему иногда незнакомые люди с полуслова понимают друг друга, а иногда «бьются» над этим годами? Почему женщины плохо понимают мужчин, а мужчины - женщин?

Во всех перечисленных случаях причина одна - их Логика: если у людей совпадает способ рассуждений, они легко поймут друг друга (так же, как два выпускника совершено различных по профилю технических Вузов), а если способ рассуждений одного отличается от способа рассуждений другого - полное взаимопонимание невозможно.

Так что Логику можно назвать способом рассуждений. Есть стандартная логика, женская логика, ассоциативная логика и т.д. Способов рассуждений - множество, и, например, Вы, Читатель, пользуетесь лично Вашим способом рассуждений, Вашей Логикой.

Нас в ходе поисков Истин интересовал больше всего такой способ рассуждения, который бы БЕЗОШИБОЧНО предсказывал будущее в любой жизненной ситуации. Нас интересовал тот метод рассуждений, который бы работал без единой ошибки, без единого исключения и, в то же время, был бы достаточно простым для использования его в повседневной жизни при общении с людьми и прогнозировании их поведения и поступков. И мы нашли этот метод! Он изложен в этой книге и им «пропитана насквозь» каждая здесь написанная глава.

А теперь - краткий обзор того, что мы отбросили как «методы рассуждения, имеющие исключения» т.е. мы покажем Вам некоторые примеры Правд, которые не являются Истинами.

Вот пример математической логики: 0.5+0.5=1. Выражаясь обычным языком, если сложить две половины, к примеру, одного и того же вещества - получится одно целое. Действительно, если полведра риса прибавить к такому же его количеству - получится ровно ведро риса. Однако, если взять две половинки яблока и одну приложить к другой - мы не получим целое яблоко, получается все те же две его половинки. Т.е. этот вид Логики является Правдой, но никак не Истиной.

Ю.В. Ивлев в учебнике для Вузов «Логика» приводит пример исследований (с целью узнать - присуще ли людям от природы умение логически мыслить), в ходе которых крестьян спрашивали: «Вытекает ли из двух утверждений (и называли их) третье (о наличии в соседнем райцентре почтового отделения)»? Знаете, что отвечал крестьянин? «Чего не знаю, того не знаю. Я никогда там не был». Далее автор делает вывод: «Логическая культура современного грамотного человека выше логической культуры крестьян, о которых шла речь. Нам даже кажется странным непонимание таких простых рассуждений». Знаете, что самое удивительное? Крестьянин, отвечал на вопрос с позиции УВЕРЕННОСТИ! Ему предлагали сделать вывод из сказанных слов (говорили, что в каждом райцентре есть почтовое отделение) и спрашивали: «Есть ли в соседнем райцентре почтовое отделение?» И у крестьянина Действительное Намерение ошибаться (в отличие от ученых-логиков) оказалось равным нулю! Он не хотел смотреть на эту ситуацию ни с каких других точек зрения, кроме точки зрения УВЕРЕННОСТИ!

Вообще очень показательным является факт, что стандартная Логика изучает суждения, высказывания, утверждения - т.е. все те штучки, которые мы обозначили словом «Декларируемые». А ведь гораздо проще было бы сравнить утверждения с фактами - это гораздо быстрее и такой метод является действительно безошибочным!

В заключение можно сказать, что у представителей стандартной Логики кроме прочих Действительных Намерений есть следующее: «Запутаться самим в словах и постараться запутать окружающих».

Есть еще образцы «житейской» логики (не хочется писать с большой буквы это слово!) типа «ревнует - значит любит», «чем длинней нитка - тем ленивее швея» и т.д. и т.п. - целая тьма пословиц, поговорок и афоризмов. И некоторые люди строят свои жизни (это было бы смешным, если бы не было грустным!) на основе высказываний, среди которых полно лжи и правд. Да, полно Правд и лжи! Если Вас одолевают сомнения - возьмите любой сборник подобных высказываний и попробуйте найти там Истины (правила, не имеющие исключений)!

Есть также очень «замечательный» образец рассуждений у верующих, который построен на цитатах из священных книг, есть другие способы рассуждений - однако они тоже основываются на чьей-то информации, т.е. на ВЕРЕ.

Давайте дадим определение ЛОГИКИ.

ЛОГИКА - это способ рассуждений, включающий в себя определенные правила и принципы, применяющиеся для нахождения наилучшего способа действий и для решения возникающих в ходе жизни проблем.

Поспрашивайте людей вокруг о том, зачем они что-либо делают, как они понимают то или иное слово, и Вы сможете докопаться до правил, которыми пользуются люди в жизни и из которых состоит их Логика. Результаты, которые Вы получите, смогут ошеломить кого угодно, это будет что-то типа логики одной из опрошенных девушек: «Я ищу умного (!) мужчину, поэтому прежде всего смотрю на его обувь - если у него она начищена, значит (!) он хорошо относится к себе (!) и хорошо будет относиться к своей жене (!) - значит, он подходящая для меня кандидатура». Неудивительно, что эта девушка вместо взаимопонимания найдет в браке только «начищенные ботинки»! Кстати, а что Вы нашли в своем браке в результате использования Вашей Логики?



Есть Логика, пользуясь которой Вы никогда не попадете в неприятности. Вот ее определение.

БЕЗОШИБОЧНАЯ ЛОГИКА - логика, основанная на Истинах.

Та же девушка, пользуясь БЕЗОШИБОЧНОЙ ЛОГИКОЙ, не связывала бы свою жизнь с человеком, у которого самые важные для него Действительные Намерения отличаются от самых Важных для нее Действительных Намерений, т.к. она бы понимала, что жизнь супругов, чьи Действительные Намерения разные - это жизнь, состоящая из конфликтов, ссор и обид. Вот Вам пример Безошибочной Логики!

Только с помощью такой логики можно РЕШИТЬ (!) любую задачу в этой вселенной!

ИСТИНЫ, изложенные в этой книге, как раз и являются такими правилами, и они - прямо перед Вами! Неужели Вам кто-то может помешать ими пользоваться?