» »

Зачем берут благословение у батюшки. О священническом благословении

23.09.2019

Привычная картина наших дней — встреча архиерея (митрополита, Патриарха) с высокопоставленным лицом. Приветствия, улыбки, и президент (премьер-министр, спикер парламента) торжественно протягивает святителю свою десницу для рукопожатия...

А вот другая картина. Утреня. Священник, стоя на солее, возглашает: «Благословение Господне на вас» и осеняет прихожан крестным знамением. Бабушки-богомолки молитвенно складывают ладони и зачем-то прижимают их к груди, совершая неведомый ритуал.

И в первом, и во втором случае налицо явное непонимание того, как нужно относиться к священнослужителю и что такое священническое благословение. Всякий верующий человек считает непременным при встрече с батюшкой испросить у него пастырское благословение, но многие делают это неправильно. Разумеется, по такому вопросу нет строгих канонов, однако традиции Церкви и простой здравый смысл подсказывают, как нужно себя вести.

Благословение имеет много значений. Первое из них — приветствие. Поздороваться со священником за руку имеет право только равный ему по сану, все остальные, даже диаконы, при встрече с батюшкой благословляются у него. Для этого нужно ладони сложить вместе, правую поверх левой, чтобы принять в них благословляющую руку и облобызать ее в знак почтения к священному сану. И ни для чего более! Никакого таинственного значения сложение ладоней не имеет, благодать в них не «опускается», как учат некоторые старушки.

Благословиться у священника можно не только тогда, когда он в церковных одеждах, но и в гражданской одежде; не только в храме, но и на улице, в общественном месте. Не стоит, однако, подходить за благословением вне храма к необлаченному батюшке, который с вами не знаком.

Точно так же всякий мирянин прощается со священником. Если несколько иереев стоят рядом, а вы хотите благословиться у всех, то сначала нужно подойти к старшему по сану.

Второй смысл священнического благословения — это разрешение, дозволение, напутствие. Перед началом всякого ответственного дела, перед путешествием, а также в любых затруднительных обстоятельствах мы можем просить у священника совета и благословения и лобызать ему руку.

Наконец, существуют благословения в ходе церковной службы. Священник, произнося: «Мир всем», «Благословение Господне на вас», «Благодать Господа нашего...», осеняет молящихся крестным знамением. В ответ мы смиренно преклоняем головы, не складывая рук — ведь поцеловать благословляющую десницу невозможно. Если же священник осеняет нас священным предметом: Крестом, Евангелием, Чашей, иконой, мы сначала крестимся, а потом делаем поклон.

Не следует подходить под благословение в неурочные моменты: когда иерей причащает, проходит по храму с каждением, помазует елеем. Но можно сделать это по окончании исповеди и в конце Литургии, при целовании Креста. Злоупотреблять благословением, подходя к одному и тому же батюшке несколько раз в день, не стоит, чтобы не вводить его в искушение. Слова «благословите, батюшка» всегда должны звучать для мирянина радостно и торже-ственно, и не надо превращать их в поговорку.

Как правильно креститься

Перекрестись, сынок, - негромко сказала женщина средних лет стоявшему рядом с ней подростку, когда священник с амвона осенил молящихся Евангелием. И тот вместе с матерью чинно и неторопливо начал осенять себя крестным знамением. "Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа", - еле слышно шептали губы, а лицо мальчика приобрело при этом торжественно-благоговейное выражение.

Как отрадна такая картина! Но как, же часто, к сожалению, приходиться видеть иное - верующие люди, по многу лет ходящие в церковь, крестятся совершенно не правильно…

Один машет рукой вокруг себя, будто мух гоняет; другой сложил пальцы в щепотку, и кажется, что он не крестится, осыпает себя солью; третий - со всего размаху вбивает вбивает пальцы в лоб, словно гвозди. Что уж говорить о самой распространенной ошибке, когда руку не дотягивают до плеч, опуская где-то возле шеи. Этому невольно учат прихожан и некоторые батюшки, крестясь подобным образом.

Мелочь? Пустяки? Формальности? Нет, ни в коем случаи. Еще святитель Василий Великий писал: "В церкви все благообразно и по чину да бывает". Крестное знамение - видимое свидетельство нашей веры. Чтобы узнать, православный перед тобой или нет, надо просто попросить его перекрестится, а по тому, как он это сделает и сделает ли вообще, все станет ясно. Да и вспомним евангельское: "Верный в малом и во многом верен" (Лк. 16,10). Сила крестного знамения необычайно велика. Многократно в Житиях Святых встречаются рассказ о том, как бесовские чары рассеивались от не однократного изображения на человеке Креста. Потому те, кто небрежно, суетливо и не внимательно крестится, попросту радует бесов.

В начале сложенные персты поставляются на лоб, для освящения ума; затем на чрево, в область солнечного сплетения - для освящения чувств; после этого - на правое, а за тем - на левое плече, освящая телесные силы. Опустив руку, совершаем небольшой поклон. Почему? Потому, что только что изобразили на себе Голгофский Крест, и поклоняемся ему. Кстати, еще одна распространенная ошибка - поклон одновременно с крестным знамением. Делать этого не следует.

Во многих старых учебниках Закона Божия при описаниях крестного знамения нижний конец Креста предлагается делать на груди. В таком случаи Крест получается перевернутым и невольно превращается в символ сатанистов.

Крестное знамение сопровождает верующего по всюду. Мы крестимся, вставая с постели и ложась спать, выходя на улицу и входя в храм; перед едой крестим пищу. Крест Христов освящает собой все и вся, и поэтому изображение его верующим на себе — спасительно и душеполезно.

Итак, благословение Божье на предстоящее новое свое дело . Как просить и стоит ли вообще это делать? Обычай получать благословение Божье через десницу священнослужителя — это древнейший обычай. Как считают подвижники, это обычай достохвальный и достоподражаемый. То есть полезный обычай, заслуживающий внимания и повторения.

Если человек искренне верует во всемогущество и помощь Божью и принимает благословение от Бога (как правило, чрез пастыря) с верою и благоговением, то неминуемо низводится Свыше на всякое дело благое и благоугодное, в том числе и даже в первую очередь — на новое свое дело . О чем просить? Каждый знает это, исходя из собственной жизни, ее текущего момента. Сначала следует заботиться о вечном, о Спасении. Не грешно просить и о хлебе насущном.

У Бога просишь благословения начать какое-то важное на текущий момент дело, а Он поможет и в процессе совершения, таким образом и все дело совершится с благодатной помощью. Обращаясь к Богу перед началом осуществления определенного проекта, мы являем живую веру во всесильность Божью, свою покорность Ему и надежду на Его Промысел, то есть попечительскую любовь к Своим чадам.

Вот как раз за веру, без которой, по слову Апостола, нельзя угодить Богу, свою покорность и стремление к совершенству по Заповедям, мы как раз и получаем порой то, что даже не ожидали! Чего и просить не смели. Лишь бы наше желание не было противным воле Божьей. Для этого существует понятие синергии — взаимодействия нашей собственной воли с волей Божьей и соподчинение нашей воли законам мироздания.

Верующий человек хорошо знает, что безрассудно без благословения начинать любое свое дело, пусть бы и казалось, что его легко исполнить. Пусть бы и подумал человек, что это действие маловажно и не стоит «беспокоить» Бога по пустякам. Но нам следует помнить, что всё, что на земле происходит — всё по воле Божьей, все мы зависим от Бога, Он есть истинный Обладатель и верховный Распорядитель всего мира, любого человека, всех наших трудов и дел, тем более, начинаний.

Предположим, слуга начал хозяйничать, не спросясь, в доме своего господина своего. Это не выглядит ли безрассудно? Тем более не согласно со здравым смыслом поступает тот, в мире — великом доме Божьем — хочет что-то сделать, не спросив соизволения и благословения всевидящего Владыки Вселенной.

Полезно просить благословения и в том случае, когда мы испытываем само предстоящее дело, стоит ли его вообще начинать. В начале недоброго дела мы, обратив взор на Создателя, тот час испытываем угрызения совести. Страшно будет промолвить «Господи, благослови!», видя, что здесь примешался грех. Запоминаем важное: НА ВСЯКОЕ ХУДОЕ И ГРЕХОВНОЕ ДЕЛО НЕ МОЖЕТ БЫТЬ БЛАГОСЛОВЕНИЯ БОЖИЯ!

Поэтому всякий раз, прося благословения на предстоящее дело, испытываем свою совесть, чистоту намерения, имея открытое сердце, желая всяческих благ для ближних своих. Недаром же наши благочестивые предки не начинали ничего, не спросив у Бога. И неминуемо добивались успеха в предпринятом. Так и в Церкви все начинается с благословения Божия.

Давайте будем помнить этот древнейший обычай — просить на все наши начинания благословения и помощи Божьей! Что бы мы ни хотели сделать, надо хотя бы мысленно перекреститься и обратиться: «Господи, благослови!» Перед более важным делом просим священнослужителя совершить соответствующую службу, прочитать необходимые молитвы. Священник на то и поставлен Господом Богом, чтобы именем Господним благословлять нашу жизнь.

Нужно воспитать в себе уверенность, что всякое благое свое дело , начинаемое и совершаемое при помощи Бога, будет спориться в руках наших, будут способствовать обстоятельства, приходить и помогать нужные люди и будет успех во всем.

Вот как важно Божье благословение! А получив просимое, не забывайте благодарить! И возвращать Ему десятину. Тогда Господь вознаградит сторицей за Ваше Ему послушание.

Владыка, как «работает» благословение? Если, например, врач предписывает есть мясное, а батюшка благословляет строгий пост, кого слушаться?

Как вы сказали, «работает» по слову Священного Писания: «По вере вашей да будет вам». Человек верит, что через священника или архиерея получит прямой ответ от Господа, и готов это слово в точности исполнить.

Давайте вспомним, для чего вообще нам нужен пост. Посты установлены Церковью для пользы человека, чтобы освятить его, оградить от влияния злых духов, ведь «сей род ничем не исходит» – только молитвой и постом.

Можно сказать, что - это и наше послушание церковное. Святые отцы определили именно такое количество постов и постных дней, чтобы помочь спасению души, и если мы доверяем им, доверяем Церкви, значит, выполним все постановления. Если примем, что пост - это благословение Церкви, нам будет легко его соблюдать. Многие церковные люди говорят, что с нетерпением ожидают поста, а когда он заканчивается, чувствуют некую скорбь: так не хочется с ним разлучаться, настолько ты привык, настолько тебе легко.

Тому, кто внимательно читает Евангелие, в какой-то момент может показаться, что Иисус Христос пренебрегал постом, потому что не постился, как другие, и вёл образ жизни не такой, как окружающие: посещал дома грешников и мытарей, всё время был на людях, в центре внимания. И когда фарисеи упрекали Его, Господь отвечал: «Не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст» (Мф. 15:11). Но надо помнить, что служение Христа на земле было кратким – чуть более трёх лет, поэтому Он сконцентрировался на самом важном. Когда же оставил Своих учеников, вознёсся на небо, тогда вернулись все посты и установления, и апостолы стали их соблюдать, как и было предсказано: «Могут ли печалиться сыны чертога брачного, пока с ними жених? Но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься» (Мф. 9:15).

Высшая цель поста - это, как я уже сказал, освящение человека, примирение с Богом, пребывание в Его любви. Но без физического упражнения достичь такой духовной высоты невозможно. Вот для чего нужен пост: он дисциплинирует, учит самоограничению, самопожертвованию.

Когда же человек болеет, сама болезнь становится для него неким ограничением, ставит его в такие условия, когда он чем-то стеснен, бывает, не может даже с постели подняться, жить полноценной жизнью, и должен смиряться. Недуг лишает мирских радостей, приводит в состояние покоя, когда мы углубляемся в себя, ищем духовные корни болезни, задумываемся над своей жизнью. К этому, собственно, ведёт и пост. Так что можно сказать, кто болеет, тот уже постится.

Кого слушать: врача или священника. Если человек доверяет Церкви, возлагает всю свою надежду на Бога, что Бог направит ум этого священника, вразумит правильно дать благословение, он идёт и спрашивает. И каждый священник, наверное, когда просят благословение, подходит к этому очень серьёзно, ведь тебе готовы довериться полностью, а ты, как священнослужитель, должен взять на себя ответственность, что человеку делать дальше.

Когда я даю благословение, прежде всего узнаю, как человек живет, какой у него график, сколько свободного времени на молитву, чтобы благословение не было непосильной нагрузкой.

Любой священник, если желает помочь, постарается вникнуть в жизнь человека и подберет такое молитвенное правило и такую меру воздержания в пище, которые помогут выздороветь и физически, и духовно. И если человек с верой принимает благословение духовника, тогда всё у него получается.

Но безрассудно доверять тому, что скажет батюшка, не надо. Нужно смотреть, преподается ли благословение в церковной традиции, насколько оно соизмеримо с силами самого человека, его жизненного графика, физических и нравственных, душевных сил.

10 акафистов не благословляю

- Как вы сами определяете, когда надо давать благословение, а когда нет?

Человек, который ищет благословения, должен понимать, что тем самым он добровольно отдает себя в послушание духовнику.

Вот приходят за благословением читать в день 10 акафистов. Я не благословляю. Потому что человек может иметь такое благое желание, и ему кажется, что он это осилит. Но начинать нужно всегда с малого. Вначале читайте один, потом, возможно, будет больше, и так далее.

Или просят благословение не есть мяса. Если человек церковный и понимает, на какой шаг идет, и у него есть для этого возможности – тогда такое благословение дается. Оно поможет верующему идти по этому пути, так как дальше придут искушения, и ему не обойтись без помощи Божьей.

Даёте ли вы благословение, если знаете, что человеку будет трудно услышать и принять ваше слово? Или пожалеете?

Это уже будет в некоторой степени епитимия, лекарство для души. Каждый священнослужитель должен заботиться о здоровье своих прихожан, духовных чад, и иногда приходится давать такие благословения, которые, на первый взгляд, могут людям не нравиться.

Например, просит кто-то или освобождения от поста. Жалуется, что недостаточно сил, но священник видит, что это от малодушия, и в этот момент человека нужно просто поддержать. Духовник не даёт благословения и тем самым укрепляет веру. А человек потом удивляется, как ему удалось всё выдержать, и радуется тому, как мудро с ним священник поступил, что не дал повода расслабиться.

Мы все немощны и ищем послабления. Каждый оправдывает себя даже перед своей совестью. Но это - убаюкивание себя, а нужно трезво посмотреть, взбодриться, и тогда даже то, что на первых порах казалось невозможным, с благословением становится реальным. В данном случае благословение - это как молитвенное укрепление человека в деле, в его служении, в его жизни.

На что нельзя благословить

Не является ли поход к священнику «за благословением» попыткой переложить ответственность за свою жизнь и поступки на другого человека?

Да, в некоторой степени ответственность ложится на духовника, но лично я стараюсь придерживаться позиции, что любое благословение должно быть принято с согласием. Если человек не готов довериться, лучше повременить и благословения не давать. А если вижу, что люди готовы, всё у них для этого есть, но нет решимости, в таком случае слово пастыря становится для них как толчок, и дальше они с радостью идут по этому пути. Бывает, человеку трудно сделать первый шаг и когда, доверившись духовнику, он этот шаг делает, то выходит на качественно иной уровень, более высокий.

Такое благословение, например, иногда нужно студентам, которые окончили семинарию, женились, но не решаются принимать священный сан.

- Доводилось ли вам давать такое благословение, которое бы полностью меняло жизнь людей?

Люди сами должны решать, как им менять свою жизнь. Священник может быть только советчиком.

Вот буквально в этом году ко мне обратилась семейная пара за благословением на усыновление. Они думали только одного ребенка взять, а оказалось, что в детдоме находятся ещё четверо его родных братиков и сестричек, и самый маленький болен СПИДом. И эти родители очень переживали, смогут ли понести такой крест. Они советовались со священником, потом подошли ко мне. Это было перед началом Великого поста. И мы с ними решили так: весь Великий пост будем усиленно молиться об этом, чтобы Господь открыл Свою волю, а мы за это время укрепимся в вере, определимся с намерениями, и тогда уже будет видно.

Когда наступила Пасха, супруги подошли ко мне и сказали, что… готовы. И тогда уже я дал им архиерейское благословение.

Был и такой случай. Один бизнесмен колебался, брать ли в семью ещё одного ребенка из детдома. И также, после молитвы, как следует всё обдумав и посоветовавшись, он получил такое благословение.

В ситуации решительного выбора священник не может делать его за своих духовных чад. Ты пускаешь неродного ребенка в свою семью и будешь стараться окружить его любовью и заботой, чтобы он почувствовал себя родным - на это нельзя благословить. Человек должен быть готов.

Есть люди, которые боятся и желают переложить тяжелый жизненный выбор на плечи священника. Когда с такими вопросами приходят ко мне, стараюсь объяснить, что в своей жизни мы сами должны принимать решения.

Как вы относитесь к тому, что духовник не благословляет, например, жениться? Или наоборот, рекомендует конкретным юноше и девушке создать семью? Действительно ли священники обладают каким-то духовным даром или, может, это житейский навык такой - видеть, кто кому подходит, и какой путь кого ждет?

Если говорить о церковной традиции, то Православная Церковь знает старцев, которые имели дар прозорливости, из собственного духовного опыта видели, кто может подходить друг другу по темпераменту, характеру, совместимости. Но в настоящее время этот дар присутствует только у отдельных личностей.

Может, священник знает сокровенную духовную жизнь молодого человека и девушки, видит их настроение, что они симпатизируют друг другу, но не имеют решимости. Тогда он может попробовать им предложить создать семью. Но это при единственном условии - что люди ведут церковный образ жизни, слово духовника для них авторитетно, и в дальнейшем они смогут также с ним советоваться.

Но есть и очень пагубная практика, я бы сказал, душевредная, когда священник берет на себя право решать судьбы людей: одним благословляет жениться, другим уходить в монастырь, иным говорит, что не нужно детей рожать, поскольку наступили последние времена. Кто такое может знать? Мы что, пророки? Пророки - «до Иоанна» (Мф. 11:13), а дальше всё, пророчество прекратилось, и сейчас человек каждый день должен уповать на милость и волю Божью.

Мы не можем прекратить исполнять свои прямые обязанности. Если есть семья, пусть в ней рождаются дети. Если молодой человек хочет служить Богу в монастыре, не нужно преграждать ему доступ и благословлять жениться только потому, что священник так рассудил. Можно посоветовать повременить, испытать себя, пожить в обители в качестве послушника, но вершить судьбы людей - категорически неприемлемо.

Учитесь мыслить самостоятельно

По каким вопросам можно обращаться за благословением: только по очень важным или по всем? Спрашивают ли у вас, например, купить или продать поросят, вышивать ли в воскресенье? Что вы отвечаете?

Да, бывают и такие вопросы. Но они только на первый взгляд кажутся недостойными внимания, а на самом деле, это жизнь человека, и для него это очень важно.

Преподобный Амвросий Оптинский мог часами говорить с женщиной об индюшатах. Когда его спрашивали: «Батюшка, здесь же столько людей ждут вас для разговоров на серьезные духовные вопросы», он отвечал: «Понимаете, её индюшата - это вся ее жизнь, мы и говорим о её жизни, о том, что её беспокоит».

Так и человек переживает, волнуется: удастся ли ему совершить сделку - продать квартиру или даже тех же поросят. И для большей уверенности в помощи Божьей он подходит за благословением.

Но желательно, чтобы христианин имел некий навык и по мелким бытовым вопросам не бегал за советами, а решал сам. Должен быть внутренний стержень, чувство, которое подсказывает человеку, согласуются ли его поступки и слова с православной церковной традицией, стои т ли он сам на твердом камне Евангельских заповедей или уклонился в сторону.

Так и у нас. Бывает, спрашивают, можно ли на праздники на дачу съездить. Стараюсь вникать в каждый вопрос, но наставлять людей так, чтобы впоследствии они сами могли рассмотреть, противоречат ли их намерения заповедям Божьим, уставу церковному, и если нет, то можно действовать, и не обязательно при этом каждый раз заручаться благословением священника. Не всё ребёнка молочком кормить, он должен расти и вкушать уже твердую пищу.

Что делать человеку, если он получил благословение, с которым, скажем так, не согласен, и понимает, что так поступать не сможет. Можно ли «отменить» благословение?

Совет на будущее: с каким бы то ни было вопросом о благословении подходите только к тому священнику, которого вы хорошо знаете и которому доверяете.

Иное дело, если священник свое благословение навязал или как-то по-иному принуждает вас к его исполнению. В таком случае можно обратиться к архиерею.

Но всё же, чтобы не попадать в такие ситуации, нужно воспитывать в себе доверие к священнику и ответственность за свою жизнь. Если вопросы реально сложные, взвесьте всё как следует и примите решение, а затем просто спросите у священника совет. Когда ситуация непростая, мнение людей может пролить свет на проблему, в том числе, и бесценный духовный опыт батюшки.

Беседу вела Юлия Коминко

Строка поиска: благословение на чтение молитв

Найдено записей : 35

Здравствуйте, батюшка. Поясните, пожалуйста, для чего берется благословение на чтение молитв, акафистов (часто встречаю в Ваших ответах), если по сути это благочестивое и доброе дело? Или чтобы не навредить себе? (Читала книгу про матушку Селафиилу, в которой показаны последствия молитвенного труда). Так сложилось, что я читаю акафисты, но никогда не брала благословения. А потом был случай, что на проповеди наш батюшка высказал мнение о том, что когда человек берет благословение на Великий пост, то тем самым он перекладывает ответственность на священнослужителя, если не сможет его выдержать. Данное мнение вызывает противоречивые мысли. Заранее спасибо за ответ.

Наталья

Наталья, если Вы хотите регулярно читать акафисты, нужно посоветоваться со священником, у которого Вы обычно исповедуетесь, и взять благословение, во-первых, чтобы не творить свою волю, а проявить послушание. Многие неразумно начинают читать множество молитв и акафистов, забывая о ежедневном утреннем и вечернем правиле. Во-вторых, с благословением дается благодать, которая поможет в добром деле и оградит от искушений.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте, батюшка. Скажите, пожалуйста, для того, чтобы отмолить дочь от пьянства, нужно ли брать благословение священника на чтение акафиста "Неупиваемая Чаша"в течение 40 дней и на заказывание сорокоуста в Высоцком монастыре?Такой же вопрос стоит в отношении меня относительно табакокурения. И что вообще реально делать в подобной ситуации?

Мария

Мария, для того, чтобы заказать сорокоуст, благословение брать не нужно. А перед чтением акафиста лучше взять благословение у священника и попросить его молитв. Нужно просить Господа, чтобы укрепил в добром намерении и помог справиться с греховной страстью.

иерей Владимир Шлыков

Очень прошу, помогите! Мой сын покончил собой, хочу молиться за него, но не знаю, какие молитвы можно читать? Какими молитвами я ему могу помочь?

Елена

Елена, за самоубийц Церковь не молится, но Вам как матери можно попросить благословение на молитву за сына. Обратитесь в ближайший храм. Там Вам подскажут, к какому священнику обратиться за таким благословением и прочтением специальных молитв. Кроме того с благословения священника дома можно будет читать молитву преподобного Льва Оптинского: "Взыщи, Господи, погибшую душу раба Твоего (имярек): аще возможно есть, помилуй. Неизследимы судьбы Твои. Не постави мне в грех молитвы сей моей, но да будет святая воля Твоя".

иерей Владимир Шлыков

Мария

Чтение Псалтири - занятие, в основном, монашеское. Какого-то особого устава для чтения псалтири нет. Можно читать по одному псалму или по кафизме, прочитав перед ней начальные молитвы (с Царю Небесный... по Отче наш). Лучше всего побеседовать на эту тему с батюшкой в храме, определившись с количеством и взяв благословение. Во время занятий физическим трудом можно читать краткие молитвы, которые Вы знаете наизусть: Иисусову молитву, Богородице Дево, радуйся... и т.п.).

иерей Владимир Шлыков

Добрый день. Пишет Вам раба Божья Юлия. Батюшка, скажите, пожалуйста, можно ли читать акафист Киприану и Иустине без благослоения священника? Дело в том, что у меня заболела сестра, в один миг стало болеть все. Мы знаем, что наша родная бабушка занималась колдовством. После смерти папы мы с ней перестали общаться. Пожалуйста, ответьте, батюшка, можно ли читать акафист без благословения? Спаси Вас Господи!

Юлия

Здравствуйте, Юлия. Акафисты как раз для домашних молитв и писались, специально брать благословение на их чтение не нужно.

иерей Александр Белослюдов

Здравствуйте, скажите, пожалуйста, обязательно ли нужно благословение от батюшки, чтобы читать дома акафист? Моя мама купила икону Божьей Матери "Скоропослушница" на рынке, продавец сказала, что икона освящена. Но у меня сомнения, можно ли освятить икону, и каким образом? Не будет ли грехом, если вдруг икона будет освящена два раза?

вера

Здравствуйте, Вера. Благословение священника обязательно надо брать на регулярное чтение акафиста, когда Вы берете на себя особый подвиг, добавляете акафист к молитвенному правилу. А на разовые чтения, раз в неделю, например, благословения можно не спрашивать. Икону можно отнести в храм и попросить освятить, так будет лучше. Благослови Вас Бог.

иерей Сергий Осипов

Батюшка, разрешите задать несколько вопросов! 1) Если, например, застолье или общая трапеза с нецерковными сродниками, нужно ли молиться при них, или читать молитву перед едой мысленно? И как тогда перекрестить еду, чтобы никого не смутить? 2) При чтении молитвенного правила дома (вечерних и утренних молитв, акафистов и т.д.) нужно читать вслух? Голова должна быть покрыта? Всегда нужно зажигать лампадку? 3) Сколько кафизм в день читается о здравии? 4) Мой папа душевно болен, можно ли о нём читать Псалтирь? 5) Как молиться за человека, который сильно сквернословит?

Катерина

Екатерина, можно прочитать краткую молитву перед едой и перекрестить ее. Этим Вы никого не смутите. 2. При чтении молитвенного правила дома голову женщине нужно покрывать. Читать можете вслух или про себя – как Вам удобнее. Зажженная лампада символизирует милость Божию к нам и наше молитвенное горение к Богу, поэтому хорошо, если Вы будете молиться с зажженной лампадой или свечой. 3. Чтение Псалтири обсудите со своим духовником. Особого устава для домашнего чтения кафизм нет, поэтому лучше взять благословение у батюшки в Вашем храме и посоветоваться, в каком объеме это будет для Вас по силам и на пользу. 4. Можно и нужно молиться о душевнобольных, в том числе читать Псалтирь. 5. Молиться о сквернословящем нужно как о болящем (духовно) человеке.

иерей Владимир Шлыков

Спаси Вас Господь. Необходимо ли просить благословления на чтение Богородичного правила? Благословляется ли чтение Евангельских отрывков, из Апостолов и поучений Святых отцов о том, о чем следует поминать при чтении Богородичного правила после каждого десятка? Могу ли я почитать за духовного наставника человека, который не знает меня, но через наставления которого я пытаюсь прийти к покаянию?

Николай

Николай! На любое правило, которое Вы собираетесь исполнять, нужно испрашивать совет и благословение духовника или священника на исповеди. Если Вы ежедневно читаете утренние и вечерние молитвы, а жизненные обстоятельства позволяют Вам увеличить свое молитвенное правило, то батюшка Вас благословит. Нужно молиться за своих наставников, но не забывайте, что книги могут только дополнить, а не заменить личное общение со священником на исповеди и обсуждение с ним своих духовных вопросов.

иерей Владимир Шлыков

Добрый день! Подскажите, пожалуйста, надо ли брать благословение в храме на прочтение акафиста Николаю Чудотворцу дома, или это не обязательно? Спасибо.

Светлана

Светлана, если Вы не собираетесь добавлять этот акафист к своему ежедневному молитвенному правилу на постоянной основе, а хотите просто почитать несколько раз, то брать благословение у священника не нужно. Читайте дома акафист без всякого смущения.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте, батюшка, сегодня умерла моя бабушка, раба Божья Парасковья, скажите мне, пожалуйста, чем я могу помочь ее душе, какой молитвой за нее помолится чтоб укрепить, спасти ее душу на том свете? Спасибо.

Инна

Инна, прежде всего, нужно заказать поминовение в храме на литургии. Это может быть разовое поминание, сорокоуст (когда об усопшем молятся сорок дней) или годовое поминание. Ближайшая заупокойная служба и панихида возможна после Пасхи, на Радоницу. Дома читайте молитву об усопших в составе утренних молитв, а если есть желание и соответствующая подготовка, можно попросить благословение у священника в храме на чтение Псалтири.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте! Благодарю за вашу помощь и мудрые советы. Я купила "Полный молитвослов и Псалтирь", для чтения которого, как написано во ведении, необходимости брать благословение у священника, потому что "употребление множества указанных в книге молитв может вместо пользы принести вред и ввести в прелесть". Почему чтение молитв может ввести в прелесть, и как различать ее "симптомы"? Спасибо!

Анна

Анна, это странно, что для чтения молитв из этого молитвослова требуется благословение. И тем более странно то, что написано дальше в аннотации про вред, который якобы могут принести эти молитвы. Я предполагаю, что издатели включили в молитвослов те молитвы, которые значатся в Требнике – книге, по которой совершает требы священник. Я бы не стал пользоваться таким молитвословом. Да и вообще, зачем покупать какие-то «полные» молитвословы? Разве нам надо искать на каждый случай жизни свои «специальные» молитвы? Это же язычество! На каждый чих не наздравствуешься! Читайте утреннее и вечернее правило, Псалтирь и Евангелие, и довольно Вам, как мирянке. А если есть силы, прибавьте канончики – Спасителю, Божией Матери, Ангелу Хранителю.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте, батюшки! Вопрос такой: можно ли читать Евангелие о болящих? Перед чтением предлагается такая молитва: "Спаси, Господи и помилуй Раба Твоего (имя) словами Святаго Евангелия Твоего и попали, Господи, терние всех его прегрешений и да вселится в него благодать Твоя опаляющая, очищающая, освящающая всего человека во Имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь". И можно ли не об одном человеке читать, а о многих, перечисляя их имена? Спаси Господи за ответ!

Виктория

Да, можно, Виктория, Бог Вам в помощь! Можно и о многих. Возьмите лишь благословение на этот труд и обсудите со священником, будет ли он Вам по силам.

игумен Никон (Головко)

Как правильно читать Псалтирь? Скажите, пожалуйста, является ли правильным чтение Псалтири без вычитывания тропарей и молитв в конце каждой кафизмы? Я их не читаю, но если без них чтение Псалтири недействтельно, то я тогда попытаюсь их читать. Благословение на чтение Псалтири взяла, а спросить у того батюшки об этом не могу, так как он очень далеко. Спасибо.

Тамара

Можно и без тропарей, просто кафизму за кафизмой, это тоже правильно. И вообще не ставьте так вопрос: действительно - недействительно. Это странно как-то. Все, что делаем, действительно.

игумен Никон (Головко)

Здравствуйте. У меня 15 ноября cкоропостижно умерла мама. После похорон стала читать Псалтирь, чтобы помочь её душе. Теперь мне говорят, что без благословения читать Псалтирь нельзя. Если действительно нужно брать благословение, то благословите меня, пожалуйста. Псалтирь я читаю на русском языке, а молитвы на церковнославянском. Можно ли так?

Евгения

Евгения, не нужно смущаться, как читали Псалтирь, так и читайте. Брать благословение на чтение псалтири по умершим не нужно. Берут благословение на другие случаи. Читать на русском языке можно. Не забывайте в церковь ходить и там тоже молиться, сами исповедуйтесь и причащайтесь. С Богом.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте, батюшка! У меня сложилась очень трудная ситуация в семье с выплатой кредитов. Я постоянно хожу в церковь, молюсь, ставлю свечки. Мне посоветовали читать молитву Спиридону Тримифутскому и аАкафист, я начала читать, говорят, он помогает. Скажите, пожалуйста, надо было брать благословение у батюшки, чтобы читать акафист? Сейчас мне очень тяжело и трудно. У меня нет возможности поехать и приложиться к его мощам.

наташа

Наташа, лично я вообще противник кредитов. Я считаю, что нужно жить тем, что есть, и тогда не будет таких проблем. В жизни всегда хочется большего, но нужно учиться жить по средствам, а не в долг. На чтение акафиста благословение не требуется, молитесь, чтобы Господь помог. На будущее я бы посоветовал воздержаться от кредитов.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте! После поездки к иконе "Неупиваемая Чаша" в Серпуховский монастырь я стала читать акафист этой иконе. Узнала, что читать нужно 40 дней. В молитве упоминала несколько имен страдающих недугом пьянства, в том числе и имя мужа моей подруги. Сейчас он стал еще больше пить, обстановка в семье накаленная. Что делать, продолжать читать акафист? Можно ли заочно получить благословение священника на чтение данного акафиста?

Ирина

Ирина, на чтение акафиста Вам нужно было взять благословение сразу, в храме. В этом случае Вы бы молились не надеясь только на свои силы, а с помощью Божией. Священник является проводником благодати Божией. Поэтому когда берут благословение, прикладываются не к руке священника, а к Руке Господа. Допустим, нам хочется получить Божие благословение, а как мы узнаем, благословил Он или нет? Для этого Господь оставил на земле священника, дал ему особую власть, и благодать Божия нисходит на верующих через священника. Кроме того при личном общении Вы сможете задать батюшке все Ваши вопросы по поводу того, на что берете благословение. И священник посоветует, что будет полезно именно Вам. Через интернет можно дать только общий совет, но получить благодать, а также услышать от батюшки что-то конкретное можно только в храме.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте! Хотела бы почитать акафисты св. Ксении Петербургской, Петру и Февронии, Вере, Надежде Любви и их матери Софии, и "Умягчение злых сердец", в надежде, что молитвы помогут мне сохранить отношения с любимым. Но сомневаюсь, узнала, что на чтение акафистов нужно благословение! Скажите, правда это? Как Вы думаете, у меня есть шансы сохранить отношения с любимым и растопить его сердце, которое немного затуманилось и охладело ко мне? И с помощью каких молитв помочь любимому избавиться от прошлых воспоминаний, которые тяготят его душу, сердце, мысли и разум? Я вижу, как ему тяжело. Дай мне сил Боже! Простите, спаси Вас, Господи!

Наталия

Наташа, дорогая! Что же Вы акафисты превращает в любовный приворот, отдачи такой от них ждете?! А не стоит ли Вам рассказать о реальных проблемах с любимым, «про воспоминания» и т.п.? Может, лучше начать с анализа проблем? Кстати, я так понял, что у вас сожительство было, а не законный брак?

протоиерей Максим Хижий

Спасибо огромное за ваши ответы и спасибо тем, кто создал и следит за работой этого сайта. Помогите разобраться еще с одним вопросом. Я очень хочу исповедоваться и найти своего духовника, но я не знаю, что нужно для исповеди. Расскажите, пожалуйста, как происходит исповедь и как к ней готовиться, подробно. Спасибо.

Здравствуйте, Оля. К первой исповеди стоит не полениться и составить для себя конспект-шпаргалку. Не нужно описывать историю своей жизни, надо просто назвать своими именами те Ваши поступки, мысли, желания, которые тяготят совесть, противоречат Вашему мировоззрению, осуждаются Вами. Лучше всего для первой исповеди подойти к священнику и попросить его назначить Вам время для индивидуальной исповеди. Можно взять благословение на определенное правило подготовки к исповеди. Оно может включать в себя молитвенное чтение канонов, псалмов, молитв. Не лишним будет почитать пособие готовящимся к исповеди. Например, «В помощь кающемуся» святителя Игнатия (Брянчанинова) или «Опыт построения исповеди» отца Иоанна (Крестьянкина). Помоги Вам Бог.

иерей Александр Белослюдов

Добрый день! если нет возможности взять благословения на чтение акафиста (отсутствие церкви в поселке, а возможность выезжать в город появляется раз в год), можно ли у вас попросить его? И другой вопрос: почему необходимо брать благословение на чтение акафиста или выполнение молитвенного правила?

Ирина

Здравствуйте, Ирина! Прежде чем брать на себя какие-либо молитвенные правила, нужно посоветоваться со своим духовником или со священником, у которого Вы регулярно исповедуетесь. Оценив Вашу жизненную ситуацию и меру духовного преуспеяния, батюшка благословит (или не благословит) читать. Очень часто бывает, что человек берет на себя непосильное бремя, и в связи с этим у него возникают духовные проблемы. Если же молиться по послушанию и с благословения, то таких проблем можно избежать. Если в данный момент у Вас нет возможности попасть в храм, можно читать акафист, а когда будете в храме, скажите об этом батюшке и возьмите благословение. Поинтересуйтесь также, может быть, у вашего храма есть сайт в интернете, через который Вы могли бы общаться со священником между посещениями храма или есть возможность решить важные проблемы по телефону. Все-таки лучше общаться с тем священником, которому Вы знакомы, который Вас окормляет.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте, скажите, пожалуйста,я курила очень долго, потом Бог миловал, я молилась, просила, и в один день после причастия бросила. Но случилось ужасное. Как-то, тоже после причастия, у меня был большой скандал, я очень сильно гневалась, и закурила, мало того, еще и хорошо выпила (очень сильно жалею и каюсь). После я покаялась и причастилась, но курить не перестала. Я очень виновата. Теперь так трудно вернуть то былое состояние. А ведь так легко было мне бросить, даже сама удивлялась. Как же быть? И еще, батюшка меня благословил на чтение молитвы Богородице на четках, чтение должно быть ежедневным? Спасибо за Вашу помощь.

Ангелина

Про то, как часто молиться и в каком количестве, лучше уточните у батюшки, который дал на это благословение. Что касается курения, то первый раз Вам Господь сделал подарок, а теперь придется «заработать» свободу от этой страсти. Старайтесь постепенно уменьшать количество выкуриваемых сигарет и молитесь о том, чтобы Господь дал Вам сил освободиться от этой страсти.

диакон Илья Кокин

1

Люди, которые хотя бы иногда приходят в храм, наверняка наблюдали, как к священнику подходят люди, сложив ладони вместе (правая на левой), и просят о чем-то. Что это? Зачем они это делают? Когда нужно это делать?

Действие это называется благословение, таким образом мы просим у Господа благодати через тех, кто действует по Его воле, через священников.
Книга Бытия, 12: 3 гласит:

«Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные»

Церковь не устанавливала специальных канонов на благословение, но все же существуют традиции, которые соблюдаются. Это своеобразный этикет.

Благословение может пониматься в разных значениях.

1. Мы с вами, каждый раз встречаясь и прощаясь, говорим: « Здравствуйте. До свидания ». Мужчины пожимают руки.
В церкви так не принято. Вместо приветствия мы испрашиваем благословение. Мы произносим: « Отец… благословите » .

Что делать, если рядом находятся несколько священников?
Сначала подходим к старшему по сану священнику, а потом к остальным.

Что делать, если подойти ко всем священникам нет возможности, например, если вы находитесь на собрании вместе с ними, а подходить к каждому из них, возможности нет?
Необходимо взять благословение близ сидящего священника или того, кто вас знает, а остальным поклониться, слегка опустив голову. Таким образом, вы всем выразите уважительное отношение.

Здороваться и прощаться со священником за руку может только тот, кто равен по сану. Остальные, в том числе диаконы должны получить благословение.

Когда можно подойти и попросить благословение?
— В храме или на его территории. Стоит заметить, что следует выбирать моменты, когда священник свободен и вы не будете его отвлекать.
— На улице, если он одет не в мирскую одежду, либо если вы хорошо знакомы.

Когда не рекомендуется подходить к священнику за благословением?
Во время каждения, когда идет Причастие, помазание.
Лучше подойти в конце Литургии, когда верующие подходят целовать Крест, либо после исповеди. Подходить к одному священнику неоднократно за день неправильно.

2. Следующее значение- благословение понимается как просьба напутствия, испрошения разрешения на что-то. Возможно, вы отправляетесь в дальнюю поездку или находитесь в затруднительной ситуации, тогда уместно будет подойти за советом к иерею и попросить благословить.

3. Находясь на службе в храме, мы слышим слова: «Благодать Господа нашего …», «Благословение Господне на вас …». Священник при этих словах осеняет присутствующих крестным знамением, а мы получаем благословение и приклоняем голову. Складывать ладони не нужно.

«Благословите, батюшка ». Эта просьба не должна превращаться в поговорку или присказку, такие слова должны стать для христианина торжественными и радостными.

Один мой знакомый так рассказывал про первое в его жизни благословение:
12 января 2015 года я должен был ложиться на операцию, утром был в больнице, оформлял документы. Совершенно случайно познакомился со священником отцом Владимиром, разговорились.… Во время расставания я попросил у батюшки благословения и получил его.

Я получил первое в моей жизни благословение! До этого момента я не понимал, как это важно и нужно для христианина.

Ощущения были колоссальные. Я не знаю, может это и была Божья благодать, но у меня появился такой мощный заряд уверенности в благополучном исходе предстоящего медицинского вмешательства в мой организм, который уже не покидал меня до самой выписки из больницы. Да и на саму операцию из палаты я отправлялся совершенно спокойно. Я уже тогда понял – со мной был Бог! И все, что будет со мной происходить — это будет Его воля, .

С благословением связаны многие суеверия, вот некоторые примеры:

Если сложить ладони и подойти к иерею, то в этот момент на руки опускается благодать.
Это неправильно. Никакой магии в этом нет.

Если благословили несколько священников, то наверняка все получится.
Сказано:

«Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без воли Отца вашего; у вас же и волосы на голове все сочтены» (Мф. 10:29-30).

Это значит, что все зависит от воли Бога и дальнейшее исполнение вашего дела будет сильно зависеть от того насколько ваше желание правильно с точки зрения веры.

У этого батюшки брать благословения не буду, он грешный.
Это позиция неверная. Благодать посылает Господь. Священник — Его орудие. Независимо от того, какой жизнью он живет, в нем пребывает благодать рукоположения.

Мне очень надо, чтобы батюшка благословил, а он этого не делает. Подойду еще раз и уговорю его.
Если не дает священник разрешения на просимое, значит, понимает, что не будет полезным это для вас, а может, и против заповедей пойти собираетесь. Не нужно «устраивать пытки » батюшке, он заботится о спасении душ наших.

Отдельно хочется обратить внимание всех, кто взял или собирается брать благословение на какое-то дело. Конечно, бывают разные ситуации, но если уж вы просите благодати у Господа, то и выполнять нужно то, что сказал священник. Если не получается, то подойдите и скажите ему об этом.

Желаем всем читающим эту страницу Божьего благословения!