» »

Иисус навин кто он. Иисус сын навин. Вхождение в Землю Обетованную

10.06.2024

После того как Моисей возложил на Иисуса Навина свои руки, он исполнился духа премудрости... и делали так, как повелел Господь Моисею (Втор 34, 9). Как и Моисею, Иисусу Навину перед началом его деятельности вождя избранного народа было откровение от Господа. Бог поручает ему ввести народ в землю обетованную. Он троекратно призывает его быть твердым и мужественным . Божественный Промысл избирает для Своих планов людей, обещает им Свою помощь и поддержку, но от них самих требуются разум, воля и решимость. Иисус к этому времени был хорошо известен людям Израиля своими высокими личными качествами, поэтому народ с полным доверием отнесся к новому вождю.

Последний стан Израиля перед началом завоевания Ханаана был в Ситтиме (местность на восточном берегу Иордана, напротив Иерихона). Отсюда Иисус Навин тайно послал двух юношей в Иерихон. Они вошли в дом Раав. К ней привел их Господь, ибо она своей верой возвышалась над соплеменниками. Раав знала о великом чуде в Чермном море, о победах над царями Аморрейскими Сигоном и Огом и верила в силу Бога Израиля: Господь Бог ваш есть Бог на небе вверху и на земле внизу (Нав 2, 11). Раав отвела юношей на кровлю дома и скрыла их в разложенных там снопах льна. Когда для них опасность миновала, она взяла с соглядатаев клятву сделать милость дому отца ее и спустила их по веревке чрез окно, так как дом ее был в городской стене.

После взятия Иерихона израильтяне выполнили обещание и сохранили жизнь Раав и ее родственникам. Она впоследствии вышла за иудейского князя Салмона. От этого брака родился Вооз, взявший в жены моавитянку Руфь, ставшую прабабушкой царя Давида. Таким образом Раав вошла в родословие Спасителя нашего Иисуса Христа (у евангелиста Матфея — Рахав — см.: Мф 1, 45).

Как к богоявлению на горе Синай по повелению Господа в течение двух дней народ освящался омовением одежд и предохранением от телесной нечистоты (см.: Исх 19, 10), так и Иисус Навин накануне того дня, в который должен был совершиться чудесный переход через Иордан, приказал омыть тело и переменить одежды. Господь сказал Иисусу: ты дай повеление священникам, несущим ковчег завета, и скажи: как только войдете в воды Иордана, остановитесь в Иордане (Нав 3, 8). Это было необходимо, чтобы народ со всей очевидностью увидел помощь Божию, поданную через главную святыню Израиля — ковчег завета. Чтобы дело Божественного всемогущества произвело на народ особое действие, Иисус заранее всенародно объявил о нем. Люди перед началом завоевания обетованной земли должны были укрепиться в вере .

Когда народ двинулся от своих шатров, чтобы перейти реку, священники понесли ковчег завета впереди . Как только несущие ковчег вошли в Иордан, течение реки остановилось. Вода стала стеною на большом расстоянии до Адама (город на Иорданской равнине). Народ перешел реку. Священники, несшие ковчег завета Господня, стояли все это время в середине сухого русла Иордана.

Когда переход через Иордан закончился, Господь повелел Иисусу положить двенадцать камней на месте, где стояли священники с ковчегом завета. Еще двенадцать камней представители колен должны были взять с собой, чтобы они были у них памятным знаком о чуде разделения воды Иордана.

Первый стан после перехода через Иордан был устроен в Галгале, находившемся на западном берегу реки. Здесь поставили двенадцать камней, которые взяли из Иордана, дабы все народы земли познали, что рука Господня сильна, и дабы вы боялись Господа Бога вашего во все дни (Нав 4, 24).

В Галгале Господь повелел Иисусу сделать острые ножи и совершить обрезание над сынами Израиля . Все вышедшие из Египта израильтяне мужского пола были обрезаны, но они умерли в пустыне. Остальные все (родившиеся в пустыне) не были обрезаны.

Здесь же, в Галгале, на равнинах Иерихонских, сыны Израиля совершили Пасху в четырнадцатый день месяца нисан. На другой день Пасхи они ели опресноки и сушеные зерна. Манна перестала падать на землю . Люди стали питаться тем, что производила Ханаанская земля.

Когда Иисус Навин находился близ Иерихона, он имел видение: перед ним стоял человек с мечом. Иисус подошел к нему и спросил: наш ли ты или из неприятелей наших? Он сказал, что является вождем воинства Господня . Иисус Навин пал лицом своим на землю и поклонился. Вождь воинства Господня сказал Иисусу: сними обувь твою с ног твоих, ибо место, на котором ты стоишь, свято (Нав 5, 15).

Во время взятия Иерихона Господь вновь совершил великое чудо. Все способные к войне сыны Израилевы обходили город шесть дней . Впереди пред ковчегом завета шли семь священников с семью юбилейными трубами . В седьмой день Господь повелел обойти вокруг города семь раз : священники пусть трубят трубами; когда затрубит юбилейный рог, когда услышите звук трубы, тогда весь народ пусть воскликнет громким голосом, и стена города обрушится до своего основания (Нав 6, 3-4). Это чудо Господь совершил в назидание людям. Событие имело священный, а не военный характер. На это указывает и нарочито использованная символика семи: семь священников, семь юбилейных труб, семь дней обхождений с ковчегом вокруг города, семь раз в седьмой день. Стены Иерихона пали силою Божией , но для того чтобы это чудо совершилось, нужна была вера сынов Израилевых. Святой апостол Павел говорит: Верою пали стены Иерихонские, по семидневном обхождении (Евр 11, 30).

Иисус Навин предал город заклятию. Оно означало запрет что-либо брать из него. Только серебро, золото и медные и железные сосуды были отданы в сокровищницу дома Господня. Человек по имени Ахан взял из заклятого, и это навлекло на израильтян гнев Господень. Израильтяне потерпели поражение. Иисус из Иерихона послал около трех тысяч человек овладеть городом Гай, но жители его обратили их в бегство. Иисус, разодрав одежды, пал на землю пред ковчегом Господним и лежал до вечера. Он вместе со старейшинами посыпал прахом голову. Господь сказал Иисусу, что Израиль согрешил, взяв из заклятого. Когда зло было истреблено, Господь вновь явил Израилю помощь в войне за Ханаан.

Третье великое чудо сотворил Господь во время сражения при Гаваоне, где были разбиты объединенные войска жителей Гаваона и южноханаанских царей. Когда противники Израиля побежали, Иисус воззвал к Господу и сказал: стой, солнце, над Гаваоном, и луна, над долиною Аиалонскою! (Нав 10, 12). Солнце остановилось, и луна стояла, пока израильтяне побеждали врагов. И не было такого дня ни прежде ни после того, в который Господь [так] слушал бы гласа человеческого. Ибо Господь сражался за Израиля (Нав 10, 14). Прибавление свидетельствует о том, что событие это поражало воображение даже священного писателя, который прежде описал два других впечатляющих чуда.

После победы при Гаваоне южная часть Ханаана была покорена . Для присоединения северной области понадобилась решающая битва при Меромских водах над войсками царя Асора, который объединился с другими хананейскими царями. Господь подал помощь. Израильтяне поразили всех и преследовали их. Земля была завоевана, но некоторые области оставались в руках хананеев еще долгое время.

Господь повелел Иисусу Навину разделить всю землю обетованную на двенадцать уделов по числу колен Израилевых. Разделение совершалось с помощью жребия. Только колену Левия не был дан удел, так как Сам Господь был уделом для этого колена, предназначенного для служения Богу.

Чтобы число уделов не было меньше двенадцати, колено Иосифа было разделено на два полуколена: Манассии и Ефрема. Это было вполне законно, потому что патриарх Иаков более чем за четыре с половиной века до этого по внушению Божественного Промысла усыновил детей Иосифа.

По повелению Господа были выделены города-убежища , чтобы туда мог бежать всякий, убивший человека ненамеренно. Города эти защищали от кровной мести родственников убитого. Таких городов было шесть: Кедес в Галилее, Сихем на горе Ефремовой и Хеврон на горе Иудиной, Бецер в пустыне за Иорданом, Рамоф в Галааде и Голан в Васане.

Перед смертью Иисус Навин собрал все колена Израилевы в Сихем (старейшин Израиля, начальников, судей) и дал им от лица Господа завет хранить Ему верность: бойтесь Господа и служите Ему в чистоте и искренности (Нав 24, 14).

После этого Иисус, сын Навин, раб Господень, умер, прожив сто десять лет. Образ этого великого вождя на века сохранился в народной памяти. Многие святые отцы писали об Иисусе Навине как прообразе Спасителя . «Воеводство Иисуса Навина, — пишет святитель Кирилл Александрийский, — означало, что руководителем нашим после Моисея и закона стал Христос».

Овладение Ханааном

Переход через Иордан

Падение стен Иерихона

Победа над Хананеями

Остановка солнца

Поселение колен по уделам

Иисус Навин происходил из колена Ефраима (чис. 13:18). Его имя «Иисус» применяемое в русском переводе, имеет греческую форму. Итак, как он ввел народ израильский в обетованную землю, то его можно считать прототипом великого вождя. Который теперь ведет свой народ в обетованную страну на небесах.

Иисус навил был близким сотрудником Моисея во все годы 40 летнего странствования по пустыне. Он был с Моисеем на горе божьей, Синае (исх. 24:13). Он был в числе 12 соглядатаев (чис. 13:8,16). Иосиф Флавий говорит, что Иисус павий был 85 лет, когда он заступил Моисея. Шесть лет потребовалось Иисусу Навину покорить землю, а остальные годы своей жизни он провел в царствовании и в распределении земли по уделам 12 колен. Иисус павий правил в Израиле 25 лет. Он умер в возрасте 110 лет и погребен в Фамнаф-Сараи, на горе Ефремовой. Иисус павий был славным вождем, имел дисциплинированную армию, посылал соглядатаев, но молился и уповал на Бога.

Археологическая заметка

О имени Иисуса Навина. В дощечках Амарны, написанных в то время из палестины фараону в Египте, о поражении царя пеплы, содержатся следующие слова: «спроси Вениамина, спроси Тадуа, спроси Иисуса Навина».

Величественная глава. У Израиля была книга. Она была лишь частицей божьего слова, которое мы имеем теперь. О, как это важно! Божье строгое предупреждение для Иисуса Навина в начале его грандиозных достижений состояло в том, чтобы быть весьма точным в соблюдении божьего слова, записанного в книге. Иисус

Навин соблюдал божьи повеления, поэтому феноменальным успехом. Какой великий в руководителей христианской церкви!

Глава 2.

Два соглядатая и Раав

Бог благословил его этом урок для всех

Раав слыхала о чудесах, происходивших в Израиле и пришла к убеждению, что Бог израильтян был истинным Богом (10,11). Когда она встретилась с соглядатаями, она рискнула стать на стороне израильтян и их Бога.

Может быть она и не была таковой, как ее называли-»блудницей». Она жила среди людей низкой морали. Хананейские женщины были публичными блудницами. Ее занятие среди людей, с которыми она жила, считалось почетным, а не унизительным, как считается в наше время.

Раав была замужем за израильтянином по имени Салмоном (Матф. 1:5). У Халева был сын по имени салма (1 пар. 2:51). Возможно, что это тот самый Салмон. Если это так, то через брак он породнился со знатной семьей в Израиле. Раав таким образом стала потомсвенницей Вооза, Давида и Иисуса Христа. Ее имя упоминается в списке героев веры (евр. 11:31).

Археологическая заметка

Дом Раавы в городской стене (2:15). В Иерихоне строились жилые дома в городской стене (см. След. Стр.).

Глава 3.

Переход через Иордан

Когда несущие ковчег завета приблизились к берегу Иордана, воды Иордана остановились течь и стали стеною на большом расстоянии до города Адама. Город Адам был расположен в 26 км на север. Ниже города Адама вода ушла в мертвое море и в песчаное дно реки, которое стало достаточно сухим для перехода. Около города Адама, Иордан течет между крутых глинистых берегов, высотой в 13 метров. Берега эти иногда обваливаются в воду. В 1927 году, во время землетрясения в этой части страны, произошел большой обвал этих берегов, который задержал течение Иордана почти на сутки. Возможно, что господь применил подобные явления, чтобы «остановить» воды Иордана для Иисуса Навина и израильского народа. Во всяком случае, происшедшее было великим божьим чудом, сильно устрашившим Хананеев, которые уже до этого были сильно перепуганы (5:1).

1400 лет позже Иисус Христос крестился в реке Иордане у того места, где Иисус павий переходил Иордан.

Глава 4.

Камни памятники

Господь повелел поставить два памятника из камней: один на восточном берегу реки, где стоял ковчег завета (9), а другой на западной стороне реки в Галгале (4:20), чтобы последующие поколения Израиля не забыли события и места этого чуда.

Празднование пасхи

Наконец, достигнув обетованной земли, на четвертый день после перехода через Иордан, израильтяне праздновали пасху (4:19; 5:10). На следующий день после пасхи манна перестала падать с неба (5:12). Для охраны своего народа господь послал таинственного вождя с армией, что весьма ободрило Иисуса Навина в его дальнейшим служении (5:13-15).

Глава 6.

Покорение Иерихона

Покорение Иерихона произошло непосредственным проявлением божьей силы для того, чтобы воодушевить израильтян с самого начала их борьбы с сильнейшими за них народами. Семь дней они обходили Иерихон со священниками, ковчегом завета и трубным звуком. А свыше над ними был вождь воинства господня (5:14), который в назначенное время на седьмой день, при звуке трубы и восклицаний народа разрушил стены Иерихона.

Город был предан заклятию и проклятие было произнесено на всякого, кто решится восстановить город (26, см. 3 царств 16:34).

Иерихон был расположен в 10 км от Иордана, а Галгал, главная квартира Иисуса Навина, на полпути между Иерихоном и Иорданом.

Стены Иерихона окружали город, который занимал площадь в 3 гектара. это была внешняя крепость города, вокруг которой жило много людей.

Новозаветный Иерихон расположен 2 км южнее от развалин старого города. А теперешняя Деревня Иерихон расположена 2 км на юго-восток.

Археологическая заметка

Д-р джон Гарстанг, директор британской археологической школы в Иерусалиме и отдела древностей палестинского правительства, производил раскопки Иерихона в 1929-36 годах. Он обнаружил черепки и скарабей, доказывающие разрушения города около 1400 лет до р.х., совпадающее со временем Иисуса Навина и со многими другими открытиями, доказывающими библейский рассказ разрушения Иерихона.

«и обрушилась стена города до своего основания» (19). Д-р Гарстанг обнаружил, что стена города «обрушилась», упала плашмя. Иерихонская стена была двойной, с проходом между стенами в 5 м

Рисунок 38. Развалины древнего Иерихона. На снимке видны стены

Старого города. Фото Матсона.

Рисунок 39. Аэросъемка холмов древнего Иерихона. Снизу

Иерихонская равнина. Фото Матсона.

Шириной. Наружная стена была в 2 м толщиной, а внутренняя 4 м толщиной и 10 м высотой. Стены были построены на не весьма прочном фундаменте из кирпичей в 10 см толщиной и 1/2 м длиной, скрепленных грязью. Обе стены соединялись надстройкой жилых домов сверху стен, в том числе и дом Раавы в «стене». Д-р Гарстанг обнаружил, что наружная стена упала наружу и свалилась в овраг, потянув за собой внутреннюю стену с жилыми постройками, так как связь кирпичей здесь была тоньше. Основание дворцовой стены в четыре ряда камней устояло с сильным уклоном наружу. Д-р Герстанг думает, что стены Иерихона были сильно потрясены землетрясением, (признаки которого весьма очевидны), способом, который Бог мог употреблять во всякое время.

«а город и все, что в нем, сожгли огнем» (23). Раскопки показали сильные признаки пожарища и разрушения. Он еще обнаружил в раскопках слои угля и золы от разрушения стен огнем. Сильно пострадала от огня внешняя стена. Жилые дома около стен были разрушены до основания. Нижний слой земли был перемешан с обгорелым мусором, в котором были ямы с белой золой, покрытые слоем свалившегося красного кирпича.

«но вы берегитесь заклятого» (17). Д-р Гарстанг открыл под золой и павшими стенами развалины кладовых, с обильным запасом провианта: пшеницы, ячменя, чечевицы, фиников и других продуктов, которые от сильной температуры превратились в уголь, нетронутые и неупотребляемые. Все это служит доказательством того, что победители воздержались от пользования этими запасами.

Глава 7,8.

Падение Гайя и Вефиля

Около Гайя израильтяне потерпели ужасное поражение по причине преступления Ахана. Скоро после чудесного перехода через

Иордан и взятия Иерихона, поражения у Гайя было весьма неприятным переживанием для Израиля. Здесь они получили поучительный урок. Бог их не оставил, но он хотел научить их покорности.

Археологическая заметка

Вефиль. Из слов в 8:9,12 видно, что следующая битва была за оба города: гай и Вефиль, 8:28* 12:9,16 и что оба города были разрушены. Расстояние между ними было всего 2 км.

Вефильский (Бейтанский) курган был раскопан в 1934 году Каильской мемориальной экспедицией, под обоюдным руководством американской школы в Иерусалиме и Ксенийской теологической семинарией в Питсбурге, под руководством в.ф. Албрайта. Они обнаружили, что разрушение города совпадает со временем инвазии Иисуса Навина, которая сопровождалась сильным пожаром и «сильной битвой». Обнаружены были целые глыбы павших и обгорелых стен, толщиной в 2 м из красного кирпича, черной золы из перегоревшей земли и других обгорелых отбросов. Нигде в других местах палестины, говорит Албрайт, он не видел такого великого пожарища.

Глава 8:30-35.

Повторение закона у горы Гевала

Моисей дал это повеление (втер. 27). Сихем был в центре долины неописуемой красоты, между горой Галгалом и горой Гаризимом. Здесь Авраам 600 лет до этого соорудил свой первый жертвенник. На этом месте Иисус павий в торжественной обстановке прочитал книгу закона для израильского народа.

Главы 9,10.

Иисус павий повелевает солнцу и луне

Остановиться

Гаваец был расположен в 16 км на северо-восток от Иерусалима и считался одним из больших городов земли (10:2). Гаваонитяне, перепуганные падением Иерихона и Гайя, поспешили поработить себя израильтянам. Событие это возбудило царей Иерусалима, Хеврона, Иармуфа, Лахиса и Еглона выйти на войну с Гаваоном. Иисус лавин выступил со своим войском в защиту Гаваона. В результате произошла эта известная битва около Гаваона и Вефорона, где солнце стояло целый день. Каким образом остановилось солнце, нам не известно. Некоторые думают, что мы в то время потеряли один календарный день. Так или иначе, день был продлен чудодейственным образом для того, чтобы Иисус Навин закончил победное поражение врагов.

Археологические заметки разрушение Лахиса и Давира упоминаются в 10:32,39.

Лахис. Археологическая экспедиция Велкома в (1931-) обнаружила в Лахисе большой слой золы времени Иисуса Навина.

Давир (Кериаф-Иарим, Тель бейт мирзам). В этих городах объединенная экспедиция Ксенийской семинарии и американской школы в Иерусалиме в 1926-28 гг. Обнаружила глубокий слой золы, деревянного угля и извести, с признаками сильного огня и с другими доказательствами культуры, относящимися к времени

Иисуса Навина. Нижний слой относился ко временам Хананеев, а верхний ко временам израильтян.

Глава 11.

Поражение северных царей

Во время Вефоронской битвы, при которой остановилось солнце, Иисус павий разбил царей южных. А теперь победа над царями северными у Мерома дала ему возможность покорить всю палестину.

Три великих чуда причинялись к этой победе: переход через Иордан, падение стен Иерихона и остановка солнца. Все эти чуда были проявлением божьей силы.

Археологическая заметка

Асор. «а асор он сжег огнем» (11:11). Гарстанг обнаружил во время раскопок Асора золу этого огня и много черепков, как доказательство этого пожара в 1400 году до р.х.

В письменах Амарны, адресованных фараону в 1380годудо р.х. Египетским посланником из севера палестины, говорится: «да воспомянёт, мой господин царь, что Асор и его цари пережили».

Остатки золы и развалины городов подтверждают повествование библии о покорении Иисусом Навином палестины и ее городов, как Иерихона, Лахиса, Вефиля, Давира, Асора и других.

Глава 12.

Перечисление пораженных царей

Всех пораженных царей, упомянутых в главе 12 было 31. В общем, вся Палестина была покорена Израильтянами(10:40; 11:23:21:43). Все же в некоторых местах продолжали жить Хананеи (13:2-7;15:63, 23:4; суд. 1:2,21,27,29,30,31,33,35). После смерти Иисуса Навина эти языческие народы причинили много зла израильтянам. Земли филистимлян, Сидонян и ливанские оставались непокоренными.

Главы 13 до 22.

Раздел земли по уделам

Карта на следующей странице показывает приблизительное расположение Ханаанских народов и раздел земли между 12 колен Израиля. В Палестине было 6 городов убежища (гл. 20 и втер. 19) и 40 городов для левитов, Включая 13 для священников (21:19). Жертвенник у реки Иордана (гл. 22) был символом национального единства народа, который был разделен рекой Иорданом.

Главы 23,24.

Прощальное слово Иисуса лавина

Иисус павий получил из рук Моисея писанный божий закон (1:8). К этой книге он добавил еще свою книгу (24:26). Он очень разумно Иисуса Навина

Пользовался «книгами», подобно Моисею (втер. 31). Он вписал в «книгу» раздел земли (18:9). Он читал для народа «книгу» Моисея (8:34). У горы Галгала он написал «на камне список с закона Моисея» (8:32).

Хананеяне

Хананеянами назывались все жители палестины. В более строгом смысле этого слова название это применялось к жителям Ездрилонской равнины. Амореями иногда назывались все жители, в особенности народы, живущие на западной стороне мертвого моря, покорившие восточную сторону Иордана, изгнав аммонитян. Ферезеи и Иевусеи заселяли южные горы.

Евой и Хеттеи были рассыпаны сильными группами от бывшего сильного северного царства, столицей которого был кархемис и занимали ливанский район. Гергесеи, полагают, жили восточнее галилейского моря. Государственные границы между этими народами были неустойчивыми, так что в разное время они занимали разные места.

Религия хананеев

Главным божеством Хананеев был Ваал. Ашторет, жена Ваала, была главной богиней. Она считалась матерью всякого плодородия. Вавилоняне называли ее иштар, а греки и римляне называли ее Астартой. Ваалы, множественное число от Ваала, были изображениями Ваала. То же самое было и с Астартами. Часто священный столб, камень и пень дерева был символом божества Астарты (втер. 16:21,22). Обычно храмы Ваала и Астарты были вместе. Храмовые жрицы были Проститутками. А в содоме, мужчины были в роли проституток при храмах. Поклонение Ваалу, Астарте и другим Хананейским божествам сопровождалось при самых низких и греховных оргиях и храмы эти были Притонами всякой мерзости.

Археологические заметки

Бог дал израильскому народу определенное повеление уничтожить или изгнать хананеев (втер. 7:2,3). Иисус Навин принялся за это дело с великим усердием и Бог, проявлением великих чудес, помогал ему в этом. На самом деле сам Бог побеждал за них.

В раскопках около Гезера, Макалистер, представитель палестинского исследовательского фонда, в 1904-9 годах, в ханаанской страте, перед овладением израильтянами палестины в 1500 году до р.х., нашел развалины «высот», храма, в котором совершалось поклонение Ваалу и богине Астарте. «Высоты» эти занимали площадь 45 на 35 м, окруженную стеной, где совершались религиозные празднования. В стенах были замурованы 10 грубых столбов, размером 1,5 на 3 м, перед которыми совершались жертвоприношения.

В развалинах под этими «высотами», Макалистер обнаружил множество горшков с останками детских костей, которые приносились в жертву Ваалу. Место это предоставляло из себя детское кладбище.

Другой ужасный обычай назывался «жертвоприношением на основания». Когда заканчивалась постройка нового дома, то в жертву Ваалу приносился младенец, тело которого позже замуровывалось в стену для счастья всех живущих в доме. Многие из этих детей были обнаружены в Гезере, а также и в Мегиддо и других местах. (о жертвоприношении младенцев см. Стр. 206).

Также под развалинами этих «высот», Макалистер обнаружил большое количество стенных украшений Астарты с грубо изображенными сексуальными органами для разжигания плотских страстей.

Так Хананеяне своими неморальными обычаями проводили свои религиозные богослужения перед идолами и приносили первородных младенцев в жертву этим божествам.

Из этого видно, что большая часть палестины представляла из себя содом и Гоморру в большом национальном масштабе.

Можно ли удивляться тому, что Бог повелел израильтянам уничтожить Хананеян? Имела ли право такая мерзкая и низкая культура на существование? Здесь содержится один из исторических примеров божьего правосудия над нечестием всей страны.

Многие археологи, ведущие раскопки в Ханаане, удивляются тому, что Бог не уничтожил этот народ гораздо раньше.

Божье повеление уничтожить Хананеев, кроме божьего правосудия и воздаяния за их нечестие, состояло еще в том, чтобы предохранить израильтян от идолопоклонства с его мерзкими обычаями. Бог избрал израильский народ для одной определенной цели, чтобы от них произвести Христа и показать всему человечеству, что в мире есть один истинный и живой Бог. Когда Израиль впадал в идолопоклонство, то этим аннулировалась всякая цель его национального существования. Уничтожение идолопоклонства во всей стране было мерой божьей предосторожности для Израиля. Иисус павий сделал в Израиле хорошее начало. Если бы только израильтяне продолжали такой образ жизни, то о многом можно было бы сказать в наше время иначе.

В православной традиции Иисус Навин почитается как праведный, память совершается 1 сентября по юлианскому календарю.

Жизнеописание

Происходил из колена Ефремова и носил первоначально имя Осия (Хошеа), но был переименован Моисеем в Иисуса (Йехошуа), когда был послан разведчиком с представителями других одиннадцати колен. Комментаторы объясняют причину изменения имени молитвой Моисея, чтобы Иисус оставался при своем мнении и не шёл за остальными разведчиками. В латинской (а затем в католической и протестантской) традиции имя Иисуса Навина передаётся иначе, чем имя Иисуса Христа - Josua вместо Jesus, в то время как в греческой православной традиции оба зовутся Иисус (поэтому к имени первого обычно прибавляется Навин или сын Навин, в то время как в западной традиции это излишне). Иисус прозван Навин от имени своего отца, Нав или Нон. К имени Нав добавлен устаревший суффикс -ин что как и -ов указывает на принадлежность.

Непосредственно после смерти Моисея к Иисусу явился Бог и сказал ему:

Первым делом евреи под предводительством Иисуса атакуют Иерихон. В течение семи дней их войска маршируют вокруг городских стен, возглавляемые жрецами, несущими ковчег завета. На седьмой день, войско обошло город семь раз, сопровождаемое играющими на трубах священниками. В определённый момент Иисус приказывает всему народу одновременно крикнуть, и тотчас стены города падают сами собой.

После этого Иисус приказывает истребить население Иерихона полностью, включая женщин, стариков, детей и домашний скот. Была пощажена только блудница Раав и её родня, за то что Раав ранее укрыла еврейских разведчиков, проникших в город. Сам Иерихон был полностью сожжён (Иисус Навин, глава 6).

Далее, вступив в Землю обетованную, он в целом ряде сражений победил несколько ханаанских племён, несмотря на то, что они выступали против него иногда целыми коалициями. Город Гай Иисус захватил, а население его истребил полностью как и в Иерихоне. Пять царей - иерусалимский, хевронский, иерамуфский, лахисский и еглонский объединились против израильтян. Однако Иисусу удалось нанести им поражение. Бог принял участие в сражение на его стороне, бросая с неба в войско неприятеля камни:

Пять царей потерпев поражения спрятались в одной из пещер. Но они были обнаружены и Навин приказал убить их и повесить на деревьях. Затем еврейское войско захватило города Макед, Ливна и Лахис. Все жители этих городов были поголовно вырезаны. На помощь царю Лахиса пришёл царь Газерский, но израильтяне одержали верх и истребили его народ полностью. Та же судьба постигла всех жителей городов Еглон и Хеврон:

  • Образ Иисуса Навина вышит на одном из знамён Ермака, хранящегося в Оружейной палате Московского Кремля.
  • Явление на Меркурии, когда Солнце останавливается на небе и движется в противоположную сторону, получило название эффекта Иисуса Навина.
  • Образ Иисуса Навина проходит в экранизациях в фильме «Десять заповедей» 1956 года, а так же во второй половине фильма

Иисус Навин – выдающийся еврейский полководец, преемник Моисея.

Он предводительствовал еврейским народом во время завоевания Ханаана. Иисусу Навину посвящена отдельная книга в библейском каноне.

В латинской Библии его имя пишется иначе, чем имя Иисуса Христа: Iosue (Иисус Христос – Iesus), такое написание было унаследовано затем католиками и протестантами.

В православии оба пророка именуются одинаковым именем – Иисус, поэтому для полководца принято прибавлять эпитет Навин (или «сын Навин»), чтобы отличить его от Христа. В православной церкви Иисус Навин почитается как святой в лике праведных.

Биография

Иисус Навин был потомком Ефрема, сына Иосифа. Имя Навин он унаследовал от отца, и в переводе оно означает «правитель». Вначале он носил имя Осия (Хошеа), но Моисей переименовал его и дал то имя, под которым он известен теперь.

Когда евреи оказались в пустыне, Иисус Навин выступил в качестве полководца, поведя народ на битву с амаликитянами. После этого он неотступно следовал за Моисеем и был его главным помощником, а после его смерти стал полноправным главой над евреями.

Библейский текст рассказывает, что после того, как Моисей умер, Иисусу Навину якобы явился бог и пообещал, что впредь он будет одерживать победы над окрестными народами и завоюет их земли.

Падение Иерихона

Самым известным военным подвигом Иисуса Навина является взятие Иерихона. При этом евреи под его предводительством окружили город и ходили вокруг него, играя на трубах; в это время жрецы обносили вокруг городских стен «ковчег завета».

После этого Иисус приказал всему войску одновременно громко крикнуть, и тогда стены Иерихона разом рухнули. Иисус велел уничтожить всё население города, включая младенцев, рабов и скот. В живых оставили только проститутку Раав, которая перед этим приютила у себя еврейских разведчиков. Сам город евреи полностью сожгли.

Дальнейшие сражения

После этого евреи вступили в «землю обетованную». Здесь Иисус провёл серию успешных сражений с ханаанскими племенами, которые выходили против него иногда настоящими коалициями. Против евреев объединились даже пять царей, однако они не устояли перед армией Иисуса.

Сражаясь с ними, Иисус использовал некие магические приёмы:

  • Когда неприятели отступили в горы, на них сверху посыпался град камней, от которых они погибали в несметных количествах;
  • Иисусу удалось якобы остановить на небе солнце и луну, чтобы образовавшаяся ночная тьма помешала врагам отступить на безопасное расстояние.

Куда бы ни ступили евреи, везде им сопутствовал успех. С покорённым населением они расправлялись весьма жестоко и бесчеловечно, истребляя его подчистую и сжигая города. После того, как «обетованная земля» была занята и поделена, Иисус Навин мирно скончался и был похоронен на Ефремовой горе.

Перед смертью он завещал евреям «бояться бога» и отвергнуть тех богов, которым они молились до сих пор. Следовательно, даже его предшественник Моисей не смог заставить евреев окончательно отвернуться от старых семитских богов и покориться новому «единому богу», знание о котором он принёс из Египта.

Иисус Навин на «знамени Ермака»

Изображение Иисуса Навина присутствует на одном из знамён, приписываемых Ермаку – русскому казаку, покорителю Сибири. Это знамя хранится в кремлёвской Оружейной палате.

Иерихон был предан "заклятию", т.е. полностью уничтожен, а семейство Раав было включено в состав Израиля. После сожжения города Иисус Навин запрещает заново отстраивать его, но поселение на этом месте оставалось в последующие годы: возможно, имеется ввиду отсутствие крепостных укреплений (и, конечно, возрождение прежних языческих обычаев).

Что касается проблемы жестокости израильского завоевания Земли Обетованной, при котором, по прямому повелению Бога, местные языческие народы должны были быть истреблены - у этого вопроса есть несколько измерений:


  • Такие были времена: некорректно судить о древности с точки зрения современных моральных норм:

" Жестокости Ветхого Завета - прежде всего по отношению к жителям покоряемого евреями Ханаана - кажутся ужасающими. Но во-первых, если у нас создается о нем именно такое впечатление, - значит, он все-таки привел к той цели, ради которой был некогда дан. Мы и наш мир действительно стали лучше. Нравственное чувство обострилось. Мы стали способны возмущаться тем, что в иные времена казалось само собой разумеющимся." (А. Кураев. Дары и анафемы. Глава "Жесток ли Ветхий завет?")

  • Хананеяне сами виноваты - практиковали ритуальные оргии и детские жертвоприношения

"Религия страны была родственна финикийской. ...Богослужение сопровождалось пышными обрядами. Многие из них имели изуверский характер (культовая проституция, человеческие жертвы, ритуальные убийства детей, фаллические оргии)" . (А.Мень. Как читать Библию)

"Ненависть Израиля к жителям Ханаана станет хотя бы понятной, если мы осознаем, с чем именно евреи там встретились... Это был бог солнца (Ваал-Хаммон - «владыка жара») и одновременно плодородия. Но жертвы этому солнечному божеству приносились по ночам. Эти жертвы сжигались в так называемых тофетах (букв. «место сожжения людей»). Останки хоронили в этом же «месте» в специальных урнах, над которыми ставились стелы… Какие жертвы? Дети…
...Божий Промысл привел евреев в землю, обладатели которой (и их ближайшие родственники!) практиковали религию, составлявшую контраст с их собственной. ...Бывает необходимо очистить зараженную среду, чтобы сохранить здоровье. Фанатизм в Библии попускается - перед лицом языческих крайностей он бывает меньшим злом, чем равнодушие" . (А. Кураев. "Жесток ли Ветхий завет?")

"И вот среди этого страшного мира появляются израильтяне, пришедшие из гор и пустынь. ...Конечно, они не могли не видеть все то, что творилось вокруг них. В этой обстановке нашествие Израиля являлось очистительной бурей, ворвавшейся в тлетворную среду суеверий и извращений. Поэтому сам Израиль смотрел на свои войны, как на священные войны Яхве. ...Только в одном случае закон соответствовал восточному праву со всей его жестокостью, когда дело касалось семи народов, живших в Палестине до Израиля. В этом случае после разрушения города истреблялись все его жители и весь скот, уничтожались все идолы, а все предметы, сделанные из драгоценных металлов, посвящались Богу. Это называлось «херем », в переводе греческих толковников - «проклятие, заклятие, анафема», т. е. дар по обету." (Н.Соколов. Ветхий завет. Курс лекций)


  • Библейское повествование намеренно преувеличивает нетерпимость израильтян:

"Археологи подтвердили историческую достоверность главных событий, описываемых в книге Иисуса Навина. Однако, стремясь показать, как строго в эпоху Иисуса Навина народ Ягве отделялся от язычников, автор преувеличивает непримиримость израильтян к хананеям. Из Книги Судей, основанной на более древних источниках, явствует, что и после Иисуса Навина значительная часть страны осталась населенной хананеями." (А.Мень. Как читать Библию)>


  • Никакого масштабного завоевания и истребления народов и вовсе не было:

"Хотя мы знаем, что группа под названием Израиль уже присутствовала где-то в Ханаане около 1207 года до н.э., данные об общей политической и военной ситуации в Ханаане наводят на мысль, что молниеносное вторжение этой группы было бы нереальным и в высшей степени неправдоподобным. ...В последние годы 13 века и в начале 12 века до н.э. весь древний мир пережил драматическое преобразование, так как разрушительный кризис смел царства бронзового века, и начал появляться новый мир. ...Многие крупные ханаанские порты вдоль побережья Средиземного моря, в том числе и большой морской торговый центр Угарита на севере, были сожжены дотла. Впечатляющие города внутри страны, такие как Мегиддо и Хацор, стали заброшенными грудами развалин. Что случилось? Почему старый мир исчез? Ученые, которые работали над этой проблемой, были убеждены, что основной причиной этого было вторжение таинственных и жестоких групп, названных «народами моря», мигрантов, которые пришли с запада по суше и по морю и опустошили все, что стояло на их пути. ... Археологические данные показывают, что разрушение этих городов произошло за промежуток времени более века. Среди возможных причин упоминают вторжение, социальный распад или гражданскую войну. Это не было сделано отдельной военной силой, и, конечно же, не в единой военной кампании. (И.Филькенштейн, Н.Сильберман. Раскопанная Библия)


  • Завоевание сопровождалось не истреблением, а изгнанием хананеян

"Заклятие" - "херем " происходит от глагола "харам " - изымать (из обычного хода вещей), заключать / запирать, посвящать, отдавать целиком. Речь идет о посвящении Господу целого города: "Город будет под заклятием, и всё, что в нем - Господу" (Нав. 6:16) - то есть завоеванный город должен быть очищен от идолопоклонства, от служения силам тьмы. Поскольку "херем " в синодальном тексте переводится как "заклятие" (вместо более правильного "посвящение")... возникает устойчивое представление о некоем "проклятии", якобы наложенном на ханаанейские города и связанном с "тотальным истреблением" их жителей, с "геноцидом", будто бы осуществленным в те далекие времена.

Что же в действительности происходило с жителями Ханаана в период израильского завоевания? Указание на это содержится в предписаниях, полученных Моисеем на Синае : "Когда пойдет пред тобою ангел Мой и поведет тебя к аморреям, хеттеям, ферезеям, ханаанеям, евеям и иевусеям, и истреблю их" (Исх. 23:23). ....В упомянутом стихе словами "истреблю их" передается древнееврейское "гихэхадтив " - "Я изглажу их", от "кахад " - "изглаживать / уничтожать следы". Речь здесь идет об уничтожении следов кровавого идолослужения ханаанеев, но никак не об истреблении самого населения. Напротив, относительно жителей покоренных городов в Пятикнижии и других книгах Библии постоянно повторяется предписание "изгнать" их, но отнюдь не уничтожить. Словом "изгнать" переведен глагол "гараш " - "прогнать / удалить", который употреблен в рассказах об изгнании Адама и Евы из Едемского сада и изгнании Каина". (: возвращение Израиля и спасение Ханаана)


***

Взятие Гая

Иисус Навин особенно предупреждает, чтобы никто не присвоил ничего из "заклятого" имущества в городе, но этот запет был нарушен - первое отступление от Бога на земле обетованной: "Ахан, сын Хармия, сына Завдия, сына Зары, из колена Иудина, взял из заклятого, и гнев Господень возгорелся на сынов Израиля." (Нав.7:1)

За грехопадение тут же следует наказание: войско, посланное на захват города Гай, разбито уступающими израильтянам по численности хананеянами.

"Военные события разворачиваются в тех самых местах, где некогда Авраам проповедовал местным жителям единобожие: "Оттуда двинулся он к горе, на восток от Вефиля; и поставил шатер свой так, что от него Вефиль был на запад, а Гай на восток; и создал там жертвенник Господу, и призвал имя Господа ." (Быт.12:8) ...Авраам некогда поставил свой шатер - обитель истинной веры - между Гаем и Вефилем. Гай (Ай) переводится как "груда камней / развалины", а Вефиль - "Бейт-Эль" - "дом Божий". Авраам

призывал жителей Ханаана перейти от духовного разрушения (город Гай) к поклонению единому Богу (город Вефиль), вести жизнь, исполненную милосердия, и поклоняться Творцу в "доме Божьем"... Указанный Авраамом путь связан с духовным восхождением - не случайно говорится, что он "двинулся к горе"; гора же в Писании - символ движения ввысь, к Господу" . (Д.Щедровицкий. Книга Иисуса Навина)

Вспомним "авраамовские места" Ханаана:


Иисус Навин вместе со все народом потрясен поражением как ясным знаком богооставленности, и обращается к Богу с молитвой подобно тому, как взывал и Моисей в самые отчаянные и драматические моменты: "Иисус разодрал одежды свои и пал лицем своим на землю пред ковчегом Господним и лежал до самого вечера, он и старейшины Израилевы, и посыпали прахом головы свои.
И сказал Иисус: о, Господи Владыка! для чего Ты перевел народ сей чрез Иордан , дабы предать нас в руки Аморреев и погубить нас? о, если бы мы остались и жили за Иорданом! О, Господи! что сказать мне после того, как Израиль обратил тыл врагам своим? Хананеи и все жители земли услышат и окружат нас и истребят имя наше с земли. И что сделаешь тогда имени Твоему великому?

Господь сказал Иисусу: встань, для чего ты пал на лице твое? Израиль согрешил, и преступили они завет Мой , который Я завещал им; и взяли из заклятого, и украли, и утаили, и положили между своими вещами; за то сыны Израилевы не могли устоять пред врагами своими и обратили тыл врагам своим, ибо они подпали заклятию; не буду более с вами, если не истребите из среды вашей заклятого." (Нав.7:6-12)

Ахан (он же Ахар) сознается в содеянном и предается смерти. Его рассказ комментаторы сопоставляют с историей Евы:
- "между добычею увидел я одну прекрасную Сеннаарскую одежду и двести сиклей серебра и слиток золота весом в пятьдесят сиклей; это мне полюбилось и я взял это" (Нав.7:21)
- увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно , потому что дает знание; ивзяла плодов его и ела" (Быт.3:6)

Какой из истории Ахана можно извлечь урок, можно почитать, : мы часто цепляемся за какие-то совершенно ненужные, мелочные, сиюминутные вещи и ради них оставляем Бога и лишаемся того прекрасного и удивительного, что Он задумал нам подарить (а то и навлекаем на себя всякие беды, которых вполне можно было избежать).

Гай становится символом, противоположным Иерихону: если Иерихон был взят подчеркнуто чудесным образом, без потерь и усилий со стороны Израиля, верного завету с Богом, то завоевание Гая после пошатнувшегося доверия с Богом проходило с активным участием израильтян, с помощью военных маневров и засад.

Еще одна параллель с Исходом: во время перехода через Чермное море Моисей держал воздетым посох; в течение битвы с амаликитянами - поднимал в молитве руки; а во время взятия Гая Иисус Навин держал копье "простертым в руке своей " до самого окончания битвы, как выражение предельного напряжения сил и молитвы.

Гаризим и Гевал - гора благословений и проклятий

После взятия города Гай к северу от него, в районе города Сихем (Шхем) было осуществлено заповеданное Моисеем жертвоприношение и чтение Закона: "И когда перейдете за Иордан... поставь себе большие камни и обмажь их известью; и напиши на [камнях] сих все слова закона сего, когда перейдешь [Иордан], чтобы вступить в землю, которую Господь Бог твой дает тебе, в землю, где течет молоко и мед ..." (Втор.27).

Это произошло как раз к годовщине дарования , т.е. к . Именно на этом месте (см. карту выше) Авраам заключил свой завет с Богом: "И прошел Аврам по земле сей до места Сихема, до дубравы Море́. В этой земле тогда [жили] Хананеи. И явился Господь Авраму и сказал: потомству твоему отдам Я землю сию. И создал там [Аврам] жертвенник Господу, Который явился ему. Оттуда двинулся он к горе, на восток от Вефиля; и поставил шатер свой так, что от него Вефиль был на запад, а Гай на восток; и создал там жертвенник Господу и призвал имя Господа". (Быт. 12:6-8)

Израильтяне взошли на гору - раздвоенную вершину 881 м высотой, как бы состоящую из двух гор - Гевал и Гаризим (Сихем находится между ними). Там были принесены жертвы и начертаны на камнях слова Закона (Десять заповедей). На склонах горы Гевал расположились колена Симеона, Левия, Иуды, Иссахара, Ефрема, Манассии и Вениамина, чтобы произносить слова благословений соблюдающим Закон, а на склонах горы Гаризим - колена Рувима, Гада, Асира, Завулона, Дана и Неффалима, чтобы произносить проклятия преступникам (благословения и проклятия - традиционное завершение древневосточного договора, по образу которого составлен и завет Израиля с Богом).

Вид на гору: Гаризим / Гризим (слева) и Гевал / Эйваль (справа):

(Фото и рассказ: dona-anna.livejournal.com/693422.html)

Вид поближе на обе горы и Наблус, древний Сихем:

Еще один фоторассказ об этом месте: zalz-berg.livejournal.com/357191.html

Гора Гаризим стала впоследствии священной для самаритян - отколовшейся от иудаизма группы: "После возвращения жителей Иудейского царства из пленения вавилонского самаритяне, отвергнутые вождями вернувшихся, объявили Гаризим более священным местом, чем Иерусалим. По их утверждениям, на горе Гаризим совершалось жертвоприношение Исаака; Гаризим и есть Бейт Эль, где Господь заключил союз с Иаковом,; жертвенник Моисей завещал устроить не на горе Эйваль, а на Гаризим." (www.israel-gid.org/4385/)

Образ горы благословения и проклятия нашел отражение, в частности, в авторской песне: Евгений Гангаев - "Гора Гризим и гора Эйвал" (текст песни)

"Встань, солнце, над Гаваоном"

Наслышанные о победах израильтян, жители города Гаваон обманом заключают союз с ними, выдав себя за чужеземцев (т.к. их, как местных жителей, иначе пришлось бы уничтожить, как и прочих хананеян). Когда обман раскрылся, Иисус Навин, вынужденный сдержать данное слово о мирном соглашении, в наказание назначает их бессменными "дровосеками и водоносами" для израильтян и для жертвенника Господня (т.е., по сути, рабами, а не полноправными членами израильского народа).

"Гаваон , в настоящее время деревня Эль-Джиб, верстах в 7 на север от Иерусалима; во время Иисуса Навина он был большим городом, подобным столицам ханаанских царей... Он находился на пути из среднего Ханаана к Средиземному морю. ...искать союза с израильским народом побуждал гаваонитян только страх за свою жизнь, что сведения их о великих делах Бога Израилева приводили их только к уверенности в неизбежной гибели ханаанских народов, а не пробуждали у них, как у Раави, мысли о Нем, как Боге неба и земли, а вместе с этим стремления стать в ряды его исповедников. В этом заключается внутренняя причина того, что они не вошли в состав Израильского народа." (Лопухин. Толковая Библия)


(Фото: father-ingwar.livejournal.com/232313.htm l)

Пять царей, правителей других окрестных городов - Иерусалима , Хеврона , Иармуфа , Лахиса и Еглона - напротив, создают военную коалицию и идут войной на Гаваон, оказавшийся в их глазах предателем, перешедшим на сторону пришельцев-захватчиков.

Гаваонитяне зовут на помощь израильтян, и так случается одно из самых ярких и эпических сражений эпохи завоевания Земли Обетованной. В его описании особенно подчеркивается, что все происходит по благословению свыше и в большей мере руками самого Бога, а не военными стараниями израильтян:

И сказал Господь Иисусу: не бойся их, ибо Я предал их в руки твои : никто из них не устоит пред лицем твоим. И пришел на них Иисус внезапно, [потому что] всю ночь шел он из Галгала. Господь привел их в смятение при виде Израильтян , и они поразили их в Гаваоне сильным поражением, и преследовали их по дороге к возвышенности Вефорона, и поражали их до Азека и до Македа. Когда же они бежали от Израильтян по скату горы Вефоронской, Господь бросал на них с небес большие камни [града] до самого Азека, и они умирали; больше было тех, которые умерли от камней града, нежели
тех, которых умертвили сыны Израилевы мечом.

Иисус воззвал к Господу в тот день, в который предал Господь Аморрея в руки Израилю, когда побил их в Гаваоне, и они побиты были пред лицем сынов Израилевых, и сказал пред Израильтянами: стой, солнце, над Гаваоном, и луна, над долиною Аиалонскою!

И остановилось солнце, и луна стояла, доколе народ мстил врагам своим. ... И не было такого дня ни прежде ни после того, в который Господь [так] слушал бы гласа человеческого, ибо Гос подь сражался за Израиля . (Нав.10:8-14)


Миниатюра из Wellchronik, Хроники всемирной истории Рудольфа Эмского, XIII век.

"Воинство пяти царей было на тот момент сильнейшей армией в Ханаане, победа над которой открывала путь к окончательному покорению страны. В случае же отступления цари могли вновь собраться с силами и напасть на Иисуса. Но гораздо важнее духовный смысл чуда, который связан с торжеством единобожия над язычеством. Основными богами язычников являлись Солнце и Луна. ...Иисус обратился к Солнцу и Луне, призывая их «остановиться». Это показывало, что единый Бог наделяет Своего избранника силой, способной «останавливать ход светил», то есть ниспровергать могущество языческих богов . Такое свидетельство было крайне важно и для израильтян, и для ханаанеев.
...«Остановка» светил была явлением не физического, но психологического характера: время как бы «остановилось», день «продлился» в сознании воинов Израиля и Ханаана, а не в абсолютном смысле."

(Д.Щедровицкий. Книга Иисуса Навина)


Стояние Солнца над Гаваоном. Иллюстрация из Псалтыря Людовика IX, Франция, 1256 г.

"Долгое время вел Иисус войну со всеми сими царями. Не было города, который заключил бы мир с сынами Израилевыми, кроме Евеев, жителей Гаваона... Таким образом взял Иисус всю землю, как говорил Господь Моисею, и отдал ее Иисусу в удел Израильтянам, по разделению между коленами их. И успокоилась земля от войны." (Нав. 11:18-19,23)




Джеймс Тиссо. Завоевание аморреев

"Таким образом Иисус взял всю эту нагорную землю, всю землю полуденную (Негев), всю землю Гошен и низменные места, и равнину и гору Израилеву (Шефелу, долину Иордана, а также горы и предгорья Израиля), и низменные места от горы Халак, простирающейся к Сеиру, до Ваал-Гада в долине Ливанской, подле горы Ермона..." (Нав. 11:16-17)

Земли, которые оказались под контролем израильтян в итоге завоевательных походов Иисуса Навина, занимают значительную часть Ханаана, но окружены территориями, которые еще населяли хананеи, филистимляне и другие местные народы; их израильтянам предстоит завоевать уже после того, как каждому колену будет определена своя земля.

Израильские колена расселяются по Земле обетованной

Вошедший в преклонные лета Иисус Навин и первосвященник Елеазар (сын Аарона) распределяют земли между коленами.


Рафаэль Санти. Иисус Навин распределяет завоёванные земли (Лоджии Рафаэля, Ватикан)

Колена Рувима и Гада и половина колена Манассии решили поселиться в землях на восточном берегу Иордана, которые были завоеваны , до перехода через Иордан. Колено Левия - левиты, служители Бога, не получают себе земельного надела и расселяются по выделенным для них городам на территории каждого колена; оставшиеся девять колен получают земли по жребию.
Пасхи, Пятидесятницы и Кущей все последующие четыре века вплоть до эпохи пророка Самуила.

Макет скинии в Силоме:


(Фотоэкскурсия по Силому/Шило: dona-anna.livejournal.com/873171.html)

Современный Шило - израильское поселение на Западном берегу реки Иордан, в 45 км к северу от Иерусалима. В память о пребывании здесь Скинии одна из местных синагог построена по ее подобию:


(Фото: en.wikipedia.org/wiki/Shilo,_Mateh_Binya min)

Наряду с Силомом, сохранял свое значение и Сихем, где на горе Гевал (или, по версии самаритян - Гаризим) был сооружен жертвенник. Т.к. согласно Закону, жертвенник Единому Богу должен быть только один, имеет место некоторая путаница, где же, все-таки, находилась Скиния и приносились жертвы (см. рассуждения на эту тему у Лопухина); возможно, что вначале святилище располагалось в Сихеме, а потом оказалось перенесено в Силом.

Могила Иисуса Навина и перезахоронение на земле обетованной Иосифа Прекрасного

Иисус Навин умер в возрасте 110 лет и был похоронен в месте под названием Тимнат Серах - "Фамнаф-Сараи, что на горе Ефремовой" . Есть несколько вариантов расположения его гробницы, наиболее традиционный - в деревне Кифл Харес на территории Палестинской автономии, именно сюда приходят ежегодно иудейские паломники:


(Фото: en.wikipedia.org/wiki/Kifl_Haris)


(Фото: plot.livejournal.com/422932.html)

Наиболее фантастическая версия в духе альтернативной истории - от турецких суфиев, считающих, что могила Иисуса Навина или хазрети Йуша в исламской традиции находится, конечно, в Стамбуле, в Бейкозе на азиатском берегу - Yuşa tepesi . Другие мусульманские варианты гробницы: Al-Nabi Yusha в районе озера Хула в Галилее, на севере Палестины (почитается у шиитов), Ас-Сальт в Иордании (почитается у суннитов), и даже еще один вариант где-то в Ираке, в Багдаде. Но в исламской (суфийской) традиции вообще нормально иметь сразу несколько гробниц для одного святого. Главное, что все настоящие! :)

Последние строки Книги Иисуса Навина сообщают о том, что в Сихеме были перезахоронены останки Иосифа, вывезенные израильтянами из Египта согласно его завещанию в последних строках Книги Бытия (так символически закольцовывается повествование Торы, в состав которой иногда включается и Книга Иисуса Навина): "И сказал Иосиф братьям своим: я умираю, но Бог посетит вас и выведет вас из земли сей в землю, о которой клялся Аврааму, Исааку и Иакову. И заклял Иосиф сынов Израилевых, говоря: Бог посетит вас, и вынесите кости мои отсюда." (Быт.50:24-25).

Гробница Иосифа находится в Сихеме (совр. Наблус):

Продолжение следует...

This entry was originally posted at