» »

Николай гастелло подвиг. Биография Николая Гастелло. Подвиг Гастелло, вошедший в историю. Альтернативная версия в эпоху гласности

02.07.2020

Николай Францевич Гастелло – (рожд. 23 апреля (6 мая) 1907 г. - смерть 26 июня 1941 г.) - советский летчик, капитан, Герой Советского Союза (1941 г. посмертно). Выпускник Луганской Военной авиационной школы летчиков (1933 г.). Принимал участие в боях в районе р. Халхин-Гол, советско-финляндской и Великой Отечественной войне.

1941 год, 26 июня – во время выполнения боевого задания снаряд попал в бензобак его бомбардировщика, возник пожар, экипаж самолета мог воспользоваться парашютами, но капитан направил горящий самолет на скопление немецко-фашистской бронетехники.

Таран наземной цели, совершенный Гастелло и членами его экипажа лейтенантами Анатолием Бурденюком, Григорием Скоробогатым и старшим сержантом Алексеем Калининым, стал символом героизма и преданности Родине. Имя Гастелло носят улицы во многих городах, поселках. На месте подвига Гастелло, близ Радошковичей (Беларусь), героическому экипажу был возведен памятник.

Биография Николая Гастелло

Отец - Франц Павлович Гастылло, белорус, родом из д. Плужыны. Мать - Анастасия Семеновна Кутузова (девичья фамилия), русская.

1924 год – семья Гастелло перебралась жить в город Муром, где его отец устроился на работу в паровозоремонтный завод вагранщиком. В те времена Николаю исполнилось 17 лет, он устроился на тот-же завод слесарем, вместе с тем обучаясь в общеобразовательной школе. 1928 год – будущий герой стал коммунистом, примерно тогда увлекся спортом. Николай отлично катался на коньках и лыжах, а также прыгал с парашютом. 1930 год – семья Гастелло возвратилась в Москву, где молодой парень устроился на работу слесарем-нормировщиком на машиностроительный завод.

1932 год – Николай Гастелло поступил в Луганскую школу пилотов. С 1933 по 1941 год Гастелло был командиром корабля тяжелобомбардировочной авиации дальнего действия в г. Ростов-на-Дону. 1939 год – воевал на Халхин-Голе был командиром эскадрильи, а в июне 1940 году участвовал в присоединении Северной Буковины и Бессарабии к Советскому Союзу. В том же году ему дали звание капитана.

Николай Гастелло в молодости

Личная жизнь

О личной жизни летчика Николая Францевича Гастелло до нас дошло мало сведений. Известно что Гастелло был женат. У Николая Францевича с Анной Петровной родилось два сына, которым было не суждено дождаться отца с войны.

Подвиг Гастелло

1941 год, 26 июня – эскадрилья 207-го дальнебомбардировочного авиационного полка под началом капитана Н. Гастелло была отправлена для нанесения удара по фашистским боевым колоннам, продвигавшимся в Минск.

Истребительного прикрытия не было. Эскадрилья встретила немецкую колонну в районе шоссе Молодечно-Радошковичи. Опустившись до 400 метров, они сбросили бомбы на танки и автомобили неприятеля. После выхода из атаки Гастелло отдал приказ своим ведомым лейтенантам Воробьеву и Рыбасу возвращаться на аэродром, а сам полетел к другой дороге, проселочной. По ней также шла колонна. Опустившись на предельно малую высоту, он прошел вдоль нее. Стрелки Калинин и Скоробогатый, ведя пулеметный огонь, смогли уничтожить 12 немецких машин. Вражеские зенитки открыли по бомбардировщику огонь.

Самолет был подбит. Загорелся бензобак. Сбить пламя не удавалось, до своих было не дотянуть. И капитан Гастелло направил горящую машину в центр механизированной колонны противника.

Так был совершен легендарный «огненный таран» или таран наземной цели Гастелло, который станет образцом мужества и самопожертвования. Экипаж бомбардировщика геройски погиб. Они не захотели покидать самолета на парашютах и пошли на смерть вместе со своим командиром. Впоследствии летчиков, совершивших «огненный таран», называли гастелловцами.

Прибывшие на аэродром из звена Гастелло, лейтенанты Воробьев и Рыбас подали рапорт, с изложением всего произошедшего. Капитану Гастелло посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза, а 10 июля 1941 г. газета «Правда» прославила этот подвиг на всю страну.

1951 год – эксгумация. Кто совершил подвиг?

Единственные свидетели «огненного тарана» Гастелло - лейтенанты Воробьев и Рыбас, в скором времени погибли. Воробьев возвращаясь с боевого задания был сбит 23 августа в районе города Орел, а Рыбас погиб 15 ноября 1941 г. После их смерти история легендарного тарана стала обрастать новыми подробностями.

1951 год – в канун 10-ти летнего юбилея подвига Гастелло, решили провести эксгумацию героя Советского Союза и его экипажа для последующего торжественного захоронения. Однако на месте предполагаемой могилы Гастелло были найдены останки и вещи его сослуживца - командира 1-й эскадрильи 207-го полка, капитана Александра Маслова и стрелка-радиста Григория Реутова.

Во время дальнейшего разбирательства удалось выяснить, что на том месте, где, как считалось ранее, Гастелло протаранил вражескую колонну, разбился экипаж Александра Маслова, который считался пропавшим без вести. При этом пропал он в тот же день, когда был совершен подвиг Гастелло.

Потом неподалеку от гибели Маслова, в Мацковском болоте был обнаружен еще один самолет. В нем был один обгоревший труп с письмом на имя Скоробогатой и бирка от двигателя - «М-87Б» с номером 87844, которая была идентифицированна как часть разбитого бомбардировщика Гастелло. В то время об этом умолчали, а на месте гибели самолета Маслова был поставлен бюст Гастелло. И до перестройки все благополучно об этом позабыли.

Новые версии

90-е годы XX века подняли тайну Гастелло вместе с другими «секретами» СССР. Автором новой версии был майор в отставке Эдуард Харитонов, предположивший, что А. Маслов был тем, кто совершил «огненный таран», потому как были обнаружены останки именно его экипажа.

1996 год – Маслова и членов его экипажа посмертно наградили званием Героев Российской Федерации, а во многих городах появились улицы с их именами. Правда, в формулировке награждения 1996 г. не было ни слова о том, что именно А. Маслов совершил таран.

Согласно очередной версии, огненный таран не удалось совершить ни одному экипажу.

Капитан Маслов, пытавшийся протаранить на горящем бомбардировщике немецкую колонну, промахнулся и разбился в поле, в 200 метрах от дороги. Вылетевший позднее Гастелло, по некоторым из предположений, попытался направить подбитый самолет на вражеские позиции в деревне Мацки, но «Ил-4» не смог дотянуть и упал недалеко от цели, в Мацковское болото, где впоследствии и был обнаружен.

Что до рапортов Воробьева и Рыбаса, то их достоверность ставится под сомнение. Во-первых, оригиналы рапортов не сохранились до наших дней, во-вторых, по утверждению сторонников альтернативных версий, покинувшие бой летчики могли и не увидеть таран, связав его с дымом от крушения бомбардировщика. Ни опровергнуть, ни подтвердить эти версии нельзя, последние очевидцы погибли в 1941 г.

Герои «огненных таранов»

Примеры мужества, подобные подвигу Гастелло, среди советских летчиков не были единичны. Согласно подсчетам военных специалистов, лишь в первый год войны было зарегистрировано 152 подвига, когда последним оружием летчиков становился горящий самолет. Всего же во время Великой Отечественной войны советскими летчиками было совершено «огненных таранов» около 500 раз. Первое место принадлежит экипажам бомбардировщиков, их число составляет 288. Больше 800 человек во время Отечественной войны стали героями «огненных таранов».

Корреспондентский очерк «Капитал Гостелло», сделанный 10 июля 1941 года в «Правде» после сообщения Советского инфорбюро:

«На рассвете 26 июня на разных участках фронта лётчики собрались у репродукторов. Говорила московская радиостанция, диктор по голосу был старым знакомым - сразу повеяло домом, Москвой. Передавалась сводка Информбюро. Диктор прочёл краткое сообщение о героическом подвиге капитана Гастелло. Сотни людей - на разных участках фронта - повторили это имя…
Ещё задолго до войны, когда он вместе с отцом работал на одном из московских заводов, о нём говорили: «Куда ни поставь, всюду - пример». Это был человек, упорно воспитывающий себя на трудностях, человек, копивший силы на большое дело. Чувствовалось, Николай Гастелло - стоящий человек.
Когда он стал военным лётчиком, это сразу же подтвердилось. Он не был знаменит, но быстро шёл к известности. В 1939 году он бомбил белофинские военные заводы, мосты и доты, в Бессарабии выбрасывал наши парашютные десанты, чтобы удержать румынских бояр от грабежа страны. С первого же дня Великой Отечественной войны капитан Гастелло во главе своей эскадрильи громил фашистские танковые колонны, разносил в пух и прах военные объекты, в щепу ломал мосты. О капитане Гастелло уже шла слава в лётных частях. Люди воздуха быстро узнают друг друга.
Последний подвиг капитана Гастелло не забудется никогда. 26 июня во главе своей эскадрильи капитан Гастелло сражался в воздухе. Далеко внизу, на земле, тоже шёл бой. Моторизованные части противника прорывались на советскую землю. Огонь нашей артиллерии и авиация сдерживали и останавливали их движение. Ведя свой бой, Гастелло не упускал из виду и бой наземный.
Чёрные пятна танковых скоплений, сгрудившиеся бензиновые цистерны говорили о заминке в боевых действиях врага. И бесстрашный Гастелло продолжал своё дело в воздухе. Но вот снаряд вражеской зенитки разбивает бензиновый бак его самолёта.
Машина в огне. Выхода нет.
Что же, так и закончить на этом свой путь? Скользнуть, пока не поздно, на парашюте и, оказавшись на территории, занятой врагом, сдаться в постыдный плен?
Нет, это не выход.
И капитан Гастелло не отстёгивает наплечных ремней, не оставляет пылающей машины. Вниз, к земле, к сгрудившимся цистернам противника мчит он огненный комок своего самолёта. Огонь уже возле лётчика. Но земля близка. Глаза Гастелло, мучимые огнём, ещё видят, опалённые руки твёрды. Умирающий самолёт ещё слушается руки умирающего пилота.
Так вот закончится сейчас жизнь - не аварией, не пленом - подвигом!
Машина Гастелло врезается в «толпу» цистерн и машин - и оглушительный взрыв долгими раскатами сотрясает воздух сражения: взрываются вражеские цистерны.
Мы помним имя героя - капитан Николай Францевич Гастелло. Его семья потеряла сына и мужа, Родина приобрела героя.
В памяти навсегда останется подвиг человека, рассчитавшего свою смерть как бесстрашный удар по врагу».

П. Павленко, П. Крылов

Эта статья имела широкий резонанс, подвиг Гастелло широко использовался советской пропагандой.

Усилиями советской пропаганды подвиг Гастелло стал одним из самых известных в истории Великой Отечественной войны, а фамилия Гастелло - нарицательной. «Гастелловцами» стали называть лётчиков, совершивших «огненный таран». Всего за период Великой Отечественной войны было совершено 595 «классических» воздушных таранов, 506 таранов самолётом наземной цели, 16 морских таранов и 160 танковых таранов.

Герои Великой Отечественной войны. Выдающиеся подвиги, о которых должна знать вся страна Вострышев Михаил Иванович

Николай Гастелло (1907–1941)

Николай Гастелло

Николай Францевич Гастелло родился 23 апреля (6 мая) 1907 года в Москве. Его отец Франц Павлович Гастылло, немец, родом из деревни Плужины в Белоруссии, в 1900 году пришел на заработки в Москву. Здесь его фамилию стали произносить на московский манер – Гастелло. Работал вагранщиком в литейных мастерских на Казанской железной дороге. Мать – Анастасия Семеновна Гастелло, урожденная Кутузова, русская, была белошвейкой.

В 1914–1918 годах Николай Гастелло учился в 3?м Сокольническом городском мужском училище (ныне школа имени А. С. Пушкина). В 1918 году из-за голода в составе группы школьников-москвичей был эвакуирован в Башкирию. В 1919 году возвращается в Москву, где вновь учится в школе.

Трудовую деятельность Николай Гастелло начал в 1923 году, став учеником столяра. В 1924 году семья переезжает в Муром, где Николай поступает слесарем на Паровозостроительный завод имени Ф. Э. Дзержинского, на котором работал и его отец. Параллельно с трудовой деятельностью Николай оканчивает школу. В 1930 году семья возвращается в Москву, и Николай поступает на работу в Первый государственный механический завод строительных машин имени 1?го Мая. В 1930–1932 годах живет в подмосковном поселке Хлебниково.

Удивительно – человек, командовавший эскадрильей сказочных, быстрых бомбардировщиков, остался таким же московским рабочим, какими были все родные его. У него имелся большой набор слесарных инструментов, и всюду он возил с собой паяльники, пилы, стамески, молотки, напильники. Все знали, что у Гастелло можно достать любой инструмент, и часто командиры, такие же рабочие, как и он, ходили к нему занять паяльную лампу либо какую-нибудь иную слесарную снасть.

В мае 1932 года Николай Гастелло по специальному набору призван в Красную Армию и отправлен на учебу в 11?ю военную авиационную школу пилотов в город Луганск. Учебу окончил в декабре 1933 года и начал служить в 82?й эскадрилье 21?й тяжелобомбардировочной авиационной бригады, базировавшейся в городе Ростове-на-Дону. Начав летать правым летчиком на бомбардировщике ТБ?3, Николай с ноября 1934 года уже самостоятельно пилотировал самолет.

Сестра Нина Гастелло вспоминала: «Курсантом приезжал он домой на побывку, в военной форме с голубыми петлицами, стройный, интересный. Мне было очень приятно пройтись с братом по московским улицам, на нас обращали внимание, девушки посматривали нам вслед. Не раз была у него в Ростове-на-Дону. Он здесь служил, был командиром. В моей памяти он таким и остался – веселым, красивым. Вернется из полета усталый, но всегда улыбнется, обязательно какую-нибудь смешную историю расскажет».

В 1938 году в результате реорганизации воинской части Гастелло оказался в 1?м тяжелобомбардировочном авиационном полку. В мае 1939 года он стал командиром звена, а через год с небольшим – заместителем командира эскадрильи. В 1939 году участвовал в боях при Халхин-Голе (Монголия) в составе 150?го скоростного бомбардировочного авиационного полка, которому была придана его эскадрилья. Участвовал в советско-финской войне 1939–1940 годов.

Осенью 1940 года его авиационная часть перебазируется в город Великие Луки, а затем – в авиагородок Боровское под Смоленском.

В 1940 году Гастелло присвоено звание капитана. Весной 1941 года он прошел переподготовку и освоил самолет ДБ?3ф (Ил?4).

Для капитана Гастелло война началась 22 июня 1941 года в 5 часов утра. Вылетев со своего аэродрома в районе Смоленска, самолеты пошли на запад на бомбежку гитлеровских войск. На третий день войны, когда экипажи на стоянках самолетов изучали боевое задание, над аэродромом появился немецкий разведчик «Юнкерс?88». Выпустив шасси, будто собирается сесть, он промчался на малой высоте и обстрелял советские бомбардировщики. Уверенный в своей безнаказанности, фашист решил повторить заход. Но просчитался. Николай Гастелло под пулями бросился в кабину своего самолета и метким огнем из крупнокалиберного пулемета подбил гитлеровца. Перепуганный экипаж совершил вынужденную посадку неподалеку от аэродрома и был взят в плен.

26 июня 1941 года экипаж под командованием капитана Н. Ф. Гастелло в составе лейтенанта А. А. Бурденюка, лейтенанта Г. Н. Скоробогатого и старшего сержанта А. А. Калинина на самолете ДБ?3ф вылетел для нанесения бомбового удара по немецкой механизированной колонне на белорусской дороге Молодечно – Радошковичи в составе звена из двух бомбардировщиков. Огнем немецкой зенитной артиллерии самолет был подбит. Вражеский снаряд повредил топливный бак, и Гастелло совершил огненный таран – направил горящую машину на механизированную колонну врага. Все члены экипажа погибли.

Через день газета авиационной части, в которой служил герой, сообщала: «На землю сверкающей ракетой падал смертельно раненный самолет Гастелло. Он направил свой гибнущий, превращенный в огненный факел самолет в самый центр скопления вражеских танков. Огромное пламя охватило все кругом… Какую же надо иметь силу воли, чтобы в предсмертное мгновение оказаться достойным такого подвига… Так до последней минуты, не выпуская из полусожженных рук рычаги управления, с честью выполнил товарищ Гастелло ту самую клятву, которую когда-то он дал перед лицом любимой страны – своей Родины».

Героический подвиг совершил командир эскадрильи капитан Гастелло. Снаряд вражеской зенитки попал в бензиновый бак его самолета. Бесстрашный командир направил охваченный пламенем самолет на скопление автомашин и бензиновых цистерн противника. Десятки германских машин и цистерн взорвались вместе с самолетом героя.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 июля 1941 года Н. Ф. Гастелло было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Гастелло повторил подвиг военкома 150?го скоростного бомбардировочного авиационного полка М. А. Ююкина, совершенный на глазах Николая в Монголии в августе 1939 года.

На месте подвига экипажа Гастелло в Белоруссии, близ Радошковичей на шоссе Минск – Вильнюс, был установлен памятник-мемориал погибшему экипажу. Его имя носят улицы в Москве (бывшая 3?я Сокольническая улица) и во многих других городах России, поселки в Магаданской и Сахалинской областях.

Знаменитый «огненный таран». Советский плакат

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Спецслужбы Российской Империи [Уникальная энциклопедия] автора Колпакиди Александр Иванович

Положение об Охранных отделениях9 февраля 1907 года Секретно§1В тех местностях Империи, где представляется необходимым создание отдельных розыскных органов, негласные расследования по делам о государственных преступлениях возлагаются на особо назначаемых для этой

Из книги Энциклопедия заблуждений. Война автора Темиров Юрий Тешабаевич

Инструкция по организации наружного (филерского) наблюдения, 1907 г. Совершенно секретно§1Для несения наружной наблюдательной (филерской) службы выбираются строевые запасные нижние чины, предпочтительно унтер-офицерского звания, не старше 30 лет. Преимущество, при

Из книги Мифы Великой Отечественной - 1-2 [военно-исторический сборник] автора Исаев Алексей Валерьевич

Николай Гастелло и «огненный таран» В июне 1941 года во время нанесения удара по немецкой танковой колонне на участке дороги Молодечно - Радошковичи (Беларусь) командир эскадрильи 207-го авиаполка капитан Николай Гастелло и его экипаж совершили подвиг, навсегда оставшийся

Из книги Броненосные крейсера типа “Адмирал Макаров”. 1906-1925 гг. автора

Матросовы и Гастелло Десятого декабря 1941 г. в морском бою японцами был сбит бомбардировщик В-17, который пилотировал капитан Колин Келли. Это был первый бомбардировщик такого типа, потерянный в бою, в отличие от В-17, уничтоженных в Перл-Харборе и на Филиппинах. Во время

Из книги Воздушная война над СССР. 1941 автора Корнюхин Геннадий Васильевич

9. 1907-й решающий Установка механизмов и получение артиллерии всегда (вместе с установкой брони) знаменовали предстоящую готовность корабля к сдаточным испытаниям. Первыми 8-дм пушки для “Адмирала Макарова” Обуховский завод обещал изготовить 15 сентября 1906 г., а станки к

Из книги "Слава". Последний броненосец эпохи доцусимского судостроения. (1901-1917) автора Мельников Рафаил Михайлович

Гастелло Николай Францевич Подобно Валерию Чкалову и Борису Сафонову, в памяти сослуживцев Николай Гастелло навсегда остался поистине Человеком с большой буквы, с широкой русской душой и «золотыми» руками. Его боевая карьера в Великой Отечественной войне оказалась

Из книги Все Кавказские войны России. Самая полная энциклопедия автора Рунов Валентин Александрович

46. В кампании 1907 г. Обстоятельные экзамены по пяти предметам перед представительной из 47 человек комиссией во главе с контр-адмиралом Н. А. Матусевичем (1852-1912) обнаружили в большинстве ответственное отношение гардемаринов к задачам возрождения флота. Только 9 из 151

Из книги Сталин и бомба: Советский Союз и атомная энергия. 1939-1956 автора Холловэй Дэвид

Ингушско-осетинский конфликт 1907 года Также напряженными были отношения чеченцев и ингушей с их кавказскими соседями. Особенно неблагоприятно они складывались между ингушами и осетинами. 23 мая 1907 года на межнациональной почве в осетинском селении Ольгинское произошло

Из книги Герои Великой Отечественной войны. Выдающиеся подвиги, о которых должна знать вся страна автора Вострышев Михаил Иванович

1907 А.Н. Лаврищев на пресс-конференции в Женеве. 20 августа 1955 г. См.: Laurence W. L. Secrecy is Eased as Atomic Parley in Geneva Closes// New York Times. August 21, 1955. P.

Из книги Эскадренные миноносцы и миноносцы Японии (1879-1945 гг.) автора Патянин Сергей Владимирович

Андрей Кижеватов (1907–1941) Начальник пограничной заставы, погибший 29 июня 1941 года, возглавляя оборону Брестской крепости Андрей Митрофанович Кижеватов родился 7 (20) августа 1907 года в мордовском селе Селикса под Пензой. Окончил сельскую школу и работал

Из книги Самозарядные пистолеты автора Каштанов Владислав Владимирович

3. Эскадренные миноносцы (1907-1926 гг.) Эскадренные миноносцы типа “Умикадзе” Водоизмещение: нормальное 1150 т, полное 1500 т. Длина 98,3 м (97,6 по BJ1). Ширина 8,6 м. Осадка 2,78 м. Механизмы: 8 котлов “Кампон”, 3 ПТУ “Парсонс”. Мощность и скорость: 20500 л.с., 33 уз. Запас топлива: 250 т угля + 180 т

Из книги У истоков Черноморского флота России. Азовская флотилия Екатерины II в борьбе за Крым и в создании Черноморского флота (1768 - 1783 гг.) автора Лебедев Алексей Анатольевич

Savage 1907 Самозарядный пистолет Сэведж во многом открыл новую эпоху в личном короткоствольном оружии. Скорострельный, точный и компактный, созданный для скрытого ношения, на момент своего создания он обладал наибольшей скорострельностью из всех компактных самозарядных

Из книги Образцовые броненосцы Франции. Часть II. “Карно” (1891-1922) автора Пахомов Николай Анатольевич

1907 МИРФ. Ч. 6. С. 377.

Из книги Разделяй и властвуй. Нацистская оккупационная политика автора Синицын Федор Леонидович

1907 -1910 гг. В Эскадре Средиземного моря 1907 год. 1 января произошла значительная реорганизация “Морской Армии”: было принято решение базировать на Брест только одну “лёгкую эскадру”, состоящую из броненосных крейсеров. Во исполнение это-го, оба броненосных дивизиона 7

Из книги Черноморский Подплав. 1907–1935 автора Бойко Владимир Николаевич

1907 Кирсанов Н.А., Дробязко С.И. Великая Отечественная война 1941–1945 гг.: Национальные добровольческие формирования по разные стороны фронта // ОИ. 2001. №6. С.

Из книги автора

Подводные лодки Черноморского флота 1907-1935 Подводная лодка «Скат» В марте 1904 года заложена на эллинге Балтийского судостроительного и механического завода в Санкт-Петербурге как подводный миноносец. 31 мая 1904 года Высочайшим Указом присвоено наименование «Скат». 5 июня

Николай Францевич Гастелло родился 6 мая 1907 г. в Москве, в семье рабочего и белошвейки. В школу поступил в 1911 году. Первая учительница Николая Гастелло, помогая в составлении его биографии, вспоминала его как очень спокойного, уравновешенного мальчика, всегда старающегося достичь своих целей. По ее мнению, такие качества вполне способствовали тому, чтобы в будущем совершить подвиг во имя Родины.

В 1924 году семья Гастелло переехала жить в г. Муром, где отец будущего героя устроился на работу в паровозоремонтный завод вагранщиком. Николаю исполнилось в то время 17 лет, поэтому он стал также работать на том же заводе слесарем, одновременно обучаясь в общеобразовательной школе. В 1928 г. Николай Францевич Гастелло стал коммунистом, примерно в тоже время увлекся спортом и усиленно занимался им в свободное от учебы время. Его особенной страстью был футбол, Николай был центральным нападающим в команде и идейным вдохновителем группы комсомольцев, своими собственными силами построившими стадион «Локомотив». Кроме этого, молодой Гастелло отлично катался на коньках и лыжах, а также прыгал с парашютом. В 1930 г семья Николая Францевича вернулась в Москву, где молодой парень устроился работать слесарем-нормировщиком на машиностроительный завод.

Неизвестно, как сложилась бы дальше такая спортивная биография, если бы в 1932 г. Николай Францевич Гастелло не услышал призыв партии «Молодежь на самолеты!» и не поступил бы в Луганскую школу пилотов. Именно с нее началась военная лётная карьера героя. Далее с 1933 по 1941 гг, Николай Францевич Гастелло был командиром корабля тяжелобомбардировочной авиации дальнего действия в г. Ростов-на-Дону. В 1939 г -воевал на Халхин-Голе в качестве командующего эскадрильи, а в июне 1940 г. принимал участие в присоединении Северной Буковины и Бессарабии к СССР. В том же году ему дали звание капитана.

Великую Отечественную войну Н. Гастелло встретил в звании командира эскадрильи 207-го тяжелобомбардировочного авиаполка. До этого он успешно освоил управление самолетом ДБ-3ф и в самом начале сражений 24 июня 1941 года пополнил свою героическую биографию первым подвигом – сбил немецкий «Юнкерс». Ровно через 2 дня Николай Францевич Гастелло пошел еще на один величайший подвиг, стоивший ему жизни. Двадцать шестого июня, в 40-ка километрах от г. Минска он выполнял боевой вылет в составе четырех самолетов. Летчикам было приказано подвергнуть бомбардировке механизированные моточасти гитлеровцев, прорвавшихся в район Молодечино-Радошкевичи. На других воздушных суднах вместе с ним на задание вышли старший лейтенант Воробьев и штурман-лейтенант Рыбас, которые и стали очевидцами совершенного им подвига.

Подвиг Николая Гастелло

Достигнув вражескую колонну на Минском шоссе (часть немецких машин заправлялась на обочине), они открыли по ней огонь, нанеся большой урон противнику. Но немцы быстро спохватились и обрушили на советские самолеты зенитную артиллерию. Один из снарядов попал в бензобак судна Гастелло и стал быстро приближаться к кабине. Попытка спастись с парашютом означала плен. И тогда Николай Гастелло, Г. Н. Скоробогатый, А. А. Калинин и А. А. Бурденюк решились на последний в своей жизни подвиг – пошли на огненный таран автоколонны противника. Как позже сообщало Совинформбюро, взорвались десятки гитлеровских цистерн и машин, посеяв ужас и панику среди врага.

Огненный таран капитана Николая Францевича Гастелло - один из самых известных в истории ВОВ примеров подвига. Биография и героическая гибель летчика были широко растиражированы, и самоотверженному примеру стали следовать другие. Тех, кто шли на огненный таран называли в то время «гастелловцами». Отважному бойцу, обессмертившему себя в памяти потомков, сразу же дали звание Героя Советского Союза. В 1951 г. была организована комиссия по эксгумации останков экипажа. На месте гибели летчиков установили памятник. Существует и альтернативная версия подвига Николая Францевича Гастелло, ознакомиться с которой можно в Википедии.

Биографии и подвиги Героев Советского Союза и кавалеров Советских орденов:

Фамилия Гастелло неразрывно связана с наземным тараном вражеской техники в июне месяце 1941 года. Мужественный лётчик выполнял боевое задание, был подбит, и направил горящий самолёт на двигающиеся по дороге немецкие танки и автоцистерны. Этот подвиг получил широкое освещение в советской прессе, а имя героя навсегда было вписано золотыми буквами в историю Великой Отечественной войны.

Биография Николая Францевича Гастелло

Отец мужественного лётчика был родом из деревни Плужины. Это западная часть Белоруссии. В самом начале XX века он приехал в Москву на заработки. Устроился работать в железнодорожные мастерские. Фамилия у него была Гастылло, но в русском рабочем коллективе буква "ы" сама собой поменялась на "е". Женился приезжий на русской женщине. В 1907 году у них родился сын. Назвали его Николаем. В 1914 году мальчик поступил в училище, но всё спутала революция.

В 1918 году семья уехала из Москвы к дальним родственникам в Башкирию. Но вскоре там тоже начались трудные времена, и семейство через год вернулось в большевистскую столицу. В стране бушевала революция, и до образования никому дела не было. Поэтому Николай никаких специальных знаний в это время получить не мог. Впрочем, они были ему и не нужны, так как родители готовили его к рабочей деятельности.

В 15-летнем возрасте подростка определили учеником столяра, но через год семья переехала в Муром. На новом месте жительства юноша устроился на железнодорожный ремонтный завод и стал работать слесарем. В 1928 году вступил в ряды ВКП(б). В 1930 году Николай вместе с семьёй вернулся в Москву, а затем стал жить и работать в посёлке Хлебниково.

Это было время, когда страна, окружённая со всех сторон капиталистическими странами, усиленно готовилась к оборонительной войне. Партия периодически объявляла специальные наборы в Красную Армию. В 1932 году под такой набор попал и Николай Гастелло. Оказался он в Луганском лётном училище, где стал осваивать навыки полёта на бомбардировщиках.

Родным самолётом для него стал тяжёлый бомбардировщик ТБ-3. Относился он к стратегической авиации с дальностью полёта 3 тыс. км. Данный самолёт предназначался для бомбовых ударов в глубоком тылу противника. Это была настоящая воздушная крепость, созданная для того, чтобы крушить врага и сеять ужас.

После окончания училища Николай служил в Ростове-на-Дону в составе авиационной бригады тяжёлых бомбардировщиков. С 1939 года принимал активное участие в боевых действиях. Вначале это был Халхин-Гол, где будущий легендарный герой командовал эскадрильей. Зачем пришёл черёд советско-финской войны 1939-40 годов. А затем настала очередь Бессарабии и Северной Буковины, куда вошли советские войска.

С осени 1940 года Николай служил в авиационной части, дислоцированной в городе Великие Луки Псковской области. Затем был переведён под Смоленск в авиагородок Боровское с присвоением воинского звания капитан. До начала Великой Отечественной войны освоил бомбардировщик ДБ-3, командовал эскадрильей. С началом военных действий 22 июня 1941 года продолжал командовать эскадрильей. Совершал боевые вылеты и наносил бомбовые удары по наступающим войскам противника.

Подвиг

Сразу следует заметить, что в начале войны ситуация на фронтах складывалась чрезвычайно неудачно для советских войск. Немцы наступали от Балтики до Чёрного моря. Поэтому, чтобы вдохновить людей, советской пропаганде были нужны подвиги. Вернее, не пропаганде. В СССР официальной пропаганды не было. Это в фашисткой Германии существовало Министерство пропаганды, а в России было Информационное бюро. Лишь бесстрастная объективная информация, и ещё газета "Правда". Тут никому ничего объяснять не надо. Правда, она и есть правда - кристально чистый живительный источник истины.

Ранним утром 6 июля 1941 года через все репродукторы страны была передана сводка Информбюро. В ней сообщалось о подвиге, который совершил капитан Гастелло 26 июня 1941 года. Свой подбитый и горящий самолёт лётчик направил на колонную немецких войск. 10 июля появилась большая статья в газете "Правда". В ней военные корреспонденты Павленко и Крылов подробно рассказывали как о самом бесстрашном капитане, так и его подвиге. 26 июля того же года Николаю Францевичу было присвоено звание Героя Советского Союза посмертно.

Суть подвига состояла в следующем. В 4 часа утра бомбардировщик ДБ-3 наносил бомбовые удары по немецкой колонне в районе дороги Молодечно - Радошковичи (запад Белоруссии). В бомбардировщике находился экипаж под командованием геройского капитана. Кроме него в самолёте присутствовали: лейтенант Анатолий Акимович Бурденюк (1922-1941), лейтенант Григорий Николаевич Скоробогатый (1917-1941) и старший сержант Алексей Алексеевич Калинин (1919-1941).

Во время воздушной атаки бомбардировщик был подбит немецкой зенитной артиллерией. Загорелся бензобак самолёта. До аэродрома он уже дотянуть не мог. Тогда мужественный командир принял единственное верное решение. Объятую пламенем машину он направил на скопившуюся на дороге немецкую технику. Там находились и танки, и автомашины, и автоцистерны с бензином. Бесстрашный экипаж погиб, но врагу был нанесён очень серьёзный урон. Этот мужественный поступок стал символом героизма и лишний раз вдохновил советских бойцов на беззаветную защиту отечества.

Гастелло (слева) и Маслов

Факты и предположения

После начала в СССР Перестройки многие незыблемые истины стали рушиться. Не избежал переосмысления и подвиг Гастелло. Почти 60 лет все считали этого человека выдающимся героем. Его имя знали миллионы советских школьников. Но вдруг стали раздаваться голоса, утверждающие, что таран совершил совсем другой человек, а Николай Францевич получил звезду героя незаслуженно. Что же послужило причиной столь категоричного утверждения?

После того знаменательного боя, в котором геройски погибли лётчики, их тела были захоронены местными крестьянами в братской могиле. В 1951 году наступила знаменательная дата - 10 лет со дня героического поступка. Поэтому останки героев решили перезахоронить. Могилу раскопали, достали останки людей, но тут всех ждал неприятный сюрприз.

Из личных вещей, найденных в могиле, следовало, что в ней захоронены совсем другие люди. Ими оказались капитан Александр Спиридонович Маслов (1907-1941) и стрелок-радист Григорий Васильевич Реутов (1918-1941). Эти люди служили в том же авиационном полку, что и мужественные герои, но считались пропавшими без вести. Однако получалось, что именно Александр Маслов совершил подвиг, а вовсе не его сослуживец и ровесник Николай Гастелло.

Но менять что-либо было уже слишком поздно. Останки лётчиков перезахоронили, а на том месте, где они лежали, поставили монументальный памятник, символизирующий подвиг того, кого уже 10 лет чествовали как героя. Обнаруженные обломки самолёта, принадлежавшие экипажу Маслова, перевезли в Минск и поместили в музей. Там этот экспонат также отнесли к гастелловскому. Со всех людей, задействованных в этом деле, взяли подписки о неразглашении. И никто о нём не вспоминал вплоть до конца 80-х годов XX века.

Альтернативная хронология событий

Что же в действительности произошло в тот злополучный июньский день, и как развивались подлинные события? Согласно альтернативной версии, рано утром 5-го дня войны бомбить врага вылетело звено капитана Маслова. Немецкая зенитная батарея подбила самолёт, и он загорелся. Александр Спиридонович направил бомбардировщик на немецкую колонную двигающуюся по дороге. Но управление уже было потеряно, поэтому пылающая машина упала в поле в нескольких десятках метрах от дороги. Ближе к ночи местные жители разобрали обломки, вытащили тела лётчиков и похоронили их в наскоро вырытой могиле.

Через 3 часа после вылета Маслова в воздух поднялось звено будущего бессмертного героя. Состояло оно из 2-х машин. В ведущей находились гастелловский экипаж, а в ведомой сидели лётчики Воробьёв и Рыбаса. Немцы подбили бомбардировщик Гастелло над деревней Мацки. Упал он в Мацковское болото. От него до места падения масловского самолёта примерно 20 км.

Вечером местные жители пришли на место трагедии и обнаружили обгоревший труп. В кармане гимнастёрки было найдено неотправленное письмо, адресованное Скоробогатой. По-всей видимости это была жена или мать Григория Николаевича Скоробогатого, который являлся членом гастелловского экипажа. Больше никаких тел местными жителями найдено не было.

Экипаж ведомого самолёта вернулся на аэродром. Воробьёв и Рыбаса написала рапорта. В них они указали, что якобы видели, как горящая командирская машина врезалась в гущу немецкой техники на дороге. Однако эти докладные записки не сохранились. Смущает также тот факт, что Воробьёв появился в авиационном полку только 10 июля. До этого он служил в другой воинской части.

Отступающей Красной Армии нужен был пример мужества. Он был необходим, как воздух. И такой пример был найден. Вот только с фамилиями напутали. Но объективности ради надо заметить, что оба погибших экипажа отдали свои жизни за родину. И все эти люди заслуживают самой высокой награды, так как являются настоящими героями. То же самое можно сказать о миллионах других советских солдат, которые точно так же гибли на огромной территории от Балтийского моря до Чёрного.

В наши дни выяснять, кто в большей степени герой, а кто в меньшей - просто неэтично. Что же касается обелиска, поставленного на месте гибели мужественных лётчиков, то это дань уважения не только им, но и тысячам других точно таких же лётчиков, расставшихся с жизнями ради победы .