» »

Племя чероки история. Узнамания. Перевод: Виктор Беляев

14.08.2024
Расовый тип

Черо́ки , или чиро́ки (чероки ᏣᎳᎩ , англ. Cherokee ) - индейский народ в Северной Америке .

История

Первыми европейцами, которых увидели чероки, были испанцы . Это произошло в 1540 году, в составе испанской экспедиции участвовал знаменитый конкистадор Эрнандо де Сото . В 1566 году испанцы вновь посетили земли чероки. Они содержали небольшие копи и плавильни в этом районе до 1690 года. Убедившись в отсутствии драгоценных металлов в землях чероки, испанцы потеряли к ним интерес. В 1629 году произошла первая встреча между представителями чероки и английскими торговцами, которые стали продвигаться на запад в Аппалачи. После образования британских поселений контакты стали постоянными.

XVIII век

На протяжении всего XVIII века чероки вели интенсивные войны с соседними индейскими племенами и белыми колонизаторами. Сначала в союзе с британцами против французов, потом против самих британцев и в конце века в союзе с британскими лоялистами против американских колонистов . В войнах с белыми чероки понесли значительные потери, но к началу XIX века им удалось отстоять и закрепить за собой обширные плодородные земли на юго-востоке США.

XIX век

К началу XIX века главенствующей религией чероки стало христианство . В конце XVIII, начале XIX века чероки сделали значительные культурные успехи, переменили кочевой образ жизни на оседлый, стали жить в современных по своему времени домах, заниматься фермерским земледелием, скотоводством и ремеслами. Они вошли в состав пяти цивилизованных племён . В -1826 годах вождь племени чероки Секвойя утвердил на совете племени слоговую азбуку чероки , созданную им в 1821 году , а в начал издавать газету «Чероки Феникс » на языке чероки . Богатые индейцы владели плантациями, вели аристократический образ жизни, владели сотнями чернокожих рабов.

Возможно, что чероки действительно являются потомками неких аллигеви или таллигува , о которых сохранились сведения в легендах ирокезов и алгонкинов , как о народе, ушедшем в древние времена на юг. Однако в колониальную эпоху ирокезы называли чероки Oyata’ge’ronon (живущие в стране пещер).

Вероятно, экзоним чалаки постепенно прижился в языке чероки и приобрел статус самоназвания, а ирокезы, помня на протяжении какого-то периода о давнем родстве с ушедшими, упоминали их в легендах уже под новым именем, ставшим со временем известным через культурные контакты между различными племенами.

Зарегистрированные члены племени чероки составляют около 250 000 человек и это одна из крупнейших индейских групп в США.

Язык

Известные представители

  • Секвойя - изобретатель письменности для языка чероки
  • Стенд Уэйти - генерал армии конфедератов
  • Джон Росс - вождь племени в 1828-1860 годах
  • Уэс Стьюди - актер
  • Майкл Уэйн Эта - американский рэпер
  • Предками Барака Обамы по линии воспитавшей его белой бабушки были ассимилированные чероки их африканские рабы
  • Предками Элвиса Пресли
  • Предками Квентина Тарантино по линии матери были индейцы племени чероки
  • Дед Джонни Деппа был чистокровным индейцем племени чероки
  • Предки актера Бёрта Рэйнолдса индейцы племени чероки
  • Предки актера Арми Хаммера индейцы племени чероки
  • Предки актера Вэла Килмера индейцы племени чероки
  • Мать актера и мастера боевых искусств Чака Норриса происходит из племени чероки
  • Предки музыканта Джими Хендрикса индейцы племени чероки. Его бабушка Нора Роуз Хендрикс (в девичестве Мур) - по линии отца внучка чистокровной чероки и ирландца, бабушка по линии матери Клэрис Джетер (в девичестве Лоусон) - наполовину чероки.

См. также

Напишите отзыв о статье "Чероки"

Примечания

Литература

  • Evans, E. Raymond. «Notable Persons in Cherokee History: Dragging Canoe». Journal of Cherokee Studies, Vol. 2, No. 2 , pp. 176–189. (Cherokee: Museum of the Cherokee Indian, 1977).
  • Finger, John R. Cherokee Americans: The Eastern Band of Cherokees in the 20th Century . Knoxville: University of Tennessee Press, 1991. ISBN 0-8032-6879-3 .
  • Glenn, Eddie. Tahlequah Daily Press . January 6, 2006 (Accessed May 24, 2007)
  • Halliburton, R., jr.: Red over Black - Black Slavery among the Cherokee Indians , Greenwood Press, Westport, Connecticut 1977 ISBN 0-8371-9034-7
  • Irwin, L, «Cherokee Healing: Myth, Dreams, and Medicine.» American Indian Quarterly . Vol. 16, 2, 1992, p. 237.
  • Perdue, Theda. «Clan and Court: Another Look at the Early Cherokee Republic.» American Indian Quarterly . Vol. 24, 4, 2000, p. 562.
  • Perdue, Theda. Cherokee women: gender and culture change, 1700-1835. Lincoln: University of Nebraska Press, 1999. ISBN 978-0-8032-8760-0 .
  • Pierpoint, Mary. Indian Country Today . August 16, 2000 (Accessed May 16, 2007).
  • Sturtevant, William C., general editor and Raymond D. Fogelson, volume editor. Handbook of North American Indians: Southeast. Volume 14. Washington DC: Smithsonian Institution, 2004. ISBN 0-16-072300-0 .
  • Wishart, David M. «Evidence of Surplus Production in the Cherokee Nation Prior to Removal.» Journal of Economic History . Vol. 55, 1, 1995, p. 120.
  • Youngblood, Wayne L. Cherokee: People of the Written Word. Edison, NJ: Chartwell Books, 2008. ISBN 978-0-7858-2398-8 .
  • Doublass, Robert Sydney. «History of Southeast Missouri», 1992, pp. 32–45
  • Rollings, Willard H. «The Osage: An Ethnohistorical Study of Hegemony on the Prairie-Plains.» (University of Missouri Press, 1992)

Ссылки

  • , official site
  • , official site
  • , official site
  • , Cherokee, NC
  • , Park Hill, OK
  • , Oklahoma Historical Society Encyclopedia of Oklahoma History and Culture
  • in FamilySearch Research Wiki for genealogists

Отрывок, характеризующий Чероки

– Приказания?.. – задумчиво сказал Денисов. – Да ты можешь ли остаться до завтрашнего дня?
– Ах, пожалуйста… Можно мне при вас остаться? – вскрикнул Петя.
– Да как тебе именно велено от генег"ала – сейчас вег"нуться? – спросил Денисов. Петя покраснел.
– Да он ничего не велел. Я думаю, можно? – сказал он вопросительно.
– Ну, ладно, – сказал Денисов. И, обратившись к своим подчиненным, он сделал распоряжения о том, чтоб партия шла к назначенному у караулки в лесу месту отдыха и чтобы офицер на киргизской лошади (офицер этот исполнял должность адъютанта) ехал отыскивать Долохова, узнать, где он и придет ли он вечером. Сам же Денисов с эсаулом и Петей намеревался подъехать к опушке леса, выходившей к Шамшеву, с тем, чтобы взглянуть на то место расположения французов, на которое должно было быть направлено завтрашнее нападение.
– Ну, бог"ода, – обратился он к мужику проводнику, – веди к Шамшеву.
Денисов, Петя и эсаул, сопутствуемые несколькими казаками и гусаром, который вез пленного, поехали влево через овраг, к опушке леса.

Дождик прошел, только падал туман и капли воды с веток деревьев. Денисов, эсаул и Петя молча ехали за мужиком в колпаке, который, легко и беззвучно ступая своими вывернутыми в лаптях ногами по кореньям и мокрым листьям, вел их к опушке леса.
Выйдя на изволок, мужик приостановился, огляделся и направился к редевшей стене деревьев. У большого дуба, еще не скинувшего листа, он остановился и таинственно поманил к себе рукою.
Денисов и Петя подъехали к нему. С того места, на котором остановился мужик, были видны французы. Сейчас за лесом шло вниз полубугром яровое поле. Вправо, через крутой овраг, виднелась небольшая деревушка и барский домик с разваленными крышами. В этой деревушке и в барском доме, и по всему бугру, в саду, у колодцев и пруда, и по всей дороге в гору от моста к деревне, не более как в двухстах саженях расстояния, виднелись в колеблющемся тумане толпы народа. Слышны были явственно их нерусские крики на выдиравшихся в гору лошадей в повозках и призывы друг другу.
– Пленного дайте сюда, – негромко сказал Денисоп, не спуская глаз с французов.
Казак слез с лошади, снял мальчика и вместе с ним подошел к Денисову. Денисов, указывая на французов, спрашивал, какие и какие это были войска. Мальчик, засунув свои озябшие руки в карманы и подняв брови, испуганно смотрел на Денисова и, несмотря на видимое желание сказать все, что он знал, путался в своих ответах и только подтверждал то, что спрашивал Денисов. Денисов, нахмурившись, отвернулся от него и обратился к эсаулу, сообщая ему свои соображения.
Петя, быстрыми движениями поворачивая голову, оглядывался то на барабанщика, то на Денисова, то на эсаула, то на французов в деревне и на дороге, стараясь не пропустить чего нибудь важного.
– Пг"идет, не пг"идет Долохов, надо бг"ать!.. А? – сказал Денисов, весело блеснув глазами.
– Место удобное, – сказал эсаул.
– Пехоту низом пошлем – болотами, – продолжал Денисов, – они подлезут к саду; вы заедете с казаками оттуда, – Денисов указал на лес за деревней, – а я отсюда, с своими гусаг"ами. И по выстг"елу…
– Лощиной нельзя будет – трясина, – сказал эсаул. – Коней увязишь, надо объезжать полевее…
В то время как они вполголоса говорили таким образом, внизу, в лощине от пруда, щелкнул один выстрел, забелелся дымок, другой и послышался дружный, как будто веселый крик сотен голосов французов, бывших на полугоре. В первую минуту и Денисов и эсаул подались назад. Они были так близко, что им показалось, что они были причиной этих выстрелов и криков. Но выстрелы и крики не относились к ним. Низом, по болотам, бежал человек в чем то красном. Очевидно, по нем стреляли и на него кричали французы.
– Ведь это Тихон наш, – сказал эсаул.
– Он! он и есть!
– Эка шельма, – сказал Денисов.
– Уйдет! – щуря глаза, сказал эсаул.
Человек, которого они называли Тихоном, подбежав к речке, бултыхнулся в нее так, что брызги полетели, и, скрывшись на мгновенье, весь черный от воды, выбрался на четвереньках и побежал дальше. Французы, бежавшие за ним, остановились.
– Ну ловок, – сказал эсаул.
– Экая бестия! – с тем же выражением досады проговорил Денисов. – И что он делал до сих пор?
– Это кто? – спросил Петя.
– Это наш пластун. Я его посылал языка взять.
– Ах, да, – сказал Петя с первого слова Денисова, кивая головой, как будто он все понял, хотя он решительно не понял ни одного слова.
Тихон Щербатый был один из самых нужных людей в партии. Он был мужик из Покровского под Гжатью. Когда, при начале своих действий, Денисов пришел в Покровское и, как всегда, призвав старосту, спросил о том, что им известно про французов, староста отвечал, как отвечали и все старосты, как бы защищаясь, что они ничего знать не знают, ведать не ведают. Но когда Денисов объяснил им, что его цель бить французов, и когда он спросил, не забредали ли к ним французы, то староста сказал, что мародеры бывали точно, но что у них в деревне только один Тишка Щербатый занимался этими делами. Денисов велел позвать к себе Тихона и, похвалив его за его деятельность, сказал при старосте несколько слов о той верности царю и отечеству и ненависти к французам, которую должны блюсти сыны отечества.
– Мы французам худого не делаем, – сказал Тихон, видимо оробев при этих словах Денисова. – Мы только так, значит, по охоте баловались с ребятами. Миродеров точно десятка два побили, а то мы худого не делали… – На другой день, когда Денисов, совершенно забыв про этого мужика, вышел из Покровского, ему доложили, что Тихон пристал к партии и просился, чтобы его при ней оставили. Денисов велел оставить его.
Тихон, сначала исправлявший черную работу раскладки костров, доставления воды, обдирания лошадей и т. п., скоро оказал большую охоту и способность к партизанской войне. Он по ночам уходил на добычу и всякий раз приносил с собой платье и оружие французское, а когда ему приказывали, то приводил и пленных. Денисов отставил Тихона от работ, стал брать его с собою в разъезды и зачислил в казаки.
Тихон не любил ездить верхом и всегда ходил пешком, никогда не отставая от кавалерии. Оружие его составляли мушкетон, который он носил больше для смеха, пика и топор, которым он владел, как волк владеет зубами, одинаково легко выбирая ими блох из шерсти и перекусывая толстые кости. Тихон одинаково верно, со всего размаха, раскалывал топором бревна и, взяв топор за обух, выстрагивал им тонкие колышки и вырезывал ложки. В партии Денисова Тихон занимал свое особенное, исключительное место. Когда надо было сделать что нибудь особенно трудное и гадкое – выворотить плечом в грязи повозку, за хвост вытащить из болота лошадь, ободрать ее, залезть в самую середину французов, пройти в день по пятьдесят верст, – все указывали, посмеиваясь, на Тихона.
– Что ему, черту, делается, меренина здоровенный, – говорили про него.
Один раз француз, которого брал Тихон, выстрелил в него из пистолета и попал ему в мякоть спины. Рана эта, от которой Тихон лечился только водкой, внутренне и наружно, была предметом самых веселых шуток во всем отряде и шуток, которым охотно поддавался Тихон.
– Что, брат, не будешь? Али скрючило? – смеялись ему казаки, и Тихон, нарочно скорчившись и делая рожи, притворяясь, что он сердится, самыми смешными ругательствами бранил французов. Случай этот имел на Тихона только то влияние, что после своей раны он редко приводил пленных.
Тихон был самый полезный и храбрый человек в партии. Никто больше его не открыл случаев нападения, никто больше его не побрал и не побил французов; и вследствие этого он был шут всех казаков, гусаров и сам охотно поддавался этому чину. Теперь Тихон был послан Денисовым, в ночь еще, в Шамшево для того, чтобы взять языка. Но, или потому, что он не удовлетворился одним французом, или потому, что он проспал ночь, он днем залез в кусты, в самую середину французов и, как видел с горы Денисов, был открыт ими.

Поговорив еще несколько времени с эсаулом о завтрашнем нападении, которое теперь, глядя на близость французов, Денисов, казалось, окончательно решил, он повернул лошадь и поехал назад.
– Ну, бг"ат, тепег"ь поедем обсушимся, – сказал он Пете.
Подъезжая к лесной караулке, Денисов остановился, вглядываясь в лес. По лесу, между деревьев, большими легкими шагами шел на длинных ногах, с длинными мотающимися руками, человек в куртке, лаптях и казанской шляпе, с ружьем через плечо и топором за поясом. Увидав Денисова, человек этот поспешно швырнул что то в куст и, сняв с отвисшими полями мокрую шляпу, подошел к начальнику. Это был Тихон. Изрытое оспой и морщинами лицо его с маленькими узкими глазами сияло самодовольным весельем. Он, высоко подняв голову и как будто удерживаясь от смеха, уставился на Денисова.
– Ну где пг"опадал? – сказал Денисов.
– Где пропадал? За французами ходил, – смело и поспешно отвечал Тихон хриплым, но певучим басом.
– Зачем же ты днем полез? Скотина! Ну что ж, не взял?..
– Взять то взял, – сказал Тихон.
– Где ж он?
– Да я его взял сперва наперво на зорьке еще, – продолжал Тихон, переставляя пошире плоские, вывернутые в лаптях ноги, – да и свел в лес. Вижу, не ладен. Думаю, дай схожу, другого поаккуратнее какого возьму.
– Ишь, шельма, так и есть, – сказал Денисов эсаулу. – Зачем же ты этого не пг"ивел?
– Да что ж его водить то, – сердито и поспешно перебил Тихон, – не гожающий. Разве я не знаю, каких вам надо?
– Эка бестия!.. Ну?..
– Пошел за другим, – продолжал Тихон, – подполоз я таким манером в лес, да и лег. – Тихон неожиданно и гибко лег на брюхо, представляя в лицах, как он это сделал. – Один и навернись, – продолжал он. – Я его таким манером и сграбь. – Тихон быстро, легко вскочил. – Пойдем, говорю, к полковнику. Как загалдит. А их тут четверо. Бросились на меня с шпажками. Я на них таким манером топором: что вы, мол, Христос с вами, – вскрикнул Тихон, размахнув руками и грозно хмурясь, выставляя грудь.
– То то мы с горы видели, как ты стречка задавал через лужи то, – сказал эсаул, суживая свои блестящие глаза.

1. Индейцы племени тараумара считают, что их создал бог из чистой глины, а белых людей создал дьявол из смеси глины с золой, и потому рай для белых - это ад для тараумара.

2. Валлийский принц Мадог ап Оуайн Гвинед, согласно легендам, в 1170 году плавал в Новый Свет и встречался с индейскими племенами.

3. Среди предков Джонни Деппа, Квентина Тарантино, Кевина Костнера, Кэмерон Диас, Томми Ли Джонса, Тори Амос и Чака Норриса были индейцы племени чероки.

4. Пирамиды-святилища Тукуме имеют природное происхождение.

5. Принцесса Анджелина зарабатывала на жизнь стиркой белья и плетением корзин.

6. В финале каждого представления драмы «Рабиналь-ачи» индейцы майя убивали одного из актёров на жертвеннике.

7. Католик Сиэтл в своей знаменитой речи ссылался на авторитет индейских богов.

8. Жители Таос-Пуэбло до сих пор проживают в многоэтажных глинобитных крепостях, построенных около 1000 лет тому назад.

9. Ряд действующих решений Верховного суда США предполагают, что правом на землю обладает правительство «открывшей» её страны, а не местное население.

10. Коренные жители Патагонии в торговле нередко использовали валлийский язык.

11. Охранники, захороненные вместе с жившим 1800 назад правителем Сипана, подверглись ампутации ног, чтобы не сбежали из могилы.

12. Индеец, поднявший флаг США на Иводзиме, скончался из-за алкоголизма.

13 В народе квакиутль член племени, беря в долг у другого индейца, может оставить в залог своё имя. Пока долг не будет возвращён к должнику нельзя обращаться по-имени.

14. У десантников Армии США существует традиция выкрикивать имя Джеронимо (вождя апачей) в момент прыжка с парашютом.

15. Немецкий принц Максимилиан и художник Карл Бодмер в 1832-1834 годах совершили путешествие вверх по Миссури и провели лето в племени черноногих.

16. Исследования Л. Морганом матриархата у ирокезов стали важным звеном при создании марксистской концепции эволюционизма.

17. Индейцы Чероки так же были рабовладельцами (крупнейшими среди индейцев) и на их территории нередко происходили восстания, крупнейшее из которых произошло в 1842 году.

18. Индейцы-пауни, служившие скаутами в армии США, часто надевали американские мундиры и шляпы, чтобы спровоцировать нападение на себя враждебных сиу, шайеннов, арапахо или каких-то других индейцев.

19. Так как те предпочитали избегать сражений со скаутами-пауни, которые были вооружены револьверами и многозарядными ружьями, но не боялись атаковать такое же количество американских кавалеристов.

20. У команчей существовала традиция, по которой они, после каждого набега, наряжались в трофейную одежду. Нередко ей оказывались женские корсеты, котелки, фраки, цилиндры и т.п., что сильно контрастировало с боевым раскрасом и вооружением воинов команчей.

21. У некоторых групп «краснокожих» цвет кожи может иметь голубоватый оттенок.

22. 99% индейцев имеют первую группу крови (80% у индейцев Северной Америки) и положительный резус-фактор.

23. У некоторых индейских народов (салиши, чинуки, кутанаи на западе и чокто и билокси на востоке) существовала практика - уплощение головы (англ.). Такая же практика существовала в Древнем Египте.


Страницы: 1

Одним из мест, которые стоит посетить в Северной Каролине - это резервация индейцев Чероки. О второй поездке в Чероки я уже писал. А вот первое моё посещение и беглое знакомство с ним как-то осталось "за кадром".

// tm-viluy.livejournal.com


Впервые в индейскую резервацию в Северной Каролине - город Чероки - я приехал в 2012 году. Въезжал в него со стороны Эшвилла по шоссе 19, свернув на него с живописной горной дороги Blue Ridge Pkwy (Блю Ридж Парквей) . И вот тут ждал меня неприятный сюрприз - поскольку приехал я поздно вечером, практически все кафе уже были закрыты и перекусить можно было только в Waffle House и/или в купив продукты в магазине.

Чероки, или как называют его американцы ЧерокИ (ударение на последний слог), по сути, является чем-то наподобие нашей образцовой деревни с туристическим уклоном. Очень тихий городок, основной доход которого обеспечивает открытое тут в 1995 году казино Harrah"s, а также туризм и "народные" промыслы. И хотя некоторые вещи в сувенирных лавках впечатляют

// tm-viluy.livejournal.com


// tm-viluy.livejournal.com


// tm-viluy.livejournal.com


не торопитесь приобретать их из желания помочь индейским "братьям". Многие атрибуты сделаны, увы, не индейскими мастерами тружениками, а... китайцами. О чём свидетельствует небольшая бирка на изделии.

Справедливости ради, стоит отметить, что на выезде из Чероки (по 19 шоссе) есть отличный магазин, который содержит семья настоящих потомков индейцев чероки. Там можно купить сувениры, национальную одежду и даже мыло ручной работы!

В Чероки есть Museum of the Cherokee Indian, парк Ветеранов

// tm-viluy.livejournal.com


индейская деревня Oconaluftee Indian Village, национальный театр

// tm-viluy.livejournal.com


а ещё медведи. Скульптуры медведей с росписью, рассказывающей о жизни индейцев или просто с национальными орнаментами. Появились они в рамках программы поддержки местных талантов.

// tm-viluy.livejournal.com


// tm-viluy.livejournal.com


В котором «белая» группа более старших людей представляла семь кланов. По словам Пэйна, эти люди несли ответственность за религиозную деятельность , как, например, исцеление, очищение и молитвы , а места в этой группе передавались по наследству. Другая группа людей помоложе, называемая «красной», несла ответственность за военную деятельность. Военная деятельность называлась «грязной», и поэтому после битвы её участники для возвращения к обычной жизни должны были пройти очищение у представителей «белой» группы. Эта иерархия исчезла задолго до XVIII века. Причины её исчезновения обсуждались: предполагалось, что иерархия исчезла после восстания чероки против священников, известных как Ani-kutani (англ.) русск. (чероки - ᎠᏂᎫᏔᏂ, Ani- - приставка, означающая группу людей; значение части -kutani неизвестно), которые начали совершать преступления .

Другой важный источник знаний о ранней культуре чероки - материалы, написанные в XIX веке лекарями, называемыми didanvwisgi (чероки - ᏗᏓᏅᏫᏍᎩ). Материалы были написаны в 1820-х годах - после создания Секвойей слоговой азбуки для языка. Первоначально, только didanvwisgi использовали эти материалы, потому что они (материалы), как считалось, обладали необычайной силой . Позже записи были широко использованы другими представителями племени чероки.

Первыми европейцами, которых увидели чероки, были испанцы . Это произошло в 1540 году, в составе испанской экспедиции участвовал знаменитый конкистадор Эрнандо де Сото . В 1566 году испанцы вновь посетили земли чероки. Они содержали небольшие копи и плавильни в этом районе до 1690 года. Убедившись в отсутствии драгоценных металлов в землях чероки, испанцы потеряли к ним интерес. В 1629 году произошла первая встреча между представителями чероки и английскими торговцами, которые стали продвигаться на запад в Аппалачи . После образования британских поселений контакты стали постоянными.

XVIII век

На протяжении всего XVIII века чероки вели интенсивные войны с соседними индейскими племенами и белыми колонизаторами. Сначала в союзе с британцами против французов, потом против самих британцев и в конце века в союзе с британскими лоялистами против американских колонистов . В войнах с белыми чероки понесли значительные потери, но к началу XIX века им удалось отстоять и закрепить за собой обширные плодородные земли на юго-востоке США.

XIX век

К началу XIX века главенствующей религией чероки стало христианство . В конце XVIII - начале XIX века чероки сделали значительные культурные успехи, переменили кочевой образ жизни на оседлый, стали жить в современных по своему времени домах, заниматься фермерским земледелием, скотоводством и ремёслами. Они вошли в состав пяти цивилизованных племён . В 1825-1826 годах вождь племени чероки Секвойя утвердил на совете племени слоговую азбуку чероки из 85 знаков, созданную им в 1821 году, которая используется для записи языка чероки до сих пор. В 1828 году он начал издавать газету «Чероки Феникс » на языке чероки. Богатые индейцы владели плантациями и сотнями чернокожих рабов; вели аристократический образ жизни.

В начале 30-х годов XIX века под давлением властей юго-восточных штатов федеральное правительство США решило уничтожить индейские анклавы, а самих индейцев выселить на пустующие земли к западу от реки Миссисипи . Во время принудительной депортации в 1838-1839 годах, получившей название «Дорога слёз », погибло около 4 тысяч индейцев.

После депортации чероки и другие цивилизованные племена создали первую в США сеть бесплатных школ. На территории чероки к середине XIX века действовало около 30 бесплатных школ, и почти все учителя были чероки. В целом, «Территория чероки» характеризовалась одним из самых высоких уровней образования среди территорий Северной Америки.

Ещё до депортации по примеру США чероки создали собственную конституцию, свод законов, выборное правительство и президента, называемого по традиции «верховным вождём». К 1850 году на «Территории чероки» проживало около 22 тыс. человек, из которых правом голоса обладало 4 тыс. граждан (мужчин-чероки). Женщины и дети, белые (около 1 тыс. человек) и чернокожие рабы (около 4 тыс. человек) права голоса не имели.

В 1889 году разрешена иммиграция в одной части их области (территория Оклахома); в 1891 году открыта для иммиграции ещё другая часть.

Происхождение

В 1880-х годах Гораций Гэль высказал предположение, что чероки родственного происхождения с ирокезами . Впоследствии эта гипотеза полностью подтвердилась; по общепринятой в настоящее время классификации, язык чероки входит в семью ирокезских языков в качестве представителя отдельной южной ветви.

Чероки называют самих себя тсалаги (ᏣᎳᎩ, «настоящие люди»), хотя слово и не этимологизируется на основе их языка. Самоназвание созвучно экзониму Cha’la’kee («живущие в горах»), который использовали в отношении чероки соседствующие с ними до прихода европейцев чокто - народ, говорящий на языке маскогской языковой семьи .

Возможно, что чероки действительно являются потомками неких аллигеви или таллигува, о которых сохранились сведения в легендах ирокезов и алгонкинов , как о народе, ушедшем в древние времена на юг. Однако в колониальную эпоху ирокезы называли чероки Oyata’ge’ronon («живущие в стране пещер»).

Вероятно, экзоним чалаки постепенно прижился в языке чероки и приобрёл статус самоназвания, а ирокезы, помня на протяжении какого-то периода о давнем родстве с ушедшими, упоминали их в легендах уже под новым именем, ставшим со временем известным через культурные контакты между различными племенами.

Численность

Численность чероки в 1674 году составляла примерно 50 тыс. человек. Эпидемии оспы сократили чероки наполовину, и в начале XIX века численность чероки, согласно переписи, не превышала 16 тыс. человек. Последующая насильственная депортация племени на индейские территории в Оклахоме уменьшила численность народа почти на четверть. Гражданская война в США , в которой племя чероки раскололось на противоборствующие фракции, вновь уменьшила численность народа.

Перепись 1990 года выявила 308 132 чероки, из них чистокровных - 15 тыс. человек. 95 435 из них проживали в восточной Оклахоме, 10 114 восточных чероки жили в Северной Каролине . По данным переписи 2000 года, численность чероки составляла 281 069, ещё 18 793 указали принадлежность к племени чероки наряду с принадлежностью к другому индейскому племени. Численность потомков чероки, включая метисов и самбо , составляла 729 533 человек .

Зарегистрированные члены племени чероки составляют около 250 000 человек, и это одна из крупнейших индейских групп в США.

Язык

Известные представители

См. также

Примечания

  • Irwin, L, «Cherokee Healing: Myth, Dreams, and Medicine.» American Indian Quarterly . Vol. 16, 2, 1992, p. 237.
  • Perdue, Theda. «Clan and Court: Another Look at the Early Cherokee Republic.» American Indian Quarterly . Vol. 24, 4, 2000, p. 562.
  • Perdue, Theda. Cherokee women: gender and culture change, 1700-1835. Lincoln: University of Nebraska Press, 1999. ISBN 978-0-8032-8760-0 .
  • Pierpoint, Mary. «Unrecognized Cherokee claims cause problems for nation.» Indian Country Today . August 16, 2000 (Accessed May 16, 2007).
  • Sturtevant, William C., general editor and Raymond D. Fogelson, volume editor. Handbook of North American Indians: Southeast. Volume 14. Washington DC: Smithsonian Institution, 2004. ISBN 0-16-072300-0 .
  • Wishart, David M. «Evidence of Surplus Production in the Cherokee Nation Prior to Removal.» Journal of Economic History . Vol. 55, 1, 1995, p. 120.
  • Youngblood, Wayne L. Cherokee: People of the Written Word. Edison, NJ: Chartwell Books, 2008. ISBN 978-0-7858-2398-8 .
  • Doublass, Robert Sydney. «History of Southeast Missouri», 1992, pp. 32–45
  • Rollings, Willard H. «The Osage: An Ethnohistorical Study of Hegemony on the Prairie-Plains.» (University of Missouri Press, 1992)
  • О взаимоотношениях англосаксов и индейцев на территории США в начале XIX века. Поначалу статья произвела впечатление тенденциозной, однако при проверке изложенных в ней сведений все сведения подтвердились и обнаружилось кое-что еще более неожиданное (по крайней мере, для меня).

    Вот, например, что пишет википедия про индейцев чероки :
    ----------
    К началу XIX века главенствующей религией чероки стало христианство.
    ...
    В 1825-1826 годах вождь племени чероки - Секвойя (Джордж Гесс) утвердил на совете племени слоговую азбуку чероки созданную им в 1821 году, а в 1828 начал издавать газету «Чероки Феникс» на языке чероки.
    ....
    Богатые индейцы владели плантациями, вели аристократический образ жизни, владели сотнями чернокожих рабов, создали первую в США сеть бесплатных школ. На Территории Чероки к середине XIX века действовало около 30 бесплатных школ, практически все учителя в школе были чероки. В целом Территории Чероки характеризовалась одним из самых высоких уровней образования среди территорий Северной Америки.
    По примеру США чероки создали собственную конституцию, свод законов, выборное правительство и президента называемого по традиции «Великим вождем».
    ----------

    Вот так выглядел Секвойя - духовный лидер народа чероки в 1830-х годах, нечто вроде Кирилла, Мефодия, Гуттенберга и Махатмы Ганди в одном лице. Интересно, что не он получил имя в честь огромного дерева, а наоборот, дерево секвойя названо открывшим его ботаником Штефаном Эндлихером в честь гениального индейца.

    А вот так выглядела газета "Чероки Феникс" (кликабельно):

    Обратите внимание, что газета двуязычна, каждая статья присутствует в ней в двух экземплярах: на английском языке и на языке чероки. National Committee и Council, постоянно упоминаемые в текстах статей - основные органы власти государства чероки, а материал данной газетной полосы содержит перечень законов, принятых этими органами в ноябре 1825 года. В этот перечень входит, например, закон о том, какой высоты должен быть забор, чтобы проникновение на огороженную территорию считалось противозаконным. Или разъяснение, что в связи с реорганизацией легкой кавалерии, обязанности, возложенные на эти подразделения, не отменяются, а должны по-прежнему выполняться соответствующими офицерами.

    Каждый закон подписан двумя высшими лицами государства чероки - президентом Гувисгуви, также известным как Джон Росс (большинство его портретов сделаны после 1860 года, там он гораздо старше):

    и спикером парламента Ганундалеги, более известным среди англосаксов как майор Ридж:

    Pathkiller, упоминаемый в конце каждой статьи - великий вождь Нуннехидини, старый и больной, примерно как Ельцин в 1999 году, но формально сохраняющий высший пост в государстве чероки и визирующий все законы и распоряжения.

    Вот такое государство уничтожили англосаксы в 19 веке.