» »

Церковь иконы смоленской богоматери в софрино. Софрино, село. Церковь Смоленской иконы Божией Матери Из глубины времен

28.06.2024

Церковь в честь Смоленской иконы Божией Матери является главным украшением старинного села Софрино (именовавшегося ранее Сафарино), расположенного в живописной местности в 35 километрах от Москвы на старой дороге в Троице-Сергиеву Лавру.

Строительство ныне существующего каменного здания храма взамен обветшавшего деревянного велось в 1691-1694 гг. после того, как государево дворцовое село Сафарино было подарено боярину Федору Петровичу Салтыкову, породнившемуся в конце XVII века с царской династией. Построенная в необычно пышном для того времени стиле «нарышкинского барокко» Смоленская церковь украшалась лучшими мастерами своего времени. Последняя владелица Сафарина Варвара Николаевна Ягужинская завещала после своей смерти (1843) усадьбу и окрестные земли крестьянам.

В середине XIX века усадебные палаты были перестроены. В 1866 г. была возведена колокольня с трапезной, а в 1912 г. с юга пристроен придел в честь святителя Николая.

В 30-е годы XX века храм был закрыт. Часть иконостаса была вывезена в запасники музея в Коломенском, остальное убранство полностью утрачено. Возрождение церкви началось в 1994 году.

http://agios.itkm.ru/8998



Церковь Смоленская в с.Софрино Пушкинского района является объектом культурного наследия федерального значения (Постановление СМ РСФСР от 30.08.1960 г. № 1327, Приложение № 1, Указ Президента России от 20.02.1995 г. № 176).



Смоленский храм в Софрине был возведён в 1690-х годах стараниями нового владельца бывшего дворцового села Фёдора Петровича Салтыкова, пожелавшего украсить свою усадьбу каменной домовой церковью, красота которой подчеркнула бы его высокое положение при российском дворе. Село, стоящее на древней Троицкой дороге из Москвы в Сергиеву обитель, когда-то называлось Супоневым; имя же Сафарино получило, видимо, в конце ХV века, когда эти земли приобрёл купец Иван Сафарин, торговавший в Крыму с иностранцами. Софриным оно стало уже в конце ХIХ века. Как владение Ивана Сафарина, село упоминается в датируемой 1572 годом духовной грамоте Ивана Грозного, который в ожидании появления на свет дочери, обещал передать ей некоторые подмосковные сёла, и в том числе "село Супонево, Сафарынское Ивана Сафарина". В эпоху Смуты Сафарино сильно пострадало, превратившись в деревню, ибо от существовавшей в нём прежде деревянной церкви осталось, согласно Писцовым книгам начала 1630-х гг., лишь "церковное место".

В документе 1677 года Сафарино значится дворцовым селом (то есть храм в нём уже действовал), а спустя семь лет переходит в руки боярина Фёдора Петровича Салтыкова - повелением государей Ивана и Петра Алексеевичей и царевны Софьи Алексеевны. Вскоре здесь поднялись роскошные двухэтажные палаты, а рядом, буквально в нескольких метрах к востоку от них, - красивейший Смоленский храм, выполненный в формах "нарышкинского барокко". Храм начали возводить рядом с ветхой деревянной церковью и старинным погостом. В 1740 году ветхую сельскую церковь было решено заменить на такую же деревянную. В одном из выпусков "Русской старины в памятниках церковного и гражданского зодчества" А. Мартынова и И. Снегирёва (М., 1860), в статье, посвящённой сафаринской церкви, указывалось, что на её колокольне имеется колокол, отлитый, согласно надписи на нём, в 1694 году. Этим же годом датировались иконы из иконостаса. Таким образом, с большей вероятностью можно допустить, что именно 1694 год является годом окончания строительства и освящения Смоленского храма.

Софринская Смоленская церковь, стоявшая близ дороги в монастырь преподобного Сергия Радонежского, повидала в своих стенах несколько царственных особ. На протяжении более чем трёх веков своего существования она знала времена упадка, но неизменно возрождалась и обновлялась. В 1730-х гг. Сафарино оказалось в руках графа Михаила Гавриловича Головкина, женатого на племяннице В.Ф. Салтыкова. В 1741 году, по восшествии на престол Елизаветы Петровны, он угодил в опалу и был сослан в Якутию; Сафарино же отошло в казну. При передаче усадьбы в казну её описали - это первое сохранившееся описание палат и церкви в Сафарине. Оно свидетельствует о некотором неустройстве: "В этой же церкви Божьей, - говорится в нём о Смоленском храме, - в трёх ярусах 29 икон; в них оконницы слюдяные ветхие. В том числе 5 оконниц не имеется, показанные в двух ярусах за ветхостью оконниц заперты ставнями, и расписаны те ставни наподобие оконниц краской". В 1742 году Елизавета Петровна по пути к Троице заезжала в Сафарино. Это был не первый её визит сюда - но первый в качестве императрицы. Состояние бывшего головинского имения оставляло желать лучшего. Срочно дому и храму требовался ремонт. Оперативно всё исправили, большую роль в переделке дома сыграл известный архитектор М. Земцов. Но до церкви, вероятнее всего руки не дошли, потому что по описи 1759 года его состояние видится ещё более удручающим: "Да на каменной церкви под главой колокольня, на ней пять колоколов без весу, и с той церкви глава и жесть и крест железной от ветру свалились и крест весь изломан, тако ж и жесть с главы вся ободрана и изломана... И та церковь сверх сводов каменных покрыта лещедью и жестью; а алтарь и трапеза сверх сводов покрыта ж тёсом; да в той же церкви в трёх ярусах двадцать четыре окончины слюдяных ветхих; да одно окошко по правую сторону церковных дверей круглое забито досками". Помимо прочего, эта запись даёт понять, что изначально Смоленская церковь относилась к типу "иже под колоколы" - звонница была устроена в верхнем восьмерике; отдельной же колокольней она обзавелась гораздо позже. Последней владелицей Сафарина стала Варвара Николаевна Ягужинская. Вскоре посе переезда, в 1808 году, Ягужинская настояла на том, чтобы домовый Смоленский храм получил статус приходской церкви. В нач. 19 века в храме была проведена реконструкция, по завершении которой он лишился обходной галереи.

В 1860-х гг. храм расширили, пристроив к основной его части трапезную и колокольню; западной стеной трапезной при этом стала бывшая восточная стена барских палат, из чего можно сделать вывод, что разборка дворца, с использованием его кирпича на строительстве трапезной и колокольни, производилась незадолго до этого. Впоследствии работы в храме продолжились. В 1880-х годах на средства купца В. Аигина, жившего неподалёку, в Талицах, был заменён иконостас с сохранением в нём прежних икон ХVII века; царские врата нового иконостаса были родом из деревянной Смоленской церкви, простоявшей в селе до 1878 года и разобранной за ветхостью. Этот же купец пожертвовал 220-пудовый колокол. В 1889 году в церкви выполнили масляную роспись - до этого фрески украшали лишь свод и тромпы (имелись ещё орнаменты, обрамлявшие окна). В начале 1900-х гг. у храма появилась южная пристройка - во втором её этаже освятили Никольский придел, а первый заняла церковноприходская школа. В таком виде Смоленская церковь сохранилась до наших дней.

Смоленский храм, прошедший через " изъятие церковных ценностей" в 1922 году, оставался действующим до 1938 года. Бывшая церковноприходская школа по-прежнему занимала первый этаж пристройки, но была преобразована в обычную советскую школу. Именно её учительница инициировала процесс закрытия церкви, мотивируя необходимостью этого тем, что "шумные", с пением и колокольным звоном, богослужения мешают проведению уроков. Для софринских детей бывший храм (а точнее, его пристройка) оставался школой до конца 1960-х гг. В основном помещении довольно долго располагалось зернохранилище, но уже в 1960-е гг. в помещение бывшего храма жили студенты, мобилизованные на осенние сельскохозяйственные работы. Здание при этом, лишённое какого бы то ни было ухода, ветшало и напоминало руину - главы были срублены, на крыше росли кусты, кирпичная кладка осыпалась.

Ситуация изменилась в конце 1960-х годов, в пору активной деятельности Общества охраны памятников истории и культуры. После проведённого тщательного обследования Смоленский храм был реставрирован под руководством исследователя-архитектора Ирины Валентиновны Ильенко. Отреставрированную церковь передали Музею-заповеднику "Усадьба Мураново", который использовал её как фондохранилище. В 1994 году в Софрине при Смоленском храме была зарегистрирована православная община, которой вскоре и была передана эта церковь.



Смоленскую церковь отличают два уменьшающихся восьмерика, поставленных на четверик и украшенных характерным белокаменным декором (фронтоны затейливой формы, подчёркивающие карнизы и звучащие дальним отголоском закомар и кокошников). С формальной точки зрения, этих восьмериков насчитывается даже четыре - третьим выступает бывшая колокольня, а четвёртым - глухой барабан главы. Об опоясывавшей некогда храм галерее напоминают двери ломаной формы, сохранившиеся на уровне второго этажа на северном и южном фасадах. Над южным входом с трудом "прочитывается" святое изображение - как мы знаем из старых описаний, святителя Николая Чудотворца. На северном фасаде был изображён святитель Димитрий Ростовский, канонизированный в 1757 году.

В 1912 году Смоленский храм очередной раз расширили - путём возведения двухэтажной южной пристройки, на втором этаже которой был освящён Никольский придел. Окна её первого этажа разительно отличаются от стилизованных окон второго этажа - они довольно просты и просторны; и действительно, первый этаж предназначался для церковноприходской школы. Шатровая колокольня появилась в ходе реконструкции храма, предпринятой в 1860-х гг., когда с запада к основному четверику была пристроена трапезная. Мы должны быть благодарны авторам этой реконструкции за то, что в своей работе они учитывали стилистические особенности "нарышкинского барокко" и постарались не отступать от его принципов. С восточной стороны три мощные апсиды обозначают алтарную часть храма. По высоте они чуть ниже основного четверика. Трёхчетвертные коринфские колонны, отмечающие углы масс, - элемент западной ордерной архитектуры, ставший отныне и приметой отечественного храмового зодчества. Подклет храма укреплён контрфорсами. Зайдя в храм и поднявшись по крутой лестнице на второй этаж Смоленского храма, прихожане из притвора попадали в трапезную. Она может кое-что рассказать о первоначальном виде усадебного комплекса.

Дело в том, что, как выяснили исследователи, её западная стена до середины ХIХ века, когда был разобран барский дом, являлась его восточной стеной, а восточная стена нынешней трапезной, в свою очередь, представляла собой западную стену храма. Таким образом, длина трапезной есть расстояние, отделявшее Смоленскую церковь от палат владельцев Сафарина. При переустройстве церкви в 1860-х гг. и её расширении кирпичную кладку западной стены храма, имевшей входной портал и два окна по бокам от него, сломали и устроили здесь широкую арку. Остатки окон и их наличников были обнаружены в ходе исследовательских работ конца 1960-х гг., предшествовавших началу реставрации, - их, равно как и всю стену, восстановили в прежнем виде; оттого-то нынешняя трапезная и выглядит необычно, встречая посетителя храма двумя "уличными" окнами, открывающимися в его древнюю часть. Из трапезной через дверь в южной её стене прихожане попадали в поздний Никольский придел. Он устроен максимально просто - плоское перекрытие, невысокий иконостас; вместе с тем именно здесь сосредоточена основная часть современных святынь Смоленского храма. Другой проход, в восточной стене трапезной, ведёт в узкое помещение, исполнявшее до перестройки 1860-х гг. функцию притвора. Отсюда арочный проём с ещё двумя квадратными "окнами" по бокам ведёт в основное помещение храма. Оно буквально залито светом, льющимся через множество окон.

Высокий, практически до свода, семиярусный иконостас, покрытый витиеватой барочной резьбой, - более или менее точная копия дореволюционного иконостаса, поставленного в 1880-х гг. В тромпах, служащих переходом от четверика к восьмерику, - изображения четырёх евангелистов. Сюжетные фрески тут имелись и до революции. Кроме того, был расписан и свод храма - ныне эта роспись восстановлена. В западной стене, над входным проёмом, устроена "царская ложа", предназначенная для хозяев сафаринского имения. Её обрамляет орнамент "под золото" - похожими орнаментами украшены и окна. Вероятнее всего, эти орнаменты были призваны имитировать золочёную резьбу по дереву, которую заказчик мог видеть в более богатых "нарышкинских" храмах в Филях и Троице-Лыкове.

Журнал: "Православные храмы. Путешествие по Святым местам". Выпуск №221, 2016 г.



В селе Софрине, Сафарино тож, в XVI ст. существовала церковь Успения Пресвятой Богородицы; когда и по какому случаю она была уничтожена - неизвестно. В писцовых книгах 1631-33 гг. говорится: «села Семеновского приселье деревня, что было село Супонево, Сафарино тож, а в ней место церковное, что был храм Успения Пресвятой Богородицы, да место попово, пашни церковной земли 2 десятины в поле». В приходных книгах Патриаршего казенного приказа за 1638 г. упоминается, что церковная земля Успенской церкви отдавалась на оброк.

Около 1668 г. в селе Софрине построена новая церковь Успения Пресвятой Богородицы. В приходной книге казенного приказа написано: «в 1677 г., по указу патриарха и по помете на выписке дьяка Перфилия Семеникова, прибыла вновь из пустовой оброчной книги церковь Успения Пресвятой Богородицы в государеве дворцовом селе Сафарине, которая построена на церковной Успенской земле, а на ту церковь Успения велено положить дани и заезда… 16 алтын 4 деньги и по тому окладу те данные деньги велено взять по отписям… а пустовую церковную землю в пустовой книге велено очистить и впредь не писать. Данные деньги с сей церкви платил староста поповский Ильинский поп Федот».

Под 1702-39 гг. Успенская церковь писалась в вотчине кравчего Василия Федоровича Салтыкова в селе Сафарине. Во второй половине XVII ст. в селе Софрине упоминается церковь Пресвятой Богородицы Одигитрия, построенная на месте бывшей Успенской церкви, но когда - неизвестно. В переписной книге 1705 г. значится: «за кравчим Василием Федоровичем Салтыковым вотчина, что ему пожаловано из дворцовых волостей, село Сафарино, а в селе две церкви Смоленской Пресвятой Богородицы одна - каменная, а другая - деревянная». (О построении каменной церкви выдана благословенная грамота 1691 г. августа 11 дня патриархом Адрианом боярину Федору Петровичу Салтыкову).

По смерти В. Ф. Салтыкова село Софрино досталось его племяннице княгине Екатерине Ивановне Ромодановской, бывшей замужем за графом М. Головкиным. В Синодальном казенном приказе производилось дело о построении в селе Софрине новой деревянной церкви во имя Смоленской иконы Пресвятой Богородицы. Дело началось по прошению графа Михаила Гавриловича Головкина. В своем прошении, поданном в казенный приказ 18 мая 1737 г. он писал: «в подмосковной вотчине моей в селе Сафарине имеется церковь деревянная во имя Одигитрии Смоленской Богородицы, которая от давнего строения весьма обветшала и службы отправлять невозможно; а ныне я желаю на место оной ветхой церкви построить вновь деревянную церковь во имя Одигитрии Смоленской Богородицы, а без указу и без благословения св. Правительствующего синода того учинить опасный, и чтоб указом повелено было о строении на место оной ветхой церкви вновь деревянную дать указ». Резолюция преосвящ. Вениамина, епископа Коломенского и Каширского: «дать храмозданную грамоту, 1737 года мая в 25 день». Того же года 1 июля из синодального казенного приказа выдан указ графу Головкину о строении церкви. Новопостроенная деревянная церковь была освящена в феврале 1740 г.

В 1741 г., по именному указу, все имения, принадлежавшие графу Головкину, велено отписать на ее величество. В описных книгах 1742 г. находится описание церквей в селе Софрине.

Холмогоров В. И., Холмогоров Г. И. «Исторические материалы о церквах и селах XVI - XVIII ст.» Выпуск 5, Радонежская десятина Московского уезда. Издание Императорского Общества Истории и Древностей Российских при Московском Университете. Москва, в Университетской типографии (М. Катков), на Страстном бульваре, 1886 г.

Смоленской иконы Божьей Матери

Софрино, Пушкинский район, Московская область

Конфессия

Православие

Московская

Благочиние

Пушкинское

Архитектурный стиль

московское барокко

Строитель

Ф. П. Салтыков

Строительство

1691-1694 годы

Культурное наследие Российской Федерации, объект № 5010379002

Церковь Смоленской иконы Божьей Матери в Сафарине - православный храм, памятник русской архитектуры конца XVII века в селе Софрино Пушкинского района Московской области. Храм в стиле московского барокко был построен на средства Ф. П. Салтыкова в 1691-1694 гг.

История

Нынешнее село Софрино изначально было известно под названием Супонево . Новое название - Сафарино - село получило от фамилии богатого купца Ивана Сафарина, купившего его в XVI веке. Село было расположено на левом берегу реки Талицы и состояло из деревянной Успенской церкви, окружённой с трёх сторон избами. По восточной окраине села проходила древняя Троицкая дорога в Троице-Сергиеву лавру. На Талице была устроена плотина с мельницей. Эта плотина была восстановлена в старых габаритах местными жителями в 1968-1969 годах.

В конце 1680-х годов село, находившееся в собственности государева двора, было пожаловано боярину Ф. П. Салтыкову, ставшему царским тестем (его дочь Прасковья вышла замуж за Иоанна Алексеевича). В 1691-1694 годах на правом крутом берегу, напротив села, Салтыков выстроил двухэтажные палаты. С восточной стороны к ним примыкал домовый храм в честь Смоленской иконы Божией Матери. Вокруг палат был разбит регулярный липовый парк, посажен фруктовый сад и вырыт пруд. Кроме того, были построены ткацкая фабрика, конюшни и дома дворни. В XVIII веке сафаринские палаты неоднократно служили пристанищем для царственных особ по пути на богомолье в Троице-Сергиеву лавру. В знак этого на кресте купола храма помещена небольшая корона.

Последней владелицей Сафарина была внучка строителя палат, графиня Варвара Николаевна Ягужинская (1749-1843), жена Сергея Павловича Ягужинского (1731-1806). Она известна тем, что в 1833 году освободила своих крестьян от крепостной зависимости, передав им в пользование свои земли. Могила В. Н. Ягужинской сохранилась в подклете Смоленской церкви.

После смерти Ягужинской палаты постепенно ветшали, сад пришёл в запустение, часть деревьев была вырублена. Палаты были разобраны, а часть кирпича в 1860-х годах пошла на строительство трапезной и колокольни.

В 1902-1905 годах с южной стороны трапезной был выстроен Никольский придел с церковно-приходской школой. Средства для этого были даны московской купчихой Верой Абрамовной Егоровой.

В 1938 году храм был закрыт, а его последний настоятель игумен Платон (Климов, 1877-1966) сослан. Здание использовалось под разные хозяйственные нужды, было доведено до аварийного состояния и стало бесхозным. Некоторые предметы утвари, иконы, а также царские врата XVI века, перенесённые в иконостас Смоленской церкви в 1878 году из разобранной деревянной церкви, были переданы в музей «Коломенское», где хранятся до сих пор.

В 1970-е годы под руководством И. В. Ильенко (1921-1996) была выполнена реставрация храма. В 1990-х годах были возобновлены церковные службы. Ведутся работы по восстановлению иконостаса в древней части храма.

До наших дней от усадьбы, пережившей в XVIII веке свой расцвет, дошли Смоленская церковь с пристроенными к ней позже трапезной и колокольней, пруд и запущенный липовый парк.

Архитектура

Храм выполнен в стиле московского барокко с характерной для него центрической композицией. Кирпичное здание выстроено кораблём и поставлено на высокий подклет. Ранее храм окружала галерея-гульбище, а с западной стороны был проход в жилые палаты. И гульбище, и палаты были разобраны, а вместо них в 1862-1866 годы пристроена трапезная с шатровой колокольней.

Здание имеет ярусную структуру, в которой на четверик поставлены четыре убывающих по размерам восьмерика. Два из них - световые и выходят в интерьер храма, третий является звонницей, а последний - барабаном под главу. При декорировании церкви использованы полуколонки, треугольные фронтоны, тонко профилированные карнизы и оконные наличники. Парапеты треугольной формы первого и третьего восьмериков завершаются шарами, а второго - пинаклями. Глава и крест храма неоднократно переделывались. В ходе реставрации форма купола и рисунок покрытия в виде чешуи были взяты по образцу церкви Знамения на Шереметьевом дворе, крест повторяет форму креста церкви Николая Чудотворца на Пупышах.

Московская обл., Пушкинский р-н, пос. Софрино.
В конце XVII в. село Сафарино с деревнями Кленики и Бурлаково было пожаловано боярину Ф.П.Салтыкову, дочь которого Прасковья в 1684 г. вышла замуж за царя Ивана Алексеевича. В центре села находилась деревянная церковь с погостом.
Каменная церковь построена в 1692-1694 гг. Наиболее раннее описание церкви и палат относится к 1742 г.: «Село Сафарино две церкви каменная во имя Одигитрии Пресвятой Богородицы Смоленския. Церковной утвари: иконостас резной вызолочен <...> вышеупомянутая каменная церковь Божия сводом каменная, а сверх свода крыта лещением и жестью. Алтарь и трапеза сверх сводов покрыты для охранения от течи тесом. В этой же церкви Божией в трех ярусах 29 икон; в них оконницы слюдяные ветхие. В том числе 5 оконниц заперты ставнями и расписаны те ставни на подобии окончим краской».
Последней владела селом графиня В.Н.Ягужинская, которая за 16 лет до отмены крепостного права освободила своих крестьян от крепостной зависимости, передав им все угодья.
В 1808 г. церковь стала приходской. После смерти В.Н.Ягужинской в 1843 г., палаты постепенно обветшали, и их за ненадобностью разобрали, а кирпич использовали на пристройку в 1862 г. трапезной и шатровой колокольни.
В 1882-1883 гг. первоначальный иконостас заменили новым, но с сохранением старых икон и царских врат XVI в., перемещенных сюда из разобранной в 1878 г. деревянной церкви.
В 1889 г. храм внутри был расписан масляной живописью. В 1902-1904 гг. по проекту архитектора Г.И.Попова к церкви пристроили придел и церковноприходскую школу под ним. Композиция храма приобрела существующий ныне вид.
В 1938 г. храм закрыли, здание использовалось под разные хозяйственные нужды, а затем стало бесхозным. В 1994 г. храм вновь открылся. Тогда в нем располагалось фондохранилище Мурановского музея-усадьбы.
Службы проводились в помещении церковноприходской школы. Сейчас служба ведется в приделе святителя Николая, с исторически точно восстановленным иконостасом. В Смоленском приделе реставрирутся первозданная фресковая роспись стен.
Настоятель храма - протоиерей Владимир Гончаров.
www.mepar.ru/eparhy/temples/?temple=652
Архитектура.
Храм выполнен в стиле московского барокко с характерной для него центрической композицией. Кирпичное здание выстроено кораблём и поставлено на высокий подклет. Ранее храм окружала галерея-гульбище, а с западной стороны был проход в жилые палаты. И гульбище, и палаты были разобраны, а вместо них в 1862-1866 годы пристроена трапезная с шатровой колокольней.
Здание имеет ярусную структуру, в которой на четверик поставлены четыре убывающих по размерам восьмерика. Два из них - световые и выходят в интерьер храма, третий является звонницей, а последний - барабаном под главу. При декорировании церкви использованы полуколонки, треугольные фронтоны, тонко профилированные карнизы и оконные наличники. Парапеты треугольной формы первого и третьего восьмериков завершаются шарами, а второго - пинаклями. Глава и крест храма неоднократно переделывались. В ходе реставрации форма купола и рисунок покрытия в виде чешуи были взяты по образцу церкви Знамения на Шереметьевом дворе, крест повторяет форму креста церкви Николая Чудотворца на Пупышах.

Церковь

Церковь Смоленской иконы Божьей Матери

Страна Россия
Посёлок Софрино
Конфессия Православие
Епархия Московская епархия
Архитектурный стиль московское барокко
Строитель Ф. П. Салтыков
Строительство - годы
Статус действует

Координаты : 56°08′57.68″ с. ш. 37°58′20.88″ в. д.  /  56.149356° с. ш. 37.972467° в. д. (G) (O) (Я) 56.149356 , 37.972467

Церковь Смоленской иконы Божьей Матери в Сафарине - православный храм , памятник русской архитектуры конца XVII века в посёлке Софрино Пушкинского района Московской области . Храм в стиле московского барокко был построен на средства Ф. П. Салтыкова в 1691-1694 гг.

История

Нынешнее село Софрино изначально было известно под названием Супонево . Новое название - Сафарино - село получило от фамилии богатого купца Ивана Сафарина, купившего его в XVI веке. Село было расположено на левом берегу реки Талицы и состояло из деревянной Успенской церкви, окружённой с трёх сторон избами. По восточной окраине села проходила древняя Троицкая дорога в Троице-Сергиеву лавру . На Талице была устроена плотина с мельницей. Эта плотина была восстановлена в старых габаритах местными жителями в 1968-1969 годах.

В конце 1680-ых годов село, находившееся в собственности государева двора, было пожаловано боярину Ф. П. Салтыкову , ставшему царским тестем (его дочь Прасковья вышла замуж за Иоанна Алексеевича). В 1691-1694 годах на правом крутом берегу, напротив села, Салтыков выстроил двухэтажные палаты. С восточной стороны к ним примыкал домовый храм в честь Смоленской иконы Божией Матери. Вокруг палат был разбит регулярный липовый парк, посажен фруктовый сад и вырыт пруд. Кроме того, были построены ткацкая фабрика, конюшни и дома дворни. В XVIII веке сафаринские палаты неоднократно служили пристанищем для царственных особ по пути на богомолье в Троице-Сергиеву лавру . В знак этого на кресте купола храма помещена небольшая корона.

Последней владелицей Сафарина была внучка строителя палат, графиня Варвара Николаевна Ягужинская (1749-1843), жена Сергея Павловича Ягужинского (1731-1806). Она известна тем, что в 1833 году освободила своих крестьян от крепостной зависимости, передав им в пользование свои земли. Могила В. Н. Ягужинской сохранилась в подклете Смоленской церкви.

После смерти Ягужинской палаты постепенно ветшали, сад пришёл в запустение, часть деревьев была вырублена. Палаты были разобраны, а часть кирпича в 1860-ых годах пошла на строительство трапезной и колокольни.

В 1902-1905 годах с южной стороны трапезной был выстроен Никольский придел с церковно-приходской школой. Средства для этого были даны московской купчихой Верой Абрамовной Егоровой.

В 1938 году храм был закрыт, а его последний настоятель игумен Платон (Климов, 1877-1966) сослан. Здание использовалось под разные хозяйственные нужды, было доведено до аварийного состояния и стало бесхозным. Некоторые предметы утвари, иконы, а также царские врата XVI века, перенесённые в иконостас Смоленской церкви в 1878 году из разобранной деревянной церкви, были переданы в музей «Коломенское », где хранятся до сих пор.

В 1970-ые годы под руководством И. В. Ильенко (1921-1996) была выполнена реставрация храма. В 1990-ых годах были возобновлены церковные службы. Ведутся работы по восстановлению иконостаса в древней части храма.

До наших дней от усадьбы, пережившей в XVIII веке свой расцвет, дошли Смоленская церковь с пристроенными к ней позже трапезной и колокольней, пруд и запущенный липовый парк.

Проезд общественным транспортом: от Москвы с Ярославского вокзала до ст. Ашукинская, далее пешком 2 км.

Проезд автомобилем: От Москвы по Ярославскому шоссе до А-107, далее свернуть налево на Рахманово. В Рахманово - поворот на село Софрино (не путать с находящимся рядом поселком Софрино, известным своим церковным производством).

Смоленская церковь в селе Софрино (Сафарино) была выстроена в 1691-1694 гг. в вотчине боярина Ф.П.Салтыкова. До XVI века в селе была Успенская церковь, вероятно, деревянная. В конце XVII века село, находившееся в собственности государева двора, было пожаловано Ф.П.Салтыкову, ставшему царским тестем, - в 1684 году дочь Салтыкова Прасковья вышла замуж за царя Ивана Алексеевича, брата Петра I. При новом хозяине в селе был выстроен великолепный комплекс, включавший в себя жилые каменные палаты и храм.

Храм – замечательный образец нарышкинского стиля («московского барокко»). Кирпичное здание, украшенное резным белокаменным декором причудливых форм, выстроено «кораблем», поставлено на высокий подклет. Изначально храм окружала галерея-гульбище, а с запада он соединялся с каменными жилыми палатами – по сути это была домовая церковь. Позднее гульбище было разобрано, палаты тоже, а с запада к основному объему в 1866 г. пристроили трапезную с шатровой колокольней. Поначалу же ярус звона был устроен на основном объеме храма – распространенный в нарышкинском стиле тип храма «под колоколы» или «под звоном». В 1912 году к храму был пристроен южный придел.

На кресте купола храма укреплена корона – знак того, что церковь посещал кто-либо из царской семьи. Действительно, по пути на богомолье в Троице-Сергиеву лавру царская семья останавливалась на ночлег в палатах в селе Ф.П.Салтыкова, который приходился близким родственником монаршей семье (дочь Салтыкова Прасковья была замужем за царем Иваном Алексеевичем, старшим братом Петра I).

Последней владелицей села была Варвара Николаевна Ягужинская, урожденная Салтыкова, известная тем, что за 16 лет до указа об отмене крепостного права подписала всем своим крестьянам вольную и наделила их землей. Церковь была переведена в приходские. Похоронена Варвара Николаевна под храмом, о чем свидетельствует доска на апсидной части.

После смерти последней владелицы обветшавшие палаты были разобраны на кирпич, а на их месте спустя почти полвека выстроили новую трапезную с колокольней.

В 1938 году храм был закрыт, отдан под различные хозяйственные помещения. В 1994 году он был возвращен верующим; на тот момент его занимало фондохранилище музея-усадьбы Мураново. Сейчас храм действует.